Главная » Статьи » Уроки музыки

Волшебная палочка дирижера. Тайны симфонического оркестра

Мельникова Оксана Валерьевна

Учитель музыки МКОУ СОШ№47

Барабинского района Новосибирской области

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

Тема: Волшебная палочка дирижера. Тайны симфонического оркестра

Цель урока: познакомить школьников с группами симфонического оркестра, способствовать формированию целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.

Задачи урока:

  • повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:
  • через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих;
  • через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
  • пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества;
  • развивать навыки импровизации и творчества.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.

Ход урока

1.Организационный момент.

Ученики перед входом в класс вытягивают нотки с номерами парты и под музыку встают на места.

Распевка «Здравствуйте, ребята» (слайд 1)

 

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроенье?

Дети: Очень хорошо!

Учитель: Пора нам заниматься!

Дети: Да-да-да!

Учитель: Мы будем все стараться!

Дети: Так же как всегда!

Все: Будем танцевать и песни распевать,

Всех мы позовем за нами повторять!

 

2. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.

  1. Что такое темп в музыке?  (Скорость звуков)
  2. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)
  3. Как называется громкость в музыке?  (Динамика)
  4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?  (протяжно, уныло)                
  5. Как звучит музыка, написанная в мажорном  ладу?  (весело, торжественно, звонко)
  6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)
  7. Какие оркестры вы знаете? (народный, джазовый, симфонический)
  8. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).
  9. А зачем он нужен оркестру?
  10. Что дирижер держит в руках?

 

У вас на парте лежит «Лист самооценки» (слайд 2, приложение 1). Выполняя задания, вы будете заполнять таблицу на этих листах, то есть за каждое правильное задание будете ставить «+». У кого в конце урока во всех столбцах будут +, тот получит за урок «5». Если, одно задание будет выполнено не правильно, то он получает «4». Если 2 задания выполнено не правильно, то в конце урока будет оценка «3». Но я думаю, вы все справитесь с заданиями успешно.

 

3. Моделирование проблемной ситуации (слайд 3-6 ):

  • Мы сегодня снова в театре. В каком? (ответы детей)
  • Правильно, Большой театр оперы и балета.
  • Вы пришли в театр и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Слышите, они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится.
  • Но вот выходит дирижер, взмах палочки, и... полилась прекрасная музыка. (видеофрагмент)
  1. Углубление в новую тему(слайд 7- 8):

- Скажите, как называется оркестр, который играет в таком театре?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Наша тема урока «Тайны симфонического оркестра»

- А какие тайны есть у симфонического оркестра? Что бы вам хотелось узнать? (какие есть инструменты?)

  1. Музыкально-теоретическая деятельность(слайд 9):

Симфонический  оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек.

Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов (слайд 10):

Струнно-смычковая группа инструментов. 

- Почему они так называются?

- Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

-  Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

-  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

- А теперь подробнее рассмотрим эти группы. Вы будете работать в парах.

Пользуясь текстом (приложение 2), который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу(приложение 3 ).

Давайте проверим, как вы заполнили таблицу (слайд 11). Все, кто все заполнил правильно, поставьте себе «+» в лист самооценки.

- А теперь посмотрим, как выглядят эти инструменты, и послушаем их звучание (слайд 12-15).

 

  - Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра(слайд 16 ), то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям. Слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Медные и ударные располагаются за предыдущими группами. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

6.  Игра «Симфонический оркестр» (слайд 17 )

- Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.

Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.

Договорились? Тогда начнем.

(Звучит веселая музыка)

Учитель.

          - Играем на скрипке

         -на тромбоне

         -на бубне

         -на контрабасе

         -на мясорубке

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель.

            - Играем на виолончели

         - на скрипке

         - на трубе

         - на утюге

(Дети хлопают в ладоши)

 Учитель.

         - на флейте

         - на рояле

         - на метле

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель. Молодцы, ребята!

 

  1. Закрепление изученного, индивидуальная работа

Задание «Соотнеси»

Перед вами карточки со следующим заданием (приложение 4).

Вам нужно стрелками указать, к какой группе относятся эти музыкальные инструменты.

- Проверим, правильность выполнения задания (слайд 18). Проверяет сосед по парте.

 Кто правильно выполнил задание, ставим в лист самооценки +.

Задание «Найди инструмент» (слайд 19, приложение 5)

На следующей карточке вам нужно найти музыкальные инструменты медной духовой группы и раскрасить их. Это задание базового уровня, а кто еще подпишет эти инструменты, тот выполнит задание повышенного уровня. За базовый уровень ставим +, а за повышенный добавляем еще +.

«Самолетик».

У вас на столе лежат чистые листы бумаги. Вы должны в паре придумать и записать на него вопрос, который бы вы могли задать друг другу по теме урока. Запустите самолетики по классу. А теперь, кто какой самолетик поймал, тот и будет отвечать на вопрос на самолетике.

 

- А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни.

Давайте исполним песню, которую мы разучили на прошлом уроке.  Но сначала поработаем над правильным дыханием.

  1. Дыхательная гимнастика

«Ладошки»

- сдуваем пушинку,

- греем ладони.

  1. Исполнение песни «Пригласите песенку» (слайд 21-24 ).

Исполнение всем классом.

- В каком ладу звучит эта песня.

Темп, регистр, динамика (громкость). Опишите мелодия песни.

Исполнение песни по группам: по рядам, мальчики-девочки.

  1.  Карта самооценки

В листах самооценки остался еще столбик под цифрой 4. В него вы должны сами себе поставить + или -. Хорошо подумайте и оцените свою работу на уроке: смотрите на слайд (слайд 25). Ели вы свою работу оцениваете положительно, то ставите +, если отрицательно, то -. В листе самооценки выставите себе отметку за работу на уроке.

  1.  Рефлексия.

«Нотки»

На доске весят рисунки чемодана, мясорубки, мусорки.

Ребята, если вы думаете, что материал, изученный на уроке, вам интересен и может пригодиться в дальнейшем, то прикрепите нотку к чемодану, если полученную информацию еще надо переработать, то к мясорубке, а если вам было не интересно, и весь полученный материал вы выбросите из головы,  то к мусорному баку (приложение 6, слайд 26) .

  1.  Домашнее задание

Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра

 

– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы  узнаем на следующем уроке. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

Категория: Уроки музыки | Добавил: Kanti (29.06.2014) | Автор: Мельникова Оксана Валерьевна
Просмотров: 2741 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 2
2 Kasbekk  
Урок понравился. Задания и игры интересные. Спасибо!

1 Оксибор  
Очень интересная разработка урока. Захотелось окунуться в мир детства и побывать на таком уроке. Молодым специалистам есть чему поучиться, чтобы  дети бежали на интересные уроки музыки. Спасибо за ваше творчество.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]