Главная » Файлы » Мои файлы |
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля
[ Скачать с сервера (297.9 Kb) ] | 15.01.2016, 21:46 |
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок. Сюньцзы На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я вникала в суть идеи Кембриджской программы, а именно идеи семи модулей, в основе которых заложена социоконструктивисткая теория (Выготский, 1978), указывающая на то, что дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Тесная связь «Новых подходов» и идей социоконструктивисткой теории переплетаются с преподаванием и обучением на основе диалога (Мерсер1995; Александер 2008) и метасознанием или «Обучению тому, как учиться» (Флейвэлл, 1976; Выготский, 1978)(Руководство для учителей). Мне хотелось бы подробнее остановиться на диалоговом обучении. Почему я решила выбрать именно этот модуль? Может быть потому, что я учитель русского языка, одной из главных моих задач является развитие устной и письменной речи. Раньше в своей практике для достижения этой цели нам больше доводилось развивать письменную речь, так как именно по письменной работе (диктанты, тесты) проверяли качества знаний у учащихся по русскому языку. Для моих учеников в будущем пригодится грамотная письменная речь, но также важным фактором является развитие устной речи, чтобы они могли красиво и грамотно строить диалог и аргументировать свое мнение не только со сверстниками, но и с учителями, в реальной жизни. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Руководство для учителя) Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивать коммуникативные навыки. В будушем я хочу, чтобы мои дети умели свободно мыслить и излагать правильно свои мысли, хочу видеть их уверенными, общительными и ответственными за своё обучение. Человек без общения, то есть без диалога не может существовать. В традиционной практике преподавания ученикам не предоставлялась возможность диалога друг с другом. Учащиеся в ходе выполнения учебных задач вступали в диалог только с учителем. Это лишает учеников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии. («Атмосфера в школе и в классе») Для того чтобы развить диалоговое обучение, большое внимание нужно уделить созданию в классе коллаборативной среды, которая благоприятно влияет на весь учебный процесс, учащиеся чувствуют себя комфортно, им хочется работать, помогать друг другу. Для этого на первом уроке я с детьми создала «Круг радости». Когда ученики взялись за руки и стали говорить друг другу теплые пожелания, они невольно вступили в диалог, в дружескую беседу. Целью этой стратегии является создание благоприятной атмосферы в классе. Ведь если ученики будут комфортно чувствовать себя на уроке, то это повлияет на их диалогическое общение. Учащиеся будут с удовольствием рассуждать, обмениваться своими мыслями и новыми идеями, выслушивать друг друга, учитывая и принимая мнение каждого, как в паре, так и в группе. «Круг радости» Как утверждает Александер (2004): «Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге ученики (а так же их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть, достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. (Руководство для учителей). Я считаю, что при правильной постановке вопросов дети обмениваются мыслями и начинают обсуждать, размышлять, обмениваться информацией, идеями. Активный диалог должен начинаться уже при работе в паре. Именно парная беседа- это залог диалогового обучения. Для себя я отметила, что в будущем необходимо научить детей ставить вопросы низкого, а желательно высокого порядка. Придя на курсы, я узнала, что существует два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называются «закрытыми» или «буквальными».Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные» (Руководство для учителя). Мои ученики на всех уроках учились сами составлять вопросы низкого и высокого порядка, которые направлены на умение ученика применять, анализировать и синтезировать информацию. Это вызывало некоторые затруднения у учеников. Это я выяснила, применив стратегию «Горячий микрофон», при опросе домашнего задания. Ученики в роли журналистов задавали вопросы высокого и низкого порядка, но, к сожалению, дети не сразу сумели вовлечься в процесс этой стратегии. Ошибкой первого журналиста состояла в том, что задавая «тонкие » вопросы, им были услышаны короткие и однозначные ответы, и в результате у него не получился диалог. После неудачной попытки, я объяснила, что постановка «толстых» вопросов развивает мыслительную деятельность, диалогическую беседу. После моих доводов и разъяснений, дети пытались задавать «толстые» вопросы. Это были такие вопросы как: Зачем нужны нам книги? Что было бы если не было книг? Ученики, вступая в диалог начали выдвигать свои идеи, рассуждать и спорить друг с другом. Самым неожиданным для меня было то, что способности «тихих» учеников раскрылись, и благодаря диалоговому обучению у детей появилась возможность выразить свои мысли, анализировать, сравнивать данную информацию по определенной теме. В итоге, эта стратегия была интересна для учащихся, и мне удалось охватить все ступени «Таксономии Блума». Я пришла к выводу, что при постоянном использовании этой стратегии, мне удастся исправить все недочёты, также необходимо самой тщательно продумывать вопросы «высокого порядка». «Горячий микрофон» Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые включены субъекты: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа». Планируя серию последовательных уроков, я попыталась использовать разные типы бесед, потому что только в ходе беседы учащиеся могут высказывать своё мнение, выслушать идеи других людей, логически мыслить. Я думаю, что именно диалоговое обучение, то есть диалогическая беседа, вносит огромный вклад в развитие устной и письменной речи и служит мощным орудием при обучении учащихся. Диалогическая беседа помогает ребёнку развивать коммуникативные навыки. Основываясь на теории Выготского «Зона ближайшего развития», где ученики обучаются при поддержке взрослого или более способного ученика, в процессе социального взаимодействия, я попробовала внедрить в свою практику кумулятивную, исследовательскую беседы и беседу - дебаты. Через кумулятивную беседу, которая предполагает, что каждый ученик принимает и соглашается с тем, что говорят другие, можно организовать работу так, что эта беседа будет использоваться для обмена знаниями, а выдвигаемые идеи при повторении и разработке будут тщательно оцениваться. (Руководство для учителя) Этот тип беседы я использовала на втором уроке по теме «Склонение прилагательных в единственном числе» при объяснении новой темы. Используя таблицу, сначала спикеры объяснили своей группе, а потом дети пытались друг другу задавать наводящие вопросы и сообща отвечать на них. В ходе этой стратегии я заметила, что дети внимательно слушали, пытались находить ответы, если ответы были правильными, они дружно соглашались и принимали во внимание, некоторые вопросы повторялись или же разрабатывались заново, но ко всему этому они относились более терпеливо. Как было выше изложено, работая в группе, ученики обменивались информацией, которую получили при объяснении новой темы спикером. Дети свободно общались, чувствовали себя комфортно, потому что рядом были друзья, которые могут помочь при затруднении того или иного вопроса. Для себя сделала вывод, что при использовании кумулятивной беседы ученики чувствуют доброжелательное отношение к себе, и поэтому без стеснения выражают свои мысли, умеют слушать идеи другого, задают вопросы и находят на них ответы. Но также я выявила недостатки кумулятивной беседы, так как идеи не всегда тщательно оцениваются, нет логического заключения , моим некоторым ученикам С трудно было освоить новый материал. В дальнейшем я планирую при использовании этой стратегии дать опережающее задание спикеру: дома подготовиться и найти доступное и в то же время интересное изложение материала, внедряя постепенное использование теории и практики. Объяснение по таблице (кумулятивная беседа) В исследовательской беседе каждый предлагает уместную информацию, идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку, участники спрашивают и обосновывают то, что сказано. (Руководство для учителя) На первом уроке, на этапе осмысления мною была проведена стратегия «Верные - неверные утверждения». Учащиеся в группе составляют кластер, выбирaя «верные утверждения», которые предложила учитель, oписывaют зaданнyю темy, самостоятельно формулируют правило. Затем после выявления «неверных утверждений», ученики размышляют, доказывают свою точку зрения, обосновывают свой ответ. Закончив задание, свою информацию сравнивают с основной информацией, то есть с правилом в учебнике. Мы просим оценить их правильность, используя полученную на уроке информацию. Ученики бурно обсуждали, сортируя «верные – неверные утверждения», такие как: Прилагательное обозначает предмет? Прилагательное –это часть речи? Прилагательные отвечают на вопросы кто? что?? Участники группы оказывали друг другу помощь и стремились достичь согласия, а самое главное это прослеживалось в ходе исследовательской беседы. Дети выявили проблему, обменивались идеями и мнениями и сообща решили проблему, при этом коллективно сформировали правило. Групповая работа (исследовательская беседа) Исследовательскую беседу я использовала на своих уроках для развития познавательных,коммуникабельных качеств ученика. Мои ученики работали с разными источниками информации, задавая друг другу вопросы, через диалог, самостоятельно получали результаты и тем самым анализируя и размышляя приходили к единому мнению. Где и как это происходило? На третьем уроке, тема «Склонение прилагательных во множественном числе», на стадии вызова я предложила детям картинки и попросила найти тему урока. Что у меня получилось? Все ученики приняли активное участие в обсуждении, в группе нашлись лидеры, именно они начали задавать вопросы, искать сходство и различия этих предметов, дети,у которых мыслительный процесс был медленным, тоже пытались участвовать в исследовательской беседе. В итоге лидировала та группа, которая чётко распределяла роли в группе и отличалась «быстротой мышления» , приходила к единому мнению, то есть правильно вели исследовательскую беседу. Я пришла к выводу, что при обучении эффективнее будет научить учащихся вести исследовательскую беседу, но для этого учитель должен давать такие задания, которые могли бы мотивировать данную беседу. Сам процесс работы детям понравился и мне тоже было приятно смотреть на то, как увлеченно они выполняют предложенные мною задания. Беседа - дебаты, «в которой существует расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению; предпринимается небольшое число объединить ресурсы; общение часто происходит по типу «Да», это так!» - «Нет, не так!»; атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество». (Руководство для учителя) Изучая произведения, я часто провожу на уроке чтения беседу - дебаты. Так как я работаю в казахской школе, и русский язык не является родным, некоторые дети, но не все, умеют говорить своё мнение, но отстаивать и доказывать, вести конкурентную беседу им очень тяжело. Но тем не менее я попыталась внедрить в свою практику беседу – дебаты. На первом уроке при работе над текстом «Астана- главный город» я задала вопрос «высокого порядка»: Нужно ли было менять Казахстану нашу столицу? Несколько учеников однозначно ответили: «Да». На вопрос: «Почему?», они не смогли критически мыслить. Среди учеников нашлись и те, которые не побоялись сказать «нет», смогли аргументировать, но конкурентной беседы не получилось, потому что дети не могут отстаивать свою точку зрения. Я думаю, что причиной моей неудачи является барьеры языка. И в будущем, чтобы преодолеть все препятствия не нужно бояться экспериментировать, планировать на уроках и активно применять все 3 типа беседы, особенно беседу – дебаты. Беседа - дебаты Я сделала выводы, что нужно на каждом уроке внедрять диалоговое обучение, что именно через диалог у детей активизируется мыслительная деятельность, развивается критическое мышление, коммуникабельность. Самое главное диалог влияет на обучение учеников. На своих уроках я пыталась использовать разные виды диалога: «учитель - ученик», «ученик - класс», «ученик - ученик». Но самым приемлемым в обучении является диалог по типу «ученик - ученик», работая в парах, они консультируют друг друга, ведут беседу и тем самым развиваются навыки критического мышления. На всех моих уроках, которые я провела, мною было замечено, что мои ученики стали больше думать, чаще говорить, активнее формируется их мышление и речь. Рeзультaтoм моих урoкoв стало то, что дeти oткрывают и осваивают новые знания, применяют на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания. При «традиционном» преподавании мы на уроке тоже использовали диалоговое обучение. Возможности диалога типа «ученик – ученик» у него не было, так как другой ученик сидел к нему спиной. При новых подходах ученики сидят лицом к лицу и вступают в активный диалог. Я заметила, что при диалоге происходят изменения в поведении, меняется отношение к обучению. Они не стесняются задавать вопросы друг другу, также могут попросить помощи у друга. В заключение могут сказать, что диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.(Руководство для учителя) Подумав о своей практике я поняла, что применив диалог, значительный вклад в обучение внесли и мои ученики, и, конечно же, я. При внедрении данного модуля я столкнулась с такими трудностями как: некоторые дети, работая в паре и в группе не смогли вести активный диалог, слабо развито красноречие, не умеют грамотно излагать свои мысли, не всегда могли аргументировать свои мысли. Для устранения этих барьеров в будущем мне нужно на своих уроках использовать парную, групповую беседу, подбирать задания, направленные на развитие грамотности и красноречия, применять новые стратегии, приемы, которые помогут научить учеников последовательно излагать и аргументировать свои мысли. Хочу отметить, что в дальнейшем использование данного модуля и установление связей с остальными модулями будет способствовать преодолению сложившихся у меня барьеров и поможет мне выйти на новый более высокий уровень понимания процесса обучения в целом. Мои ученики на уровне своего возраста этого совершенства пока не достигли. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей. Список литературы: 1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. 2. «Методические рекомендации по написанию рефлективных отчётов и подготовке презентационной речи» Семей 2013г. 3. «Задания для выполнения в период практики в школе» Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. 4. Раздаточный материал, 3 неделя, 2 день. | |
Просмотров: 3212 | Загрузок: 121 | |
Всего комментариев: 0 | |