Главная » Файлы » Мой урок

Самостоятельные части речи.
11.03.2017, 16:17
Автор: Шевалдова Г.Г., учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №8» акимата города Усть-Каменогорска.
Разработка урока русского языка в 7 классе. Урок – семинар. Тип урока: обобщение изученного. Заранее предложить ученикам блок вопросов и заданий. Выбор вопросов и заданий может быть индивидуальным и групповым. Учитель предлагает видоизмененные вопросы, что представляет определенную трудность для учеников, зато формирует гибкость ума. Этим вносится элемент новизны, предупреждается однообразие и монотонность в деятельности учащихся.
Тема: Самостоятельные части речи.
Цель: обобщение и закрепление изученного материала.
Задачи:
- формирование теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал;
- развитие орфографической зоркости, языкового чутья;
- воспитание бережного отношения к языковой норме, взаимоуважения.
Методы: словесный – рассказ, беседа. Практический – фронтальный и индивидуальный опрос; проблемно-поисковый – работа с текстом.
Приемы: логический – сравнение и установление черт сходства и различия самостоятельных частей речи, постановка проблемы, выводы; организационный – ответы у доски и с места.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: карточки с вопросами и заданиями для подготовки к семинару; карточки для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка к семинару
Заранее предложить ученикам блок вопросов и заданий. Выбор вопросов и заданий может быть индивидуальным и групповым.
Вопросы и задания к уроку-семинару:
- Назовите самостоятельные части речи. Почему они так называются?
- Назовите группу имен. Что их объединяет? Случайно ли, что имена имеют именительный падеж?
- Дайте определение каждой части речи. Почему в каждом из этих определений выделяются три части?
- Подготовьтесь и расскажите о правописании мягкого знака после шипящих во всех частях речи и о его роли в слове.
- Расскажите о правописании падежных - Е, - И. Подготовьте словарный диктант и словосочетания (глагол + существительное в р., д., п.п. 1,2,3, склонений)
- Расскажите о глаголе и его формах: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Приведите примеры.
- Подберите слова для диктанта, проведите его в классе.
- Подберите предложения для синтаксического разбора, организуйте проверку.
- Расскажите о причастном и деепричастном оборотах и знаках препинания при них, приведите примеры.
- Расскажите о правописании наречий, подготовьте и проведите словарный диктант, проверьте его.
- Расскажите о правописании Н и НН в словах, подготовьте и проведите словарный диктант.
Несколько учеников готовят устные сообщения:
-Имена. Общее и различное.
- Сходство и различие местоимений и других имен.
- Переход слов из одной части речи в другую.
- Причастие и деепричастие – формы глагола.
- Синтаксическая роль самостоятельных частей речи.
- Творческое задание: попытайтесь написать сказку о частях речи.
Перед уроком можно предложить карточки тем ученикам, которые не выбрали задания.
Моя земля.
Ты стала щедрой, молодою,
Раскинув шахты и поля,
Ты пахнешь хлебом и рудою,
Моя иртышская земля.
Ты на реке меня качала,
Водила в дебри пихтача
И утром росным умывала
Из потаенного ключа.
Учила с жадным ветром спорить,
Звала на горный перевал,
И вместе с городом и морем
Я рос и силы набирал. (М. И. Чистяков).
- Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Каким членом предложения являются?
- Выполните морфологический разбор 2-3 слов.
- Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проблемная ситуация. Работа с текстом.
1.Ученикам можно предложить текст: каждое отдельное слово в нем непонятно, а смысл текста ясен. У ребят возникает желание разобраться во всем.
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И т.д. (Л. Петрушевская)
- Расскажите, о чем этот текст.
- Какие признаки самостоятельных частей речи можно обнаружить в словах текста: род, число, падеж, время, синтаксическую роль?
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Почему смысл этого текста все-таки понятен?
Можно предложить ученикам фразу Л. Щербы.
«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.
2. Беседа
Ученики убеждаются в том, что грамматика очень информативна. Можно установить то лицо, которое производит действие, найти слова, обозначающие это действие, а также слова, которые обозначают качества, направленность действия, место, время совершения действия и др. Вывод: слово в предложении обладает системой грамматических (морфологических и синтаксических) значений. В данном тексте не оказалось только конкретных (индивидуальных, лексических) значений самостоятельных слов.
(Разрешение проблемной ситуации позволяет наглядно представить грамматические значения и морфологические способы их выражения, что облегчает усвоение абстрактных моделей речи).
III. Выступление учащихся (ответы по индивидуальным и групповым заданиям)
IV. Словарные диктанты. Взаимопроверка.
V. Коллективное творчество. Сочинение сказки. «Как существительное подружилось с прилагательным».
VI. Домашнее задание:
Написать сказку о дружбе самостоятельных частей речи.
Подготовить тестовые вопросы по теме.
VII. Обобщение.
Предложить ученикам ответить на вопросы:
- В каком разделе науки о языке изучаются части речи?
- Как такие группы слов называются?
- Почему причастие и деепричастие являются глагольными формами?
- Почему одна из форм глагола называется неопределенной?
- Чем отличаются местоимения от имен?
- Чем отличаются наречия от других частей речи?
VIII. Итог урока. Оценки.
IX. Рефлексия.
Продолжи фразу.
Сегодня на уроке я…….
Мне было трудно……
Я вспомнил…….
Категория: Мой урок | Добавил: Куздра | Теги: русский язык, Самостоятельные части речи, Урок – семинар
Просмотров: 870 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]