Главная » Файлы » Мой урок |
Самостоятельные части речи.
11.03.2017, 16:17 | |
Разработка урока русского языка в 7 классе. Урок – семинар. Тип урока: обобщение изученного. Заранее предложить ученикам блок вопросов и заданий. Выбор вопросов и заданий может быть индивидуальным и групповым. Учитель предлагает видоизмененные вопросы, что представляет определенную трудность для учеников, зато формирует гибкость ума. Этим вносится элемент новизны, предупреждается однообразие и монотонность в деятельности учащихся. Тема: Самостоятельные части речи. Цель: обобщение и закрепление изученного материала. Задачи: - формирование теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал; - развитие орфографической зоркости, языкового чутья; - воспитание бережного отношения к языковой норме, взаимоуважения. Методы: словесный – рассказ, беседа. Практический – фронтальный и индивидуальный опрос; проблемно-поисковый – работа с текстом. Приемы: логический – сравнение и установление черт сходства и различия самостоятельных частей речи, постановка проблемы, выводы; организационный – ответы у доски и с места. Тип урока: обобщение изученного. Оборудование: карточки с вопросами и заданиями для подготовки к семинару; карточки для групповой и индивидуальной работы. Подготовка к семинару Заранее предложить ученикам блок вопросов и заданий. Выбор вопросов и заданий может быть индивидуальным и групповым. Вопросы и задания к уроку-семинару: - Назовите самостоятельные части речи. Почему они так называются? - Назовите группу имен. Что их объединяет? Случайно ли, что имена имеют именительный падеж? - Дайте определение каждой части речи. Почему в каждом из этих определений выделяются три части? - Подготовьтесь и расскажите о правописании мягкого знака после шипящих во всех частях речи и о его роли в слове. - Расскажите о правописании падежных - Е, - И. Подготовьте словарный диктант и словосочетания (глагол + существительное в р., д., п.п. 1,2,3, склонений) - Расскажите о глаголе и его формах: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Приведите примеры. - Подберите слова для диктанта, проведите его в классе. - Подберите предложения для синтаксического разбора, организуйте проверку. - Расскажите о причастном и деепричастном оборотах и знаках препинания при них, приведите примеры. - Расскажите о правописании наречий, подготовьте и проведите словарный диктант, проверьте его. - Расскажите о правописании Н и НН в словах, подготовьте и проведите словарный диктант. Несколько учеников готовят устные сообщения: -Имена. Общее и различное. - Сходство и различие местоимений и других имен. - Переход слов из одной части речи в другую. - Причастие и деепричастие – формы глагола. - Синтаксическая роль самостоятельных частей речи. - Творческое задание: попытайтесь написать сказку о частях речи. Перед уроком можно предложить карточки тем ученикам, которые не выбрали задания. Моя земля. Ты стала щедрой, молодою, Раскинув шахты и поля, Ты пахнешь хлебом и рудою, Моя иртышская земля. Ты на реке меня качала, Водила в дебри пихтача И утром росным умывала Из потаенного ключа. Учила с жадным ветром спорить, Звала на горный перевал, И вместе с городом и морем Я рос и силы набирал. (М. И. Чистяков). - Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Каким членом предложения являются? - Выполните морфологический разбор 2-3 слов. - Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения? Ход урока: I. Организационный момент. II. Проблемная ситуация. Работа с текстом. 1.Ученикам можно предложить текст: каждое отдельное слово в нем непонятно, а смысл текста ясен. У ребят возникает желание разобраться во всем. Пуськи бятые. Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И т.д. (Л. Петрушевская) - Расскажите, о чем этот текст. - Какие признаки самостоятельных частей речи можно обнаружить в словах текста: род, число, падеж, время, синтаксическую роль? - Произведите синтаксический разбор предложения. - Почему смысл этого текста все-таки понятен? Можно предложить ученикам фразу Л. Щербы. «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. 2. Беседа Ученики убеждаются в том, что грамматика очень информативна. Можно установить то лицо, которое производит действие, найти слова, обозначающие это действие, а также слова, которые обозначают качества, направленность действия, место, время совершения действия и др. Вывод: слово в предложении обладает системой грамматических (морфологических и синтаксических) значений. В данном тексте не оказалось только конкретных (индивидуальных, лексических) значений самостоятельных слов. (Разрешение проблемной ситуации позволяет наглядно представить грамматические значения и морфологические способы их выражения, что облегчает усвоение абстрактных моделей речи). III. Выступление учащихся (ответы по индивидуальным и групповым заданиям) IV. Словарные диктанты. Взаимопроверка. V. Коллективное творчество. Сочинение сказки. «Как существительное подружилось с прилагательным». VI. Домашнее задание: Написать сказку о дружбе самостоятельных частей речи. Подготовить тестовые вопросы по теме. VII. Обобщение. Предложить ученикам ответить на вопросы: - В каком разделе науки о языке изучаются части речи? - Как такие группы слов называются? - Почему причастие и деепричастие являются глагольными формами? - Почему одна из форм глагола называется неопределенной? - Чем отличаются местоимения от имен? - Чем отличаются наречия от других частей речи? VIII. Итог урока. Оценки. IX. Рефлексия. Продолжи фразу. Сегодня на уроке я……. Мне было трудно…… Я вспомнил……. | |
Просмотров: 945 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |