Главная » Файлы » Мой урок |
Урок литературы на тему: Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика романа.
[ Скачать с сервера (29.7 Kb) ] | 13.03.2018, 16:45 |
Цель: 1. Оказать учащимся помощь в понимании идейно-художественного своеобразия романа, в выделении его проблем. В ходе анализа проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в романе: 2. Развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач; 3. Воспитывать сочувствие и сострадание к людям, внимательное отношение к художественному слову Ход урока. 1. Оргмомент. Приветствие. Слово учителя: сегодня у нас первый урок в системе уроков, посвящённых изучению романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Цель урока мы определим чуть позже, а пока посмотрите на доску. 2. Стадия вызова. На доске записаны произведения: «Мцыри», «Бедная Лиза», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», « Бедные люди», «Мальчик уХриста на ёлке» «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома». Посмотрите на доску. Что вы можете сказать? (перечислены произведения, почти все Достоевского. ) ? Какие лишние? («Бедная Лиза»-Карамзин; «Мцыри»-Лермонтов) ? В чём особенность романа «Бедные люди»? ( роман в письмах) ? Какую тему поднимает писатель в романах «Униженные…», «Бедные люди»? (маленького человека) ВСЁ знать невозможно, но можно и нужно мыслить логически. Зная биографию писателя, какое произведение принадлежит ему? («Записки…») ? Я неоднократно вам говорила, что учитель - не единственный источник знаний. Тем более читать надо самостоятельно. Кто читал роман «Идиот»? Кто слышал о романе «Идиот»? Предположите: о чём/о ком роман? «Идио́т» —включён в список 100 мировых книг 2012 года. Является одним из самых любимых произведений писателя, Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…» ? Подумайте: почему «Мцыри» и «Бедную Лизу», в принципе, Достоевский тоже мог бы написать? ? Ещё раз посмотрите на доску! Можно ли ещё как-то сгруппировать произведения Достоевского? (Великое Пятикнижие) Один из романов Великого Пятикнижия – роман «П и Н». С ним мы будем работать в течение нескольких уроков. 3. Стадия осмысления. Итак, роман «Преступление и наказание». Мы только приступаем к его изучению и цель нашего урока понять, что за роман мы будем читать, определить круг вопросов, проблем, над которыми будем работать? 1. РОМАН ПРОЧИТАН. ДА? ДА! ? О чём он? Первые впечатления. ? Почему из 6 частей романа только одна посвящена описанию преступления и 5 – наказанию? ? Есть ли вопросы, на которые вы не нашли однозначного ответа? ?Главный вопрос, который решают читатели всех времён? Главный вопрос, который решают читатели всех времён,- это вопрос о том, кто такой Раскольников: преступник или жертва обстоятельств? Вот как распределились голоса ваших предшественников: 12 – жертва, (зачитать объяснение), 7 – преступник(зачитать объяснение) . Как думаете вы? ЭКСПЕРИМЕНТ: Сядьте на первый ряд те, кто считает Раскольникова жертвой. На второй – кто определил, что герой – преступник. ( Результаты записать на доске) Когда мы проанализируем роман, мы вернёмся к этим цифрам, уверена, они изменяться. 2. Искусство медленного чтения. Чтобы понять произведение, надо Определить круг проблем, которые нам предстоит решить. Проверка домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с д/з, познакомьтесь, какие проблемы выделили ваши одноклассники. Приготовьтесь к взаимооцениванию. Ответы учеников. Откройте тетради. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ : ПРОБЛЕМЫ, поднятые в романе: Ученики называют проблемы, которые выделили одноклассники и им они показались интересными. Примерная запись: Первую проблему показал эксперимент. Раскольников: преступник или жертва обстоятельств? Разобраться, почему Раскольников идёт на преступление – в частности. Почему люди вообще совершают преступление. Символика романа. Роман состоит из 6 частей: 1-преступление, пять посвящены наказанию. Почему? В чём наказание преступника? Соня Мармеладова – положительная/отрицательная героиня? Влияние обстоятельств на поступки? Ответственность ч-ка за свои деяния. Идейно-нравственная: можно ли оправдать преступление высокими целями? 4.Откройте дневники, подумаем над домашним заданием. Нас интересует, прежде всего, Раскольников. Разумно ли начинать анализ романа с этого героя? (НЕТ) Почему? (НАДО многое понять, подобраться к этой теме) ? С чего предлагаете начать? Роман «П и Н» называют ПЕТЕРБУРГСКИМ романом Достоевского. П/что город- место преступления, соучастник преступления. Медный всадник. А.С.П. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Пушкин любит город. Так ли относится к нему Достоевский? Предлагаю Д/З: Образ Петербурга в романе. Петербург – это улицы, дома, люди, квартира Раскольникова, погода, происшествия, трактиры. ИНДИВИДУАЛЬНО: А) Символика чисел. Б) Символика цвета 4. Диалоговое обучение. Проверка д/з. Ученики задают друг другу вопросы. Оценивание. А) АУКЦИОН А) фактические вопросы (на знание текста) Б) вопросы на критическое мышление (от учеников) Б) Закрепление. Тест на знание текста. (от учителя) Критерии: 10б – «5» (одна –две неточности ) 8-9 –« 4» (одна –две неточности ) 7-5 –« 3» (одна –две неточности ) 1.И О Раскольникова Родион Романович 2. В течение какого периода герой вынашивает идею убийства? 1 месяц 3. Какое наказание получил Раскольников? 8 лет каторги в Сибири 4. Продолжите: Я не старушонку убил…. Я себя убил 5. Узнай героя. «… был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется, заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится». Дмитрий Прокофьевич Разумихин 6. Чьи судьбы также повлияли на решение Раскольникова? Мармеладова, девочки на мосту, матери 7. Кому первому сознался Р. В преступлении? Соне Мармеладовой 8. Согласно теории Р. Все люди делятся на ….. 2 разряда , обыкновенных/необыкновенных: право имеющих и тварей дрожащих 9. Вставьте пропущенное слово в высказывание Р. « Я хотел …. сделаться оттого и убил». Наполеоном 10. Кто убедил Р. Совершить явку с повинной? Соня Проверка. Выставление оценок. 6. Рефлексивный экран. Итог: «Читайте Достоевского! » - писал Лихачёв Дмитрий. Зачем? Почему? (….п/ч он любит человека и научит этому вас) В конце урока дети читают афоризмы Достоевского, понравившиеся записывают в тетрадь. ( Афоризмы ученики забирают себе). Как соотносятся они с романом «Преступление и наказание»? Красота спасёт мир. Главное, самому себе не лгите! Если хочешь победить весь мир, победи самого себя. Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое. Ничему не удивляться есть признак глупости, а не ума. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием человека. Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих. | |
Просмотров: 1413 | Загрузок: 62 | |
Всего комментариев: 0 | |