Главная » Файлы » Мой урок

Урок литературы на тему: Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика романа.
[ Скачать с сервера (29.7 Kb) ] 13.03.2018, 16:45
Тема: Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика романа.
Цель:
1. Оказать учащимся помощь в понимании идейно-художественного своеобразия романа, в выделении его проблем. В ходе анализа проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в романе:
2. Развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;
3. Воспитывать сочувствие и сострадание к людям, внимательное отношение к художественному слову

Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие.
Слово учителя: сегодня у нас первый урок в системе уроков, посвящённых изучению романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Цель урока мы определим чуть позже, а пока посмотрите на доску.
2. Стадия вызова. На доске записаны произведения:
 «Мцыри»,
 «Бедная Лиза»,
 «Идиот»,
 «Преступление и наказание»,
 «Бесы»,
 «Подросток»,
 «Братья Карамазовы»,
 « Бедные люди»,
 «Мальчик уХриста на ёлке»
 «Униженные и оскорблённые»,
 «Записки из мёртвого дома».
Посмотрите на доску. Что вы можете сказать? (перечислены произведения, почти все Достоевского. )
? Какие лишние? («Бедная Лиза»-Карамзин; «Мцыри»-Лермонтов)
? В чём особенность романа «Бедные люди»? ( роман в письмах)
? Какую тему поднимает писатель в романах «Униженные…», «Бедные люди»? (маленького человека)
ВСЁ знать невозможно, но можно и нужно мыслить логически. Зная биографию писателя, какое произведение принадлежит ему? («Записки…»)
? Я неоднократно вам говорила, что учитель - не единственный источник знаний. Тем более читать надо самостоятельно. Кто читал роман «Идиот»? Кто слышал о романе «Идиот»? Предположите: о чём/о ком роман?
«Идио́т» —включён в список 100 мировых книг 2012 года. Является одним из самых любимых произведений писателя, Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…»
? Подумайте: почему «Мцыри» и «Бедную Лизу», в принципе, Достоевский тоже мог бы написать?
? Ещё раз посмотрите на доску! Можно ли ещё как-то сгруппировать произведения Достоевского? (Великое Пятикнижие)
Один из романов Великого Пятикнижия – роман «П и Н». С ним мы будем работать в течение нескольких уроков.
3. Стадия осмысления.

Итак, роман «Преступление и наказание». Мы только приступаем к его изучению и цель нашего урока понять, что за роман мы будем читать, определить круг вопросов, проблем, над которыми будем работать?

1. РОМАН ПРОЧИТАН. ДА? ДА!

? О чём он? Первые впечатления.
? Почему из 6 частей романа только одна посвящена описанию преступления и 5 – наказанию?

? Есть ли вопросы, на которые вы не нашли однозначного ответа?

?Главный вопрос, который решают читатели всех времён?
Главный вопрос, который решают читатели всех времён,- это вопрос о том, кто такой Раскольников: преступник или жертва обстоятельств?
Вот как распределились голоса ваших предшественников: 12 – жертва, (зачитать объяснение), 7 – преступник(зачитать объяснение) .
Как думаете вы? ЭКСПЕРИМЕНТ:
Сядьте на первый ряд те, кто считает Раскольникова жертвой.
На второй – кто определил, что герой – преступник. ( Результаты записать на доске)
Когда мы проанализируем роман, мы вернёмся к этим цифрам, уверена, они изменяться.

2. Искусство медленного чтения. Чтобы понять произведение, надо
Определить круг проблем, которые нам предстоит решить.

Проверка домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с д/з, познакомьтесь, какие проблемы выделили ваши одноклассники. Приготовьтесь к взаимооцениванию.

Ответы учеников.
Откройте тетради. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ : ПРОБЛЕМЫ, поднятые в романе:
Ученики называют проблемы, которые выделили одноклассники и им они показались интересными. Примерная запись: Первую проблему показал эксперимент.

 Раскольников: преступник или жертва обстоятельств? Разобраться, почему Раскольников идёт на преступление – в частности. Почему люди вообще совершают преступление.

 Символика романа. Роман состоит из 6 частей: 1-преступление, пять посвящены наказанию. Почему?
 В чём наказание преступника?
 Соня Мармеладова – положительная/отрицательная героиня?
 Влияние обстоятельств на поступки?
 Ответственность ч-ка за свои деяния.
 Идейно-нравственная: можно ли оправдать преступление высокими целями?

4.Откройте дневники, подумаем над домашним заданием.
Нас интересует, прежде всего, Раскольников. Разумно ли начинать анализ романа с этого героя? (НЕТ)
Почему? (НАДО многое понять, подобраться к этой теме)
? С чего предлагаете начать?
Роман «П и Н» называют ПЕТЕРБУРГСКИМ романом Достоевского. П/что город- место преступления, соучастник преступления.
Медный всадник. А.С.П.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Пушкин любит город. Так ли относится к нему Достоевский?
Предлагаю Д/З: Образ Петербурга в романе. Петербург – это улицы, дома, люди, квартира Раскольникова, погода, происшествия, трактиры.
ИНДИВИДУАЛЬНО: А) Символика чисел. Б) Символика цвета
4. Диалоговое обучение. Проверка д/з.
Ученики задают друг другу вопросы. Оценивание.

А) АУКЦИОН А) фактические вопросы (на знание текста)
Б) вопросы на критическое мышление (от учеников)

Б) Закрепление. Тест на знание текста. (от учителя)
Критерии:
10б – «5» (одна –две неточности )
8-9 –« 4» (одна –две неточности )
7-5 –« 3» (одна –две неточности )

1.И О Раскольникова Родион Романович
2. В течение какого периода герой вынашивает идею убийства? 1 месяц
3. Какое наказание получил Раскольников? 8 лет каторги в Сибири
4. Продолжите: Я не старушонку убил…. Я себя убил
5. Узнай героя. «… был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется, заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится». Дмитрий Прокофьевич Разумихин

6. Чьи судьбы также повлияли на решение Раскольникова?
Мармеладова, девочки на мосту, матери
7. Кому первому сознался Р. В преступлении? Соне Мармеладовой
8. Согласно теории Р. Все люди делятся на …..
2 разряда , обыкновенных/необыкновенных: право имеющих и тварей дрожащих

9. Вставьте пропущенное слово в высказывание Р. « Я хотел …. сделаться оттого и убил». Наполеоном

10. Кто убедил Р. Совершить явку с повинной? Соня

Проверка. Выставление оценок.

6. Рефлексивный экран.

Итог: «Читайте Достоевского! » - писал Лихачёв Дмитрий. Зачем? Почему?
(….п/ч он любит человека и научит этому вас)
В конце урока дети читают афоризмы Достоевского, понравившиеся записывают в тетрадь. ( Афоризмы ученики забирают себе).
Как соотносятся они с романом «Преступление и наказание»?
Красота спасёт мир.
Главное, самому себе не лгите!
Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.
Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое.
Ничему не удивляться есть признак глупости, а не ума.
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием человека.
Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих.
Категория: Мой урок | Добавил: Темирбековна
Просмотров: 1413 | Загрузок: 62 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]