Главная » Файлы » Мой урок |
конспект урока в 8классе "Односоставные предложения. Назывные предложения.
[ Скачать с сервера (18.3 Kb) ] | 21.12.2014, 20:15 |
Цель: знакомство с назывными предложениями Задачи: -Дать понятие назывного предложения, сформировать умение отличать от других односоставных предложений, находить назывные предложения; - определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времени; выразительно читать назывные предложения. Оборудование: учебник, тетради, текст стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье», портрет поэта. Ход урока I.Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. III.Синтаксическая пятиминутка Синтаксический разбор предложений: Люблю встречи с друзьями. В дверь постучали.(У доски и в тетрадях) IV.Изучение учебного материала. 1) Беседа по вопросам: -Какие предложения называются односоставными? -Какие виды односоставных предложений мы знаем? 2)Тема нашего урока «Назывные предложения». Мы должны научиться находить назывные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных. Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. Запомнить: назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными (в них есть определения) . Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным. Например: Тишина. Лес. Рассвет. Ночь. 3)Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания. Я хочу вам предложить стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье». Здесь поэт нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» Другие видели в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. (Учитель читает наизусть, а у учеников на столах текст) Афанасий Фет «Шепот, робкое дыханье» Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. - Найдем главные члены предложения. Какой вывод делаем: Здесь один главный член предложения – подлежащее. Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня! Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения: Синее небо над головой. Синее море у ног. У окна маленький стол, покрытый скатертью. Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются: существительные в И.п.: Жара! местоимения в И.п.: Вот и они! числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января. 4)Открываем учебник, читаем материал учебника на странице 127. Составим схему к правилу. IV.Закрепление. 1) Беседа по вопросам: -Какие предложения называются назывными? -Чем выражено подлежащее в назывных предложениях? -Что обозначают(называют) назывные предложения? -Где употребляются назывные предложения? 2) Работа над упражнениями учебника. -упр.251- устно: выразительно прочитать отрывок из стихотворения. Все ли предложения односоставные? -упр.252- выписать сначала распространенные, а затем нераспространенные предложения. -упр.257(по заданию учебника). V. Итог урока. VI. Домашнее задание: упр258, составить рассказ о назывных предложениях. | |
Просмотров: 1572 | Загрузок: 61 | |
Всего комментариев: 0 | |