Главная » Файлы » Мой урок |
Тема урока: «Техническое обслуживание приборов системы зажигания»
18.02.2015, 12:13 | |
«Эксплуатация и ремонт автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов» Тема урока: «Техническое обслуживание приборов системы зажигания» Цели урока: Образовательная. Научиться: 1) Определять причину неисправностей приборов контактных систем зажигания и способы их устранения. 2) Проводить их плановое техническое обслуживание. Развивающая. Формирование умений различать типы систем зажигания, переход от механического прерывания цепи низкого напряжения к электронному Воспитательная. Воспитание заинтересованности в определении причин неисправностей систем зажигания, продления срока службы приборов этой системы, бережного отношения к технике и любви к своей профессии. Тип урока – комбинированный Межпредметные связи – Тракторы и автомобили. Диагностика Оснащение урока – Интерактивная доска, электронный учебник по устройству и эксплуатации автомобилей семейства ВАЗ, плакаты, альбомы, стенд контактной системы зажигания, макет прерывателя-распределителя Источники тока и приборы системы зажигания: аккумуляторная батарея, генератор, регуляторы напряжения , прерыватель-распределитель, катушка зажигания, искровые свечи, провода высокого напряжения Измерительные приборы, приспособления и инструменты: ареометр, вольтметр, контрольная лампа (U=12B, N=3W), зарядное устройство, отвёртка, щуп, маслёнка Ход урока I. Организационная часть – проверка наличия и готовность учащихся к занятиям - сообщение темы и цели урока. II. Основная часть – 1. опрос учащихся по пройденной теме: «Техническое обслуживание источников тока» 1. Назначение, виды и переодичность проведения ТО 1.1 Для чего проводится техническое обслуживание машин? 1.2 Назовите виды и назначение плановых технических обслуживаний автомобилей 1.3 Назовите переодичность, схему проведения ТО для автомобилей и допустимое отклонение проведения от рекомендуемой. 2. Неисправности аккумуляторной батареи 2.1 Что такое «Саморазряд» аккумуляторной батареи? 2.2 Что такое «Сульфатация пластин»? 2.3 Назовите причины разрушения пластин аккумуляторной батареи 3. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей 3.1 Назовите переодичность и виды работ при проведении технического обслуживания аккумуляторной батареи? 3.2 Практическое задание. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее -2- 3.3 Какова должна быть плотность электролита в нашей климатической зоне? (максимальная низкая температура зимой от -30оС до -40оС) 3.4 Практическое задание. Проверить плотность электролита и сделать анализ о степени заряженности каждой банки аккумуляторной батареи 3.5 Чему должна быть сила зарядного тока аккумуляторной батареи 6СТ-60? -3- 3.6 Практическое задание. Поставить на зарядку аккумуляторную батарею 6СТ-60. 3.6 Чему равен срок службы аккумуляторной батареи при правильной эксплуатации? -4- 4.Неисправности генератора 4.1 Перечислить основные неисправности генераторов переменного тока 5. ТО генератора 5.1 Какую операцию выполняют при ЕТО генератора? 5.2 Перечислить виды работ при ТО-1 генератора Натяжение характеризуется прогибом ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. Прогиб А должен быть 10-15 мм, прогиб В - 12-17 мм. Схема проверки натяжения ремня привода генератора: 1 - шкив генератора 2 - шкив насоса 3 - шкив коленчатого вала 5.3 Перечислить виды работ при ТО-2 5.4 Что категорически запрещается делать при проверке генератора? -5- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним устройство и работу системы зажигания, но сначала Аблошкин Дмитрий сделает доклад: «Из истории создания и развития систем зажигания двигателей». См. приложение №1 Вопросы по предмету: «Тракторы и автомобили». Тема: «Система зажигания». Устройство и работа 1. Назначение системы зажигания бензиновых двигателей 2. Перечислить и показать на плакате, (экране, стенде) приборы батарейной системы зажигания, цепи низкого и высокого напряжения 3. Почему данная система называется батарейной? 4. Объяснить принцип действия батарейной системы зажигания (на макете с принципиальной схемой) -6- Демонстрация работы батарейной системы зажигания на действующем стенде. (демонстрирует участник научно-практической конференции 2012г. в г.Степногорск Готфрид Евгений) 5. Чем отличается контактно-транзисторная система зажигания от классической контактной и в чём её преимущество? -7- 6. Объяснить положения ключа в выключателе зажигания легковых автомобилей 7. Назначение и устройство катушки зажигания (плакат) 8. Для чего в цепь низкого напряжения катушки зажигания Б-1 включено дополнительное сопротивление (вариатор)? 9. Назначение и устройство прерывателя-распределителя. 10. Расшифруйте маркировку искровой свечи зажигания: А 17 ДВР 11. При какой температуре происходит самоочищение свечи? Чем отличаются «горячие» свечи от «холодных»? -8- 2. Изложение нового материала: «Техническое обслуживание приборов системы зажигания» Техническое состояние системы зажигания влияет на надёжность и экономичность работы двигателя. Обычно техническое обслуживание проводят для легковых автомобилей на станциях технического обслуживания, для грузовых на пунктах ТО при автопредприятиях. Есть работы, которые можно проводить только на специальных стендах обученными специалистами (например балансировка и схождение колёс, компьютерная диагностика и т.д.) Мы рассмотрим те работы по техническому обслуживанию, которые может выполнить водитель самостоятельно. Сначала ознакомимся с характерными неисправностями приборов системы зажигания. 1. Характерные неисправности приборов системы зажигания, их причины и способы устранения - катушка зажигания - прерыватель-распределитель - искровые свечи -9- -10- - транзисторный коммутатор (пробой транзистора). Ремонту не подлежит, заменить. 2. Техническое обслуживание приборов системы зажигания 2.1 Первое техническое обслуживание (ТО-1) - проверка крепления приборов - смазка вала прерывателя-распределителя («Литол – 24», половина оборота крышки маслёнки) 2.2 Второе техническое обслуживание (ТО-2) 2.2.1 Проверка (замена) свечей зажигания При снятии свечей будьте осторожны - если двигатель горячий, можно получить ожоги. Не тяните за провод. Прилагайте усилие к наконечнику. Зазор регулируйте только подгибанием бокового электрода. Во избежание повреждения резьбы в головке блока при установке свечей заверните их сначала от руки, затем дотяните штатным свечным ключом. Не затягивайте свечи слишком сильно. Зазор между электродами свечей для контактной системы зажигания должен быть 0, 5-0,6 мм, для бесконтактной - 0,7-0,8 мм. -11- ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1.Откройте капот. Снимите 2.Очистите от грязи пространство со свечи наконечник. вокруг свечи 3.Ослабьте затяжку 4. ...и выверните ее. свечи... 5. Очистите электроды 6. Проверьте зазор между электродами шкуркой щупом. Если зазор отличается от рекомендованного, отрегулируйте его... 7. ...подгибая боковой электрод -12- 2.2.2 ТО прерывателя-распределителя - Очистка внутренней и наружной поверхности крышки распредели - Проверка состояния контактов прерывателя, зачистка и регулировка зазора Замасленные и грязные протереть плотной тканью, смоченной в бензине Зачистка контактов - самая ответственная операция при техническом обслуживании. Во время работы прерывателя металл с подвижного контакта переносится на неподвижный (эрозия). На неподвижном контакте образуется бугорок, а на подвижном – углубление (кратер). Во время зачистки контактов нужно удалить бугорок и несколько спилить углубление кратера. Однако полностью удалять кратер не рекомендуется, т.к. это приводит к уменьшению толщины контакта. Зачищать контакты надо и в том случае, если на их поверхностях образовалась оксидная плёнка (в результате длительного хранения автомобиля на жаре или в сыром помещении). Эта плёнка может стать изолятором между контактами. Бархатный надфиль или абразивная пластинка, которыми зачищают рабочие поверхности, должны быть не толще 1 мм. При такой толщине инструмента контакты не приходится сильно раздвигать. Во время зачистки пальцем нажимают на рычажок подвижного контакта, чтобы параллельность контактов сохранялась. Не рекомендуется зачищать рабочие поверхности контактов монетой, т.к. металл монеты окисляется сильнее, что приводит к образования слоя нагара. Регулировку зазора проводят при полностью разомкнутых контактах. Отпускают стопорный винт и вращением эксцентрикового винта устанавливают зазор 0,35-0,45 мм. Щуп должен проходить между контактами не раздвигая их. После установки зазора затягивают стопорный винт. Установка угла замкнутого состояния контактов на стенде. См приложение №2 -13- 2.6 Смазка вала,( «Литол-24» полоборота), шарикоподшипника дисков прерывателя (1 капля), войлочный фитиль (фильц 2-3 капли), ось подвижного контакта (1 капля), валик центробежного регулятора (4-5 капель). При смазке фитиля кулачка и оси подвижного контакта следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты. 2.7 Проверка натяжения пружины подвижного контакта проводится динамометром Направление натяжения динамометра – перпендикулярно плоскости контактов. Показание снимается в момент начала размыкания (400-600 г.) Оттянутый и отпущенный рычажок должен со щелчком возвращаться в исходное положение. Изменение зазора между контактами прерывателя обязательно вызывает изменение угла опережения зажигания, поэтому необходимо проверить и установить его 2.8 Установка момента зажигания (проводится после установки зазора между контактами) Угол опережения зажигания – это угол поворота коленчатого вала от момента проскакивания искры до момента, когда поршень находится в В.М.Т. Порядок установки 1. Снять крышку прерывателя-распределителя 2. Установить октан-корректор на «0» 3. Отсоединить трубку вакуумного регулятора 4. Установить поршень первого цилиндра в положение «МЗ» при такте сжатия Установочные метки В.М.Т. (верхней мертвой точки) и МЗ (момента зажигания) различных двигателей: б) ВАЗ всех моделей - метка на шкиве кол. вала со средней меткой на крышке мех-ма газораспределения г) «Москвич-412», ЗМЗ-24Д, 2401 – первая метка на шкиве кол. вала (МЗ) с острием штифта е) ГАЗ-52 – метка с цифрой «4» на ободе маховика с острием штифта з) ЗМЗ-53 – метка на шкиве кол.вала и четвёртое деление на указателе и) ЗИЛ-130, -375 – метка на шкиве кол. вала с цифрой «9» на указателе 5. Подключить контрольную лампу между зажимом низкого напряжения прерывателя и «массой» 6. Ослабить затяжку гайки крепления корпуса прерывателя-распределителя 7. Включить зажигание 8. Проворачивать корпус прерывателя-распределителя по направлению вращения ротора до момента замыкания контактов 9. Осторожно провернуть корпус прерывателя-распределителя против направления ротора до момента начала размыкания контактов (контрольная лампа загорится) 10. Затянуть гайку крепления корпуса прерывателя-распределителя 11. Подсоединить трубку вакуумного регулятора 12. Установить крышку прерывателя-распределителя на место 13. Проверить правильность установки проводов высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров Проверка и корректировка угла опережения зажигания III.Заключительная часть – закрепление нового материала 1. Вопросы: - при каком ТО проводят обслуживание и регулировки прерывателя-распределителя? - каким должен быть зазор между контактами прерывателя-распределителя? - каким должен быть зазор между электродами свечей батарейной системы зажигания, контактно-транзисторной, электронной? - как определить неработающую свечу на двигателе? - чему должна быть равна сила натяжения пружины рычажка прерывателя? - перечислить порядок установки угла опережения зажигания автомобиля ВАЗ- 2106 2. Самостоятельная работа. Альбом стр. 56, 62. Изучить порядок установки зазора между контактами прерывателя-распределителя и момента зажигания автомобилей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 (5мин.) 3. Практическая работа: (10 мин) На столах студентов находятся прерыватели-распределители автомобилей ВАЗ, «Москвич-412», ГАЗ-52, ГАЗ-53, щупы, отвёртки, маслёнки. Необходимо: 1) установить зазор между контактами прерывателя-распределителя 2) смазки прерывателя-распределителя IV. Подведение итогов урока – анализ усвоения материала, ответов на вопросы, практической работы, активности на уроке и оценка знаний учащихся V. Задание на дом: Ю.И.Боровских и др. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» стр.55-57, Л.И.Шпаков «Электрооборудование тракторов, комбайнов и автомобилей» стр. 86-90 | |
Просмотров: 1718 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |