Главная » Файлы » Мой урок

Урок географии "Внутренние воды Африки"
[ Скачать с сервера (25.2 Kb) ] 28.02.2015, 18:11
Тема: Внутренние воды Африки.
Цели: Познакомить с крупнейшими реками, озерами материка.
Задачи:1.Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Африки. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе.
2.Развить умение работать с к/атласа, к/картой, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод.
3.Воспитание основ нравственной, экологической, коммуникативной культуры, учебного трудолюбия , интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта Африки, таблицы, индивидуальные карты маршрута, знаки станций, хрестоматия, к/атласа, к/карты.
Ход урока:
1.Орг момент.(Эмоциональный настрой)1мин
2.Опрос д/з:
1.«географическая пятиминутка» (номенклатура по предыдущей теме.):- 7 мин.
а) «географическая дуэль» у карты – 2 человека(2мин.)
2. «фронтальная беседа» - 5 минут
? –назовите особенности климатических условий в Африке? (Африка — единственный из материков земного шара, который, простираясь по обе стороны от экватора, располагается примерно на одинаковом расстоянии в северном и южном полушарии. Такая особенность положения создает в Африке условия для образования одинаковых климатических условий)
?- в каких климатических поясах лежит материк? (экваториальном,субэкваториальном ,тропическом, субтропическом, ).
?- назовите типы воздушных масс в экваториальном климатическом поясе? (здесь кругл год преоблад влажн.экватор.возд.массы)
?- как влияют климатические условия в африке на жизнь и деятельность людей?(в Сахаре климат сухой,считается экологически чистым,в районах с большой влажностью распространены переносчики многих заболеваний-это влияет на здоровье чел,и препятствует разведению животнов-ва.)
?Высок. температ. дает возможность что выращивать в Африке?(кофе,какао,чай,цитрусовые).
А сейчас мы проведем игру:
Нужно собрать картинку из кусочков.(дети выбирают по одной картинке и соединяют вторую половинку,так находят себе пару.)Пары садятся по местам.
Изучение нов. темы
Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Африки»(Слайд1)
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Африки с целью:(Слайд2)
Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Африки. Познакомиться с крупнейшими реками, озерами материка. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни
и в природе.
Учитель: В Африке речная сеть наиболее развита на экваторе(почему?),(т.к. круглый год тут выпадают ливневые дожди)(Слайд3-карта Африки)
В пустынных зонах рек очень мало,но встречаются много высохших русел-вади.(Слайд4) 2мин
Учитель::И так станция «Река».
(Учащимся даются индивидуальные маршруты с заданиями:
!? – найдите задания станции «Река»)
Карточки с заданиями:
Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Нигер по плану.
Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Оранжевая по плану
Карточка №3: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Конго по плану.
Карточка №4: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Замбези по плану
Карточка №5: Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Нил по плану.
Каждая команда работает на месте.(10 мин.)
Первая ,закончившая из команд выходит и защищает свою тему по плану.(3мин)
Учитель Объявляю привал- викторину!(Слайд5-реки)2мин
1.Назовите реку Западно-Казахстанской области.(Урал-Жайык)
2.Загадки: Течет, течет
Не вытечет-
Бежит, бежит
Не выбежит
(река).
Летом гуляет, зимой отдыхает(река)
- В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. ( волна).
-Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой.(ручей)
-Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты. ( щука).
Учитель: Станция «Озеро»: Озера Африки расположены вдоль зоны Великих Восточно-Африканских разломов.(показ на карте).Поэтому формы озер в основном вытянутые.Со всех сторон окружены горами.(Слайд6)
Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озеро»
Карточки с заданиями:
Карточка№ 1:Опишите озеро Танганьика.
Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность? (Самое глубокое в Африке-1435м,ширина 50-80км,длина-650км)

Карточка№2: Опишите озеро Виктория. Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность? (Самое большое озеро по площади в Африке, не очень глубокое-80м)
Карточка№3: Опишите озеро Тана. Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность? (исток голубого нила )
Карточка№4: Опишите озеро Чад. Определите местоположение озера, его происхождение. В чем его уникальность? (очень маленькое 4-7 м,площадь изменяется в течении года)
Карточка№5: Опишите водопад Виктория. В чем его уникальность?( )
Слайды озер.Водопада.
Каждая команда работает на месте.(10 мин.)
Первая ,закончившая из команд выходит и защищает свою тему по плану.(3мин) Слайд7-озеро
Учитель: Следующая станция «Наш дом»
- Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)(слайд8)
- Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?(слайд9)
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №3. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: (слайд10)
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
г) поступите как-то иначе.
- Вопрос №4. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?(слайд11)
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?(слайд12)
Каждая команда работает на месте.(5 мин.)
Первая ,закончившая из команд выходит и защищает свою тему по плану.(3мин) Слайд7-
Учитель :А сейчас наносим на к/карту реки,озера и водопад ,выделенные в тексте учебника .(5мин)
Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока)3мин
1.Где развита речная сеть в Африке?
2.Как расположены озера Африки?
3.Чем уникальны озера Африки?
Стих-е(слайд13)
-Пусть на земле не умирают реки
пусть стороной обходит их беда,
пусть чистой остается в них навеки
студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые мужчины,
храните речку светлую мою.
Э.Огнецвет. (Слайд14-спасибо за вним.)
- оценки активным ученикам.
Домашнее задание: § 48,повторить реки и озера по к/карте.
Оценка деятельности учащихся.
Оценка «5» ставится учащимся, которые самостоятельно получали необходимую информацию для решения географических задач, в работе по карточкам, правильно и живо отвечали на вопросы Кикиморы и Водяного.
Оценка «4» ставится учащимся, которые активно работали в группах, свободно ориентировались по картам и учебнику, обладали коммуникативной компетенцией, но допускали неточности в выводах и определениях.
В виде призов им вручались открытки с изображением природы.
Оценки «3» и «2» на этом уроке не ставятся
Категория: Мой урок | Добавил: федоровна
Просмотров: 1341 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]