Главная » Файлы » Мой предмет

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания"
21.01.2015, 21:30
Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну и предлагаю забавные приключения и даже некоторые опасности.
Итак, мы отправляемся в Соединенные Штаты Языкознания. Это государство расположилось между океаном Знаний и океаном Умений. Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались? Конечно, Русский Язык. Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые (Представляем командиров).
Командиры готовы? Можно в путь?
(ВХОДИТ АСТРОЛОГ).
Астролог: Ребята, остановитесь? А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет ваше путешествие.
КОЗЕРОГОВ ждут опасности в штате ПУНКТУАЦИЯ.
ВОДОЛЕИ будут подвержены нападениям пиратов в районе БОЛЬШИХ СИНТАКТИЧЕСКИХ ГОР.
РЫБАМ надо опасаться перелета через ОКЕАН ЗНАНИЙ, так как их могут подвести нетвердые знания.
ОВНЫ в штате СЛОВООБРАЗОВАНИЯ должны оказать уважение всем частям слова.
ТЕЛЬЦЫ в районе моря ГРАМОТЕЕВ могут заразиться болезнью ошиберией.
БЛИЗНЕЦЫ в плавании по реке ЧЕРНИЛЬНОЙ истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.
РАКИ и ЛЬВЫ столкнутся с коварством ПОДЛЕЖАЩЕГО и СКАЗУЕМОГО.
ДЕВЫ, находясь возле озера ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, должны тщательно проверять сложные предложения.
ВЕСАМ и СКОРПИОНАМ советуем изо всех сил заниматься морфологическим разбором.
СТРЕЛЬЦАМ нужно беречь силы для прохождения штата ОРФОГРАФИЯ, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
ВЕДУЩИЙ: Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка. Наверное, она хочет, чтобы мы погадали на ней: доедем – не доедем.
(Знайка обрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы и отвечает, жюри подсчитывает количество «знает» и «не знает»).
ВОПРОСЫ:
1. Какие твердые согласные не имеют мягкой пары?
2. Чего боятся безударные гласные?
3. Где живут буквы?
4. Какой звук можно обозначить разными буквами?
5. Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
6. Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частым речи?
7. Какая орфограмма объединяет слова шорох, желтый и щетка?
8. Какие роли играет мягкий знак?
9. Какой знак препинания самый старый?
ВЕДУЩИЙ: Ребята, сейчас мы полетим на самолете. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, надо тоже ответить на вопросы.
(Диспетчер раздает командирам вопросы, командиры обсуждают их и, отвечают на вопрос, получают билеты).
ВОПРОСЫ:
1. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
2. Какие гласные звуки вы знаете?
3. На какие группы делятся согласные звуки?
4. Расскажите правило написания Ъ и Ь.
5. Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?
ВЕДУЩИЙ: Итак, перелет совершен. Нас встречает очаровательный экскурсовод штата ФОНЕТИКА.
ЭКСКУРСОВОД: Самолет произвел посадку в городе ЗВУКИНСКЕ – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие йотированные озера. Форма их соответствует буквам Е, Ё, Ю, Я, которые могут прятать звук (И,) в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.
Малые Шипящие озера также очень красивы, но их окружают трудно проходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы, Ю, Я, которых так не любят шипящие Ж, Ч, Ш, Щ.
Жители штата Звуки, любят водить за нос простодушных туристов; специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, поэтому справиться с ними можно: ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ, МОРОЗ – МОРОЗЫ.
Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ!
ВЕДУЩИЙ: Ребята! Теперь нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.
ВОПРОСЫ:
1. О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «оканчивается на…»?
2. Для чего служит окончание слову?
3. Как отделить окончание от слова?
4. Почему корень является главной значимой частью слова?
5. Что общего и в чем различие между приставкой и суффиксом?
ВЕДУЩИЙ: Все сели? В путь! А сопровождает нас замечательный экскурсовод СЛООБРАЗОВАНИЕ.
ЭКСКУРСОВОД: Автобус следует в столицу штата Словообразование – город ЧАСТИСЛОВСК. По пути следования автобуса вы видите в окна жителей штата: это Части слова. Они живут в разных районах: ПРИСТАВОК, СУФФИКСОВ, КОРНЕЙ, ОКОНЧАНИЙ, ОСНОВ. Ежемесячно в столице штата проходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слово не закралась ошибка. Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни дичи, ни рыбы, ни ягод, ни грибов. Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам… Не надо? Вы их знаете? А ну-ка, например, как пишутся Е и И в корнях с чередованием? (Ребята отвечают)
Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!
ВЕДУЩИЙ: Ребята, дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получил велосипед каждый член команды, капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, умел ответить на вопрос.
(Диспетчер раздает вопросы, капитаны готовят команду, затем диспетчер выбирает отвечающего, который обменивает вопрос на билет).
ВОПРОСЫ:
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Назовите противоположные понятия: однозначные слова ……..? прямое значение слова - …………?
3. Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.
4. Являются ли антонимами слова: утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?
ВЕДУЩИЙ: Пусть в штат ЛЕКСИКА открыт! Несколько слов хочет нам сказать один из лучших экскурсоводов штата.
ЭКСУКСОВОД:
Путешествие по штату ЛЕКСИКА обогатит ваш лексикон, т.е. ваш словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Прежде всего я хочу всех присутствующих познакомить с толковым словарем ДАЛЯ и с биографией ее автора. Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801года в Екатериновской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский. Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов, медик. Мать – немка. Отец Даля принял русское подданство и был горячим русским патриотом. Окончив курс в морской корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но вышел в отставку и поступил в университет, окончил медицинский факультет.
Походная жизнь военного врача сталкивала Даля с жителями разных областей России, и материала для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано, становилось все больше. В 1831году Даль участвовал в походе против поляков, отличился при переправе через Вислу.
По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, князем Одоевским.
Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге. В 1836году он приехал в Петербург, в 1837г. находился рядом с умирающим Пушкиным, от которого получил его перстень – талисман. В 1868году Даль был выбран в почетные члены Императорской академии наук. В последние годы жизни Даль увлекся переложением первых книг Библии на простонародный язык.
Словарь Даль до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого, занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным знатоком русских говоров. Как писатель – беллетрист, Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев. Главная его заслуга – это широкое использование этнографического материала.
Продолжаем наше путешествие.
Самые большие знатоки из всех уголков штата ежегодно собираются возле трех гор: Антонимов, Синонимов и Омонимов, чтобы выбрать мудрейших. Рядом со штатом Лесика – штат Фразеология.
ДИСПЕТЧЕР: Ребята! На дороге завал! В столицу Лексиконск можно попасть только в том случае, если мы уберем завал из группы слов, т.е. разделим слова на группы. На доске «Завал»: ключ, лук, бор, злой, добрый, грубость, очаровательный, забавный, смешной.
Учащиеся разбирают «Завал».
ОМОНИМЫ: ключ, лук, бор;
СИНОНИМЫ: восхитительный – очаровательный; забавный – смешной;
АНТОНИМЫ: злой – добрый; грубость – нежность;
ВЕДУЩИЙ: Вот и Лексиконск. Прощайте, велосипедисты! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, преодолеть которых можно только на лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство).
Однако сначала надо ответить на вопросы. Отвечает любой из команды, на которого укажет диспетчер.
ВОПРОСЫ:
1. Из каких частей состоит словосочетание? Привести пример.
2. Из каких членов предложения может состоять простое предложение? Привести пример.
3. Какие члены предложения называются однородными? Привести пример.
4. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Привести пример.
5. Чем различаются простые и сложные предложения? Привести пример.
ВЕДУЩИЙ: штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны. В штате два города оспаривают право называться столицей: ПОДЛЕЖАЩЕНСК и СКАЗУЕМСК. Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Второстепенных членов Предложения можно проникнуть к озеру Знаков Препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате Пунктуация и берут в плен тех, кто проникает в этот район.
Ой, начинается сильный ветер, надо остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов… Скорее придумайте предложение с восклицательным знаком! Это единственный способ остановить ветер!
ВЕДУЩИЙ: И последний штат нашего путешествия «Занимательные материалы».
ПОДУМАЙТЕ и ОТВЕТЬТЕ:
1. Как можно превратить слово МЕЛ в мелкое место, УГОЛ – в топливо, ШЕСТ – в число?
2. Что надо сделать со словом КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
3. ШАРАДА – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте такую шараду:
Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои,
В книге целое найдется,
Здесь в каждой строчке есть они. (буквы).
4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота).
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами? (Коля – колья)
6. Вопросы – шутки:
- Чем кончается день и ночь? (ь)
- Что стоит посредине земли? (м)
- Чем кончается лето и начинается осень? (о)
7. Спрятанные слова:
ШАРАДЫ.
Чтобы правильно назвать загаданное в шараде слово, сначала
определите его части, которые называются в рифмованных четверостишьях:
1. Из писка птиц мой первый слог возьмите;
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали Вы. (пи-рог)
2. Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог.
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (ми-ми-ка).
МЕТАГРАММЫ.
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой,
и тогда вы получите новое слово:
1. С К в полях меня найдете,
С Г романсы запоете,
С В косички заплетете (колос – голос – волос)
2. С Л я остров в океане,
С Р растаю вмиг в стакане (Сахалин – сахарин).
3. С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М рубашка – безрукавка,
С З скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали. ( чайка – лайка – майка – зайка – гайка).
АНАГРАММЫ.
Чтобы отгадать новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается:
1. Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (карп-парк).
2. По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена – Нева)
3. Хитрые вопросы – шутки:
Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку? (Добавить уменьшительный суффикс: дом + ик, топор + ище).
4. В каком глаголе НЕТ слышится сто раз? (СТО – НЕТ)
ВЕДУЩИЙ: Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Мы добились своей цели: повторили разделы языкознания, отработали орфографические и пунктуационные навыки, стали любознательными и еще больше полюбили родной язык. А замечательная страна Соединенные Штаты Языкознания еще раз позовет нас пройти по своим дорогам, чтобы обогатить нас новыми знаниями.
Категория: Мой предмет | Добавил: milyukovaoxsana
Просмотров: 798 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]