Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад. Тема: «Таксономия Бенджамина Блума»
Доклад: Таксономия Бенджамина Блума
Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Цель обучения – развивать потребность обучающихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.
Люди не учатся, просто сидя в аудитории и слушая лектора, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.
И, хотя эта мысль не нова, на каждом новом этапе развития общества она вновь выходит на первый план.
Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый Бенджамин Блум наиболее интересное открытие сделал в результате интервью с известными музыкантами, математиками, пловцами-олимпийцами. Оно заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно. Блум писал: “Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение “гений себя проявит независимо от обстоятельств” не нашел подтверждения в данном конкретном исследовании”.
Блум обследовал выдающихся людей и на основе данных, полученных в результате этой работы, он описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов.
Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа была “Таксономия уровней познания Бенджамина Блума”.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии, математических процессов и т.д.).
Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 годуОгюстеном Декандолем, занимавшимся классификацией растений, и изначально применялся только в биологии. Позже этот термин стал использоваться для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем как в биологии, так и в других областях знаний, в лингвистике, географии, геологии и с 1956 года в педагогике.
В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования “Таксономии целей обучения” в работе педагога.
Эти ученые утверждают, что при составлении учебного плана преподавателям следует наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в познавательной сфере.
Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.
Блум и его коллеги считают, что таксономия может оказать значительно помощь в определении целей, что в конечном итоге облегчает планирование учебного процесса и способствует выработке методики и процедур оценки.
Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у обучаемых способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.
Выдвинутые Блумом идеи и методы подробно изложены им в руководстве “Таксономия целей обучения”.
ТаксономияБлума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогамиобучаемым, и, соответственно, целей обучения.
Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами "знаю", "чувствую" и "творю" соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.
Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Таксономия Блума считается базовой и существенной темой в сфере образования. Существует множество заблуждений по поводу неё, возможно, потому что информация о ней искажается, когда люди узнают о ней друг от друга. Сам Блум считал свою книгу «одной из наиболее цитируемых, но наименее читаемых книг в педагогике США».

Когнитивная область
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
Уровни учебных целей Конкретные действия обучаемых, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. — воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. — объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура — вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. — оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Аффективная область

Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

Психомоторная область

Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.
Следует подчеркнуть, однако, что таксономия Блума требует серьезного и тщательного изучения, а ее применение в педагогической практике – специальной подготовки.
Однако элементы этой системы можно использовать в нашей повседневной работе.
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Сравнительная оценка
Определение Запоминание специфической информации Понимание заданного материала независимо от другого материала Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях Расчленение информации на составляющие элементы Составление целого из отдельных частей Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии
Что делает ученик Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает Комбинирует, составляет, придумывает, творит Оценивает, обсуждает
Построение вопросов и заданий Назови

Перечисли

Вспомни

Найди

Опиши Расскажи кому-то другому…
Перечисли основных персонажей…
Назови как можно больше…
Что является наиболее важным в…
Составь список… Переформулируй

Объясни

Приведи примеры

Нарисуй схему

Структурируй Что, по твоему мнению, происходит в…
Что это может означать?
Сократи предложенный текст, стараясь сохранить его основную мысль
Перечисли 5 основных идей текста и объясни, что они значат Покажи

Основываясь на том, что ты знаешь…

Создай модель Спланируй доклад по теме…
Какие детали являются наиболее важными для группы…
Как наилучшим образом показать твое понимание… Изучи
Раздели на группы

Классифицируй

Найди сходства и различия

Собери разные мнения Какая еще информация необходима, где можно найти такую информацию?
Приведи аргументы за и против
Раздели данные категории в зависимости от… Создай

Составь

Разработай

Предскажи
Предложи определение для…
Представь, что… Собери доказательства в пользу…
Напиши сочинение в стиле…
Разработай эффективный прибор для…
На основе анализа представленных данных, предложи решение…
Используя данные и свою интуицию, предскажи, какова вероятность…
Как может выглядеть несуществующий… Оцени, насколько… Проранжирую факты на основе критерия
Предложи критерии для оценки
Используя твои критические замечания по поводу…, что из… является наилучшим…
Какой из вариантов является наилучшим для… Почему? Приведи доводы
Ключевые слова Отступая на минуту от…
Способ
Я хочу…
Связующей идеей является…
Это напомнило мне о…
Потому что
Если бы это было… я бы … или…
По-моему, это имеет отношение к…
Означает ли это… По сравнению с …, по большей части…, с другой стороны…, интересен вопрос о …, отсюда логически следует…, является оборотной стороной…, подобным образом…, в отличие от… Предположим, составим, вероятно, представь себе, наоборот (напротив), что если…, я предвижу…, что касается…
хотелось бы знать… Как бы…
Почему…
Представляется неуместным
Согласно одной из точек зрения
Самое лучшее
Хуже всего
Если…то…иначе


Как задавать хорошие вопросы (некоторые подсказки)
• Когда вы задаете вопрос, подумайте – зачем вы его задаете?
• Какой ответ вы ожидаете получить на этот вопрос?
• Получу ли я такой ответ, который хочу, задав этот вопрос?
• Убедитесь в том, что вопросы построены поэтапно.
• Начинайте с вопросов на понимание, и двигайтесь к вопросам, заставляющим обучаемых анализировать, синтезировать.
• Убедитесь в том, что есть поэтапность в развитии графических навыков.
• Не начинайте с самого сложного вопроса!
• Будьте точными и конкретными в ваших вопросах.
• ФОКУСИРУЙТЕСЬ на тех данных, которые вы предоставили.
• Не задавайте вопросы, которые не связаны с данными, которые вы предоставили. Это можно делать только в том случае, если вы тестируете творческие способности обучаемых!
• Не задавайте вопросы, основанные на общих знаниях обучаемых – это нечестно!
• Задавайте вопросы, которые поощряют обучаемых находить личное применение данным, поиск конкретных действий.
• Убедитесь в том, что у обучаемого есть время, чтобы ответить на вопросы.
• Будьте осторожны с “закрытыми вопросами”.
• У вас должны быть вопросы, на которые обучаемые должны ответить индивидуально, в микрогруппах, в парах, всей группой.

Список используемой литературы
1. А.Н. Перре-Клермон
“Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей” Москва, Педагогика, 1991 г.
2. “Одаренные дети” Перевод с английского Под общей редакцией Г.В. Бурменской, В.М, Слуцкого Москва, Прогресс, 1991 г.

3. Wikipediya.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Шудабаева (04.02.2015) | Автор: Шудабаева Роза Жумагуловна E
Просмотров: 7698 | Теги: типо, таксономия, Доклад | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]