Главная » Статьи » Мои статьи

Как понять, что внесенные мною преобразования являются эффективными?
... Личным кредо каждого казахстанца
должно стать «образование в течение жизни»
Н.А.Назарбаев

С внесением определённых изменений и преобразований неизбежно связан процесс совершенствования. В связи с этим, принципиально важным в работе лидеров в образовании и требующей осмысления, является проблема управления вносимыми в практику преподавания и обучения изменениями, направленными на подготовку учащихся к 21-ому веку. Поэтому преобразование деятельности школы является специфическим процессом, поскольку обусловлен различными уровнями стартовых возможностей, определённой системой обстоятельств, характерной для каждой школы, качественными различиями педагогического коллектива. Любые изменения всегда сталкиваются с чем-то новым, а новое всегда натыкается на препятствия и идет по пути проб и ошибок.
В наше время ученики в условиях ежедневно увеличивающегося информационного потока должны не просто владеть полученными знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно их добывать, обрабатывать, анализировать и применять знания, как на практике для самореализации, так и для конкурентно способной жизни в современном обществе и мире.
На первом этапе обучения мы познакомились с 7 модулями Программы по Кембриджской системе обучения. В ходе аудиторных сессий осуществлялось коллаборативное обучение, где, взаимодействуя друг с другом мы обсуждали, анализировали полученную информацию, знакомились с понятий и идеями, которые в последствии с успехом использовали на практике в своих школах. В ходе обучения мы изучили новые для себя инструменты – это менторинг и коучинг, а через коллаборативную среду поняли, что сам коучинг даёт очень много данных для анализа.
Вернувшись в школу я уже имела четкое представление об инструменте и фокусе исследования, которые легли в основу введенных мною преобразований в работу школы и определила тему своего исследования: Какое влияние оказывает групповая форма работы на повышение мотивации учащихся, к обучению?
Анализируя посещение коучинг-сессий педагогами, я сделала вывод, что учителя принимали активное участие в проведении, что говорит о заинтересованности преподавателей и их желания обучаться. Организационные проблемы начала учебного года и сильная загруженность учителей всё равно позволило провести нам 4 коучинг – сессии, 4 последовательных урока с менти, 4 исследуемых урока Lesson study. Коллектив у нас большой – 91 человек, из 25 учителей уже прошли обучение на уровневых курсах, часть коллектива осталась в стороне, не проявив никакой активности в происходящих мероприятиях и изменениях. Причиной служит, как я уже отмечала в одном из отчетов – нежелание меняться и то, что за такой короткий период времени практически невозможно организовать большое количество учителей, хотя это и не было для меня самоцелью – охватить весь коллектив.
После того, как я выяснила сильные и слабые стороны деятельности педагогического коллектива, то вместе с творческой группой и методическим советом, определила методы и способы преобразования школы. В своей деятельности определила и главную цель – это содействие профессиональному росту учителей и определение путей обучения в рамках сетевого сообщества, разработка эффективных форм обучения и определение приемов и методов научных исследований, повышение мотивации учащихся к обучению. После проведения и анализа анкетирования учителей, учащихся, родителей определились и проблемные вопросы. В ходе неформальных бесед с учителями по вопросам «Почему необходимо учителям нашей школы меняться?» и «Что необходимо нам сделать для улучшения нашей практики?» смогла определить реальное состояние работы школы. Уход отличников и хорошистов в другие школы города и области (например, «Дарын», НИШ, КТЛ, колледжи) является одной из проблем нашей школы. С инициативной группой мы выяснили причину этой проблемы и пришли к выводу, что исправить это положение мы не сможем, но улучшить результат возможно.
Свою работу мы начали с изучения основ коллаборативного обучения и формативного оценивания, так как считаем, что это возможный путь улучшения обучения и повышения мотивации у учащихся. Моя инициативная группа проявила огромное желание обучаться, они продемонстрировали навыки совместной работы и ответственность. Эти люди помогли мне внести небольшой, но конкретный вклад в развитие школьной практики, и мы увидели, что совместное планирование даёт реальные результаты. Узнала я об этом из бесед с учителями, родителями и учащимися.
Составленный план развития школы содержал такие мероприятия на которых учителя учились: планирование коучингов, менторских сессий. Это очень эффективная и интересная работа.
Ключевой идеей Программы первого уровня является не только знания школьными учителями ответа на вопрос «Почему они обучают учеников определенным образом?», но и понимание того, какими способами можно интегрировать новые идеи в собственную школьную практику. С этой целью я и выступила в качестве ментора для учителей школы, которым тоже в дальнейшем предстоит работать с коллегами, для того, чтобы реализовать процесс коучинга по изучению семи модулей уровневых программ и вопросам интеграции этих модулей в собственную практику, с последующим размышлением и исследованием произошедших изменении.
Работая с коллегами во время сессий я предложила учителям начальных классов (2 учителя с 20-ти летним стажем работы, имеющие первую квалификационную категорию и 2 учителя с 5 летним стажем, не имеющих категорию, но все они прошли обучение по III базовому уровню) попробовать применить подход Lesson Study на своих уроках, для повышения мотивации обучения в начальной ступени обучения. Учителя начальной школы на первой встречи при ознакомлении приема Lesson Study сразу определили тему исследования «Развитие речи учащихся начальной школы через групповую форму работы». Предмет выбрали – познание мира. В связи с этой темой, я определила следующие задачи:
- ознакомление учителей начальных с теоретическим материалом по Lesson Study через проведение серии последовательных уроков;
- обсуждение совместного планирования, наблюдения и обсуждения уроков познания мира по выбранной теме исследования в 4 «А» классе;
- обсуждение по итогам урока;
- опрос исследуемых учащихся после урока;
- написание отчета по Lesson Study.
Вначале мои коллеги не понимали суть проведения Lesson Study, но каждый раз собираясь для подведения итогов наблюдения за уроком и учениками А, В и С, совместного планирования последующих уроков, становилось все интереснее, так как мы видели, что наши «подопечные» растут на глазах, у ученика А речь стала еще лучше и он более активно работал и помогал другим в группе, ученица В стала брать инициативу на себя во время работы в группе и в речи у нее произошли небольшое улучшение, ну, а ученик С поразил нас всех. Это был вначале тихий и очень скромный мальчик, который на вопросы учителя давал один ответ: либо «Да», либо «Нет», но уже на третьем и четвертом уроке он смело выходил к доске отвечать, заполнять таблицу и в рефлексии «Гора», свой стикер он прикрепил на вершину. О чем это говорит? О том, что у ребенка выросла самооценка и мотивация к обучению. Значит применение этого приема, как мы видим эффективно и целесообразно.
Другой мой менти – учитель математики (стаж работы 10 лет, без категории, преподаёт в 7-8 классах) сама попросила взять ее к себе в менти, потому, что она не может по состоянию здоровья обучиться по Программе уровневых курсов, а изменить свою практику преподавания и обучения ей очень хотелось бы. Конечно, я не могла ей отказать. Далее в ходе работы с педагогом – менти, она отметила, что для неё этот опыт работы был очень важен. Исследуя изменения своей педагогической практики менти отметила и положительную динамику в мотивации заинтересованости учащихся в обучении, они уже понимали, как надо работать в группе, для чего нужно применять формативное оценивание. В начале нашей совместной работы моя менти предпочитала наглядно – репродуктивный метод и в основном применяла диалог «учитель – ученик», но уже через некоторое время она поменяла методику проведения уроков. Менти стала организовывать работу в группах, в парах, оценивание и рефлексию.
Она смогла определить рамки, в которых модули уровневых программ могут быть интегрированы во взаимосвязи друг с другом, а реализуемая при этом исследовательская деятельность способствует преобразованию школьной практики. Подопечная, при установлении обратной связи и беседы, высказала свое мнение о том, что все семь модулей приемлемы в педагогической практике учителя. Некоторые из них, такие, как «Оценивание», «Критическое мышление», «Новые подходы в преподавании и обучении», «ИКТ», «Диалоговое обучение» применяла на своих уроках. Обучение через диалог использовала при изучении новой темы, задавая вопросы при опросе пройденного материала, но изучив лучше стратегии диалогового обучения, узнала, что диалог возможен не только между учителем и учеником, но между учащимся и учащимся. Она пришла к выводу о том, что
при диалоговом обучении учащиеся учатся общаться, а объясняя новую тему, они запоминают ее лучше. Также моя менти открыла для себя виды оценивания и узнала, что кроме выставления оценки за урок - «суммативного оценивания», существует ещё и «формативное оценивание», или его еще называют «Оценивание для обучения». Применяя «Оценивание для обучения» на своих уроках, менти увидела в учениках заинтересованность при выставлении оценки одноклассникам или самому себе, причём объективной и поняла, что «учителя являются не единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников ив процесс самооценивания и даже, когда учителя активно проводят оценивание, участие в нем учеников является не менее активным» (Руководство для учителя. - Астана, 2014. – с. 127). Прием оценивания урока помог ей при подготовке к следующему уроку. Этот модуль Программы приемлем для поощрения, для заинтересованности пассивных учащихся, нацеленность на будущее.
Проведение коучингов на темы «Оценивание обучения и одценивание ля обучения», «Групповая форма работы», «Лидерство и управление», «ИКТ и учитель» тоже внесло весомый вклад в преобразование практики преподавания и обучения. В се они представляли собой процесс взаимодействия коллег, для оказания содействия в понимании и важности внедрения в процесс обучения для достижения цели, которая представлена в рамках трех уровневых программ Кембриджского Университета – ученик 21-го века, владеющий навыками применения полученных знаний вне школы.
Для того, чтобы работа в процессе коучинг – сессий была более успешной и плодотворной, мы поставили перед собой ряд задач:
- при помощи проведения небольших упражнений, основанных на создании доверительной атмосферы и развития нестандартного креативного мышления установить благоприятный психологический климат и создать доброжелательный настрой при работе в группе;
- выполнение заданий, основанных на критическом мышлении;
- подведение итогов проведения коучинг – сессий, применяя задание, которое в наибольшей степени отражает достижение поставленной цели и ожидаемых результатов.
Анализируя процесс проведения коучинг – сессий, пришла к следующему мнению, все задания был подобраны очень удачно, так как они способствовали выявлению не только креативности, но и нестандартного творческого мышления со стороны участников коучинг занятия. Во всех коучинг – сессиях коучи применяли видеоматериал, который вносил настрой на творческую волну всех участников занятия. Дальнейшей продуктивной деятельности со стороны участников способствовало и проведение разминочных упражнений, при выполнении которых, коллеги забывали, что они учителя и вели себя, как ученики. Проведенные коучинг – сессии прошли все успешно, цели достигнуты. Об этом мы узнали, рассматривая заполненные стикеры, данные учителями после занятия. Тренеры – коучи содействуют улучшению практической деятельности учителей, они оказывают помощь учителю в усовершенствовании актуальных и необходимых в дальнейшем навыков (Руководство для учителя. - Астана, 2014. – с. 127). Поэтому, я считаю, что проведение коучингов и создание коллаборативной среды оказывают положительное влияние на образовательную, эмоциональную и социальную среду учителей.
Изучив рефлексию учителей после проведения коучингов и менторских сессий, у нас появились первые результаты. Перестроились многие учителя, они стали применять групповую форму работы. Некоторые из учителей утверждали, что работать по группам можно только на уроках познания мира географии, истории, литературы, но теперь эту форму работы стали применять и на других уроках, таких как математика, физика. Они увидели плюсы в такой форме работы. Также я увидела, наблюдая за уроком коллег, что они стали применять на уроке формативное оценивание.
Проведенный семинар с руководителями методических объединений позволит видоизменить процесс проведения заседаний, им самим в первую очередь необходимо изменить свое отношение на практику преподавания и обучения, а потом передать эти знания своим коллегам.
Организация ежегодных секционных занятий во время августовских конференций является опытом работы с профессиональным сообществом. Ежегодно для обсуждения и выступления учителям предлагается тема, следуя этим традициям мы решили запланировать изучение, выяснив посредством анкетирования, тех модулей, которые выбрали учителя в своих анкетах. Это формативное оценивание, критическое мышление, диалоговое обучение, о их роли на повышение мотивации учеников.
Подводя итоги по плану развития школы, мы выяснили, что достигли неплохих результатов. Например, приобрели первый опыт совместного планирования. Конечно, при составлении плана невозможно предусмотреть все нюансы. В ходе практики менялись сроки проведения коучинг – сессий. Необходимым и важным учителя посчитали менторство, им понравилось то, что они построены на взаимном доверии и уважении. Многие проявили желание в будущем быть моими подопечными в плане проведения коучинг – сессий. О чем это говорит? О том, что мы сможем подготовить новых менторов и новых коучей, новых лидеров и принять в нашу инициативную группу новых учителей.
Задачи, согласно разработанному плану на данный период, которые необходимо было решить в период практики были выполнены. Проведенные мероприятия, по моему мнению, являются показателями успешности нашей школы. Основой для успешного перехода к новым стандартам образования, связанными с внедрением программы развития в нашей школе, явилась стартовая диагностика. Внимание учителей следует акцентировать на умениях, направленных на изменения, связанные с переходом в режим внедрения программы развития школы.
Моё понимание многих теорий в преподавании и обучении изменили курсы первого продвинутого уровня. Вместе с инициативной группой мы смогли изменить понимание изменения процесса обучения и начали понемногу изменять понимание со стороны своих коллег.
Категория: Мои статьи | Добавил: леонидовна (20.04.2015) | Автор: Карюгина Марина Леонидовна E
Просмотров: 2264 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]