Главная » Статьи » Мои статьи

Что мне сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
Мы должны сами верить в то,
чему учим наших детей
Вудро Вильсон

Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем преобразования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности являются: первый- «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и второй- «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?». (Руководство для учителя. Астана, 2014г., - с. 103).
В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. (Руководство для учителя. Астана, 2014г. - с.104)
Ученые Казахстана определили несколько причин снижения качества образования в нашей стране: это снижение уровня научной содержательности образовательных процессов, так как произошел окончательный разрыв между наукой и образованием; низкий организационный и материальный статус учителя в школе; отсутствие единых критериев оценки качества образования, а самое главное это отсутствие интереса среди детей и подростков к учебе в школах. Таким образом, мы видим, что создалась критическая ситуация в сфере общего среднего образования, она не измеряется только через критерии конкурентоспособности нации, а гораздо серьезнее в своих последствиях для развития общества.
В отчете В собирая информацию о стартовом состоянии школы, я определила следующее-ученики нашей школы не достаточно мотивированы для обучения. Таким образом, определив проблему своей школы, пришла к выводу о том, что нужно работать над повышением мотивации к обучению. С чего начать? Модуль, который больше всего мотивирует учащихся-это оценивание, а конкретно оценивание для обучения или формативное оценивание. Я как лидер школы буду сотрудничать со всеми звеньями младшего, среднего и старшего звена, это значит, будет осуществляться и преемственность в образовании. Вместе с моими коллегами мы сможем повысить мотивацию учащихся к обучению.

В первую очередь, для улучшения ситуации, выступила на производственном совещании учителей школы, где рассказала о необходимости преобразования педагогической практики. В презентации показала стратегии для активизации обучения, обосновала актуальность преобразования школьной практики, отметила, что отношения и жизненная позиция, и характер в обучении должны содержать в себе: психологическую устойчивость, находчивость, склонность к размышлениям, взаимодействие и ответную реакцию. Рассказала о том, что учитель сегодня является стержневой фигурой в образовании и от него зависит процесс формирования ребёнка. Соответственно, учителям нашей школы необходимо изучать опыт других учителей и применять лучшее в своей практике.
Также я выяснила, что многие учителя нашей школы не обладают знаниями педагогических стратегий и способностью к интегрированию различных подходов и методов. Для эффективного использования 7 модулей Программы уровневых курсов недостаточен объём их использования на уроке. Чтобы, как-то улучшить ситуацию я запланировала проведение коучингов и менторинг, в ходе которых мы будем изучать методы и способы повышения мотивации к процессу обучения учащихся.
На 1 полугодие 2014-2015 учебного год мы запланировали проведение коучинг сессий с целью ознакомления учителей школы с 7 модулями и внедрением их в процесс обучения, а учителей разделили на группы (их у нас получилось 9). Уже в сентябре провели 6 коучингов познакомили учителей с модулями «Оценивание», «Использование ИКТ», «Лидерство и управление», «Новые подходы в обучении». Роль коуча я предложила трем учителям, прошедшим обучение по 3 уровню и 1 учителю, обучившемуся по 2 уровню. На первой сессии мы познакомили учителей с видами оценивания, а конкретно с формативным оценивании. После занятия учителя пришли к выводу и согласились с тем, что «формативное оценивание концентрирует внимание на получение данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, характер и причины его сильных и слабых сторон и определения путей достижения необходимого уровня обучения» (Руководство для учителя. - Астана, 2014. – с. 127). В ходе проведения коучинг «ИКТ» учителя познакомились с видами ИКТ, определив положительные и отрицательные стороны применения ИКТ в жизни и выполнив практическую работу по составлению презентаций они пришли к выводу, что знания ИКТ необходимы современному учителю, что проведение уроков с применением информационных технологий повышает мотивацию учащихся к обучению. Коучинг на тему «Групповая форма работы» привел учителей к выводу о том, что на развитие самостоятельности и самообучение, способствует развитию творческих способностей учеников коллаборативная среда обучения. К сожалению, многие учителя редко используют стратегии, способствующие совместному обучению, мы это видели по результатам анкетирования, где

учащиеся 10-11 классов указали, что мало работают в группах. Ведь для этого учителю необходимо больше времени проводить за подготовкой к урокам, придумывать творческие и исследовательские задания, разрабатывать критерии урока, да еще и весь урок нужно стоять на ногах, а если у учителя в день 3-4 урока подряд? Я думаю, что если каждый учитель будет разрабатывать критерии урока, то ученик будет видеть, к чему ему идти и станет самостоятельно распределять свои возможности, а также выбирать способы достижения цели. Ведь, когда перед нами ставят конкретные задачи, оговаривают критерии задания, то мы уже знаем над чем стоит поработать. Этот опыт необходимо использовать всем нашим учителям. Не менее интересен был коучинг о лидерстве, в ходе которого коллеги установили, что лидерами не рождаются, а становятся, определили черты лидерства и согласились с тем, что позиция учителя не предполагает делегирование ему административных полномочий и ответственности, а представляет собой выбор учителя в инициировании преобразования практики преподавания и учения (Руководство для учителя. Астана. 2014г., - с. 187).
В роли моего менти изъявила желание быть учитель математики, которая по состоянию здоровья не сможет пройти обучение по уровневым курсам, а ей этого очень хотелось. Что ж я и не отказала, менти у меня просто клад. Она слушала каждое мое слово внимательно, учитывала все мои рекомендации и предложения и в результате у нее все получилось, уроки стали проходить более продуктивнее, после того, как мы провели серию уроков, учащиеся просили учителя проводить уроки именно в том режиме, к которому он уже привыкли за эти 4 урока. О чем это говорит? О том, что у учащихся повысилась мотивация к обучению. При проведении исследования Lesson study, учителя начальной школы тоже заметили изменения в учениках. Тема исследования Lesson study была «Развитие речи через групповую форму работы». Они стали более раскрепощенными, активными, дружными речь ненамного, но улучшилась. Учительница класса, на базе которого мы проводили исследование Lesson study осталась очень довольна и сказала, что будет продолжать применять все приемы и методы, которые она планировала в ходе уроков. Мне было очень интересно работать с моими коллегами. Это учителя начальной школы, идущие в ногу со временем, владеющие новыми подходами в обучении, и самое главное, владеющие коммуникативными навыками.
К глубокому сожалению, многие учителя считают, что сущность процесса обучения заключается лишь в преподавании своего предмета, что нужно знать только свой предмет и всё, эти учителя не обладают глубоким пониманием сущности самого процесса обучения, а о развитии мотивации к обучению каждого ученика не может быть и речи. Но каждый учитель должен стремиться к мотивированию ученика, используя рефлексию на своих уроках, обратную связь. Встает вопрос-как можно это сделать вне урока? Можно

организовать почтовые ящики в каждом классе, в который ученики и родителю могут не только отправить письмо с вопросами и предложениями, но и задать вопросы друг другу о воспитании, поделиться эмоциями. В школе есть такой ящик, но административный. Такие почтовые ящики будут нужны и выпускникам школы, ведь для подготовки к ЕНТ им нужны не только знания, но и психологическая поддержка, которую они могут получить анонимно через консультации психолога.
Публикация учителей в газетах и журналах, участие в семинарах, областных и районных конкурсах, подготовка к открытым урокам приводит к формированию сотрудничества, но встает вопрос-насколько эффективна такая работа? Ведь в такой работе чаще всего принимают участие одни и те же педагоги, потенциал других используется не в полную меру. Мое мнение по этому поводу следующее-такая работа должна быть системной, и не зависящей от аттестации учителей. Составлением годовых, календарных планов, планов методических объединений ограничивается планирование и управление учебной средой. Думаю, что совместное обсуждение, разработка и реализация повысят эффективность планов работы, и вот тут первым опытом совместного планирования и станет план развития школы. В разработке плана развития школы может принять участие инициативная группа и этот станет традицией в нашей школе.
Учителям необходимо критически оценивать свою практику для того, чтобы улучшить собственный опыт и свою практику. С. Бич говорил следующее: «Вы меняетесь, потому что вы любите обучение и детей, и вы знаете, что они нуждаются в вас, чтобы вы направляли их в этом быстро меняющемся мире. И чтобы это сделать, вы должны обрести сначала свой путь, поэтому вы и они должны измениться». (Руководство для учителя. Астана, 2012г.). Повысить мотивацию у учеников мы сможем только если изменим стереотип наших учителей. Над этим мне и нужно будет работать.
Для внедрения преобразований в школе и оказания помощи я организовала инициативную группу, в которую вошли администрация школы, руководители методических объединений, учителя, обучившиеся на 1, 2 и 3 уровнях и заинтересованные учителя. Не остались в стороне и родители, ведь семья является незаменимым и важным этапом в развитии и становлении ребенка, поэтому родители ни в коей мере не должны устраняться от воспитания своих детей, это их долг и без участия родителей невозможно добиться тех результатов, которые мы все вместе рассчитываем получить. Не секрет, что очень часто возникают недопонимания между учителями и родителями в процессе обучения, в плане объема предлагаемых домашних заданий, оценивания ответов учеников. Я думаю, что правильным будет выработать по данному вопросу определенные методы работы с родителями в проведении консультаций и встреч, где они не только смогут познакомиться с критериями оценивания по разным предметам, но и получить консультации от

учителей как помочь ребенку приготовить домашние задания, подготовиться к экзаменам и т.д.
Обработав результаты исследования, я познакомила с ними инициативную группу. Обсуждение результатов привело к необходимости составления плана развития школы. Вместе мы составили план развития школы. Дальнейшее участие администрации не получилось из-за занятости и обучения директора на курсах повышения квалификации. План развития школы составлен исходя из потребностей школы: главным приоритетом является повышение мотивации учащихся, улучшение преподавания учителями, использование формативного оценивания на уроке.
Наша школа нуждается в преобразовании, и мы будем в дальнейшем работать в этом направлении. Внимание учителей следует обратить на ключевые факторы, которые определяют пользу самого процесса преподавания и обучения, как в классе, так и вне класса: понимание процесса обучения всеми детьми; понимание учителей того, чему учить; представление коллег о том, как структурировать весь учебный процесс и как оценить результаты своего обучения. Для того, чтобы ученики не уходили из нашей школы после 5, 6, 9 класса и оставались обучаться до 11 класса, необходимо повысить качество обучения и преподавания, а значит надо сделать обучение качественным, чтобы ученики не сомневались в своих знаниях и возможностях.
Не могу сказать, что учителя в нашей школе ничего не делают и ничего не понимают. У нас много учителей, прошедших обучение на уровневых курсах. Они изменили свое отношение к преподаванию и обучению, прилагают все свои знания к тому, чтобы детям было интересно учиться, работают в плане повышения мотивации. Как видите мы уже начали эту работу, и она уже приносит свои результаты. Мы обучаем учителей как это сделать через обучающие семинары, коучинг, мастер-классы. Уже есть первые успехи. Учащиеся школы понимают суть работы в группе, дают формативную оценку своему однокласснику, умеют составлять рефлексию и делать самооценку своей деятельности, любят составлять постеры и кластеры, не боятся выходить и выступать перед классом. Все это говорит о повышении мотивации у ребят. Об этом говорят и родители во время беседы с учителем, классным руководителем.
В школе мы создали профессиональное сообщество учителей «Надежда-Үміт». В состав вошли учителя, обучившиеся на 1, 2, и 3 уровнях, для поддержки учителей. Важной значимостью профессионального сообщества учителей является создание коллаборативной среды для всех членов сообщества. Это своего рода преодоление барьеров среди учителей, которые пока не видят необходимости менять свои убеждения. Также мы пригласили учителей других школ к созданию профессионального сообщества школ

города и наметили совместные мероприятия по укреплению деятельности профессионального сообщества.
Всё это, я думаю, будет способствовать тому, что учителя научатся проводить уроки в соответствии с потребностями учеников, а ученики с интересом придут в школу, и родители не останутся в стороне, они тоже будут интересоваться процессом обучения.
Я считаю, что мой план выполним. Каждый учитель сможет работать над повышением мотивации у учащихся, применять формативное оценивание. Конечно, мой план будет иметь продолжение и поставленные сроки реальны. При оценивании промежуточных результатов будут учитываться пожелания и учителей, и родителей. На основании этого будет разработан новый план. Я и мои коллеги считают, что наш план будет способствовать развитию школы.
Категория: Мои статьи | Добавил: леонидовна (20.04.2015) | Автор: Карюгина Марина Леонидовна E
Просмотров: 2509 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]