Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа
Эффективное решение задач обучения и воспитания на современном этапе неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, нахождением наиболее действенных форм, методов и приемов работы со студентами. Поэтому одной из актуальных задач обучения в колледже является реализация в учебном процессе их максимальной активности.
В условиях мощного потока информации, многообразия ее источников важно, чтобы студент умел выделять главное, самостоятельно находить необходимый материал, оперативно перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Однако практика свидетельствует о недостаточном уровне готовности обучающихся колледжа к самостоятельному осуществлению целеполагания, планирования и самоконтроля, которые являются структурными элементами процесса познавательной деятельности.
Таким образом, изменение процесса обучения в колледже должно ориентироваться не только на вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую готовность к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их активности и самостоятельности.
В истории педагогики проблема формирования активности нашла отражение в работах ряда известных ученых-педагогов. Я.А.Коменский выдвигал требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю. Только таким образом осуществляемое в школах общее образование сможет подготовить всех людей к активной преобразующей деятельности в различных областях жизни.
А. Дистервег считал высшим принципом обучения «побуждение воспитанника к самостоятельному исследованию истины» или «возбуждение познавательных задатков воспитанника, чтобы они развивались в усвоении и поисках истины» [1].
Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует труды педагогов и психологов Б.В. Ананьева, А.Л. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Н.П. Морозовой, В.А. Крутецкого, В.А. Аверина, Е.В. Коротаевой, Н.В. Матюшкина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой. Познавательная активность рассматривается ученными как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности.
Таким образом, актуальность формирования познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности обучающихся колледжа и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.
Активность личности (от лат. actives – деятельный) - деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активная личность интерпретируется исследователями как личность, способная осуществить интенсивную, результативную, творчески преобразующую деятельность в соответствии с потребностями общества [2].
В зависимости от характера познавательной деятельности личности определяют следующие уровни активности:
- репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека;
- поисково-исполнительная активность (в этом виде активности большая степень самостоятельности, требуется понять задачу и найти способы ее выполнения);
- творческая активность (представляет собой высший уровень, т.к. задача ставится студентом, и способы ее решения избираются новые, нестандартные) [2].
Следует отметить, что вопрос активности, связи и согласованности форм активности, их общего влияние на человека решается при концентрации исследований на системе деятельностей, либо сравнением самой активности с деятельностью. Разбирая какие-либо отдельные формы активности, следует помнить о существовании других. Совокупность всех форм активности - одно целое.
Проявления активности весьма разнообразны. Активность может быть социальной, моторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной. Все эти виды активности являются важными для развития индивидуальности. В каждом возрасте или деятельности может быть один или сразу несколько видов активности являются образующими структуры индивидуальности.
Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [3].
Итак, познавательная активность определяется, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность обучающегося в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить направленную активность в познавательной деятельности на овладение знаниями, организацию действий студентов, нацеленных на осознание и разрешение учебных задач.
В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по активизации познавательной активности обучающихся колледжа:
1. Осуществление принципа индивидуализации в обучении. Процесс обучения, основанный на общих и индивидуальных особенностях студентов, способствует формированию познавательной активности, что влияет на успешность изучения учебного материала, ведет к высокому интеллектуальному и нравственному развитию обучающихся.
2. Использование проблемно-поисковых методов обучения. Применение проблемно-поисковых методов наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности обучающихся.
3. Использование нестандартных форм занятий и применение информационных технологий. Когда в процесс обучения включаются средства новых информационных технологий система учебной работы по формированию самостоятельности и познавательной активности обучающихся реализуется наиболее глубоко и полно.
На каждом этапе занятия для управления познавательной деятельностью студентов преподаватель может использовать следующие приемы активизации познавательной деятельности [4]:
1. Приемы, активизирующие деятельность обучающихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
- прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его профессиональной ценностью;
- прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
- прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
- прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов, что крайне полезно при формировании терминологического словаря.
2. Приемы активизации деятельности обучающихся на этапе усвоения изучаемого материала:
- эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу или обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у обучающихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
- исследовательский прием - обучающиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3. Приемы сохранения высокой познавательной активности при проведении оценки работы:
- использовать различные варианты оценки работы обучающихся на занятии;
- привлекать компетентное и независимое жюри при проведении экспертизы знаний и умений (преподаватели и студенты-эксперты из других групп);
- задания распределять с учетом индивидуальных особенностей;
- оценивать деятельность группы и индивидуально каждого обучающегося; давать творческие задания.

Литература:
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол. М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебов и др.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2005. – С. 73.
4. Петровец Э.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/583097/
Категория: Мои статьи | Добавил: АсемаМусина (12.11.2017) | Автор: Асема E
Просмотров: 743 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]