Главная » Статьи » Мои статьи

«Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества образования и воспитания»
Я работаю учителем истории с 2004 года. В своей практической деятельности работаю по теме самообоазования «Использование возможностей коллаборативной среды как фактора повышения внутренней мотивации учащихся общеобразовательной школы на уроках истории и обществознания».
За время работы я сделала вывод, что в школе много творчески работающих педагогов, для которых важен не только результат работы, но и то, какие формы работы с детьми для этого использовать. Кроме того, современный учитель обязан чутко реагировать на изменения, происходящие в мировой системе образования, в содержании учебного материала учебников нового поколения, а реализация всего этого возможно через обучение с применением новых подходов преподавания. Практика показывает, что для учеников применение групповой работы является возможностью разнообразить вид деятельности, это вызывает у них заинтересованность, что в значительной мере способствует активизации познавательного интереса не только в ходе урока, но и на перспективу. Рутинность и пассивность на уроке, как учителя, так и учеников, приводит к тому, что у учеников пропадает всякий интерес к предмету, и, вследствие этого, падает их активность. Групповая форма работы в значительной мере активизирует совместную учебную деятельности учащихся на разных этапах урока, формирует такую систему взаимодействия учащихся, при которой невозможно было бы ничего не делать. В любой школе всегда острой проблемой была система оценивания действий учащихся на уроке и отметка становилась в большей степени формальным способом отражения процесса обучения без учета реального вклада ученика в учебный процесс. Отметка перестала стимулировать ученика к получению качественных знаний, была лишь проявлением внешней мотивации, отметала все возможности критического подхода к процессу получения знаний. Все это вытекало из реалий школьной жизни; ведь в школе обучаются ученики с разными способностями: одни быстро усваивают материал, легко овладевают навыками и умениями; другим требуется значительно больше времени даже на осмысление материала. При этом школьники второй группы, как правило, не задают вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, даже не могут при этом правильно сформулировать вопрос. Объединение ребят в небольшие группы с общим заданием, выделение для

каждого ученика группы формы его участия в выполнении данного группе задания, создает условия, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.
Групповая форма работы способствует повышению активности учащихся из-за:
- природной конкуренции, особо характерной для школьного возраста и направленной на проявление желания вырваться вперёд, выделиться, показать свои способности;
- возможности выполнять работу совместно, объединив усилия для конечного результата, в ходе которой рождается чувство уверенности отприсутствия единомышленников, и это сказывается на желании узнать и сделать больше, познать глубже.
Кроме того, активное участие в работе группы позволяет школьникам развивать коммуникативные качества. Работая в различных группах и выполняя разные функции в них, все учащиеся как бы проигрывают специфические роли (капитана, судьи, спикера, генератора идей, тайм-менеджера, секретаря и так далее), что способствует расширению их общего кругозора, их социальной адаптации, развивает активную жизненную позицию с положительной мотивацией. Такая организация работы в классе носит конкретно - конструктивный характер, что позволяет объективно оценивать труд ученика.
При этом, организация групповой формы работы позволяет объединять учащихся в зависимости от поставленных задач в равноуровневые или разноуровневые группы, делая работу более интересной для ребят, способствуя их активности, развитию их лидерских качеств в ходе разнообразной деятельности во время урока.
Опыт успешной реализации данной темы позволит решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках у большой группы учителей нашей школы, сформирует устойчивый интерес у учащихся к учебному процессу. Возможности, открывающиеся после успешной реализации данной темы в школе, позволять повысить рейтинг учебного заведения на школьном, внешкольном и региональных уровнях. Формирование активной жизненной позиции ученика с положительной мотивацией создаст условия для гармоничного развития его личности на перспективу.
Цель моей темы самообразования
 выявить степень вовлеченности учеников в работу на уроках истории и обществознания в коллаборативной среде;
 проследить динамику изменения уровня познавательной деятельностиучащихся классов через групповую работу.
На современном этапе в Казахстане главная задача образования - его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В результате образования должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

Как я, так и многие учителя – практики, работая в школе, наблюдают значительную группу учащихся, которые в большей степени пассивны на уроке, не могут длительное время в процессе обучения сохранять внимание, быть активными. Несмотря на множество усилий, предпринимаемых администрацией школы, педагогами, эта проблема оставалась краеугольной и мало решаемой. Это как раз тот случай, когда все видели эту проблему, но как ее системно решить – мало, кто представлял. Нужно было что-то менять в своей практике преподавания основ наук. Я приняла решение разработать методологию и применить элементы групповой работы на уроках истории и обществознания, выяснить, насколько групповая работа школьников поможет мне повысить активность учащихся на уроке. Мое понимание того, что в групповой работе сосредоточен большой учебно-формирующий потенциал, связано с тем, что учащиеся создают небольшую, по количественному составу, но взаимополезную среду, в которой ученики связаны между собой необходимостью общения друг с другом для решения учебных задач. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса школьников учитель имеет возможность применять различные стратегии. Так, например, используя стратегии критического мышления, педагоги вовлекают школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активном обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Помимо этого, решается ряд учебно-воспитательных задач: оценивание учащихся, развитие коммуникативных способностей, умения работать в команде.
Следует обратить внимание и на то, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «…Обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы … на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп.

В основе моих действий по организации процесса изучения влияния групповой работы на познавательный интерес учащихся 5,7,10,11-х классов явились следующие шаги:
- деление класса на несколько групп от 5 до 7 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть либо одинаковое для всех, либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли
(«лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
-выработанные в группе решения обсуждаются всем классом;
- капитан осуществляет оценивание учащихся своей группы, которые, в
свою очередь, проводят самооценивание по заранее разработанным мною
критериям.
Анализ критериев формирования групп показывает, что состав групп по разным темам должен быть различен. Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много и весь этот арсенал может создать на уроке определенный дух коллективизма, сотрудничества и деловитости. Так, для формирования микрогрупп мною использовались стратегии «Собрать разрезанную картину», разделиться по временам года и так далее. Все эти стратегии обеспечивают случайный состав микрогрупп. Но мне в большей степени симпатичен способ деления на группы, обеспечивающий максимальную работоспособность, сразу решающий множество организационных задач.
Следующая практическая проблема, возникающая перед учителем, - внутригрупповой распорядок работ. Вполне понятно, что от слаженных действий членов группы зависит многое. Ясно и то, что сами ученики сразу не догадываются об оптимальных способах организации совместной работы. На первых этапах внедрения групповой работы в классах я назначала старших в группе, а затем это происходило самостоятельно в группе – один из школьников сам брал на себя роль лидера. Более того, наследующем этапе данной работы, когда ученики привыкли к выполнению заданий в группе, назначение или выдвижение старшего в группе стало носить формальный характер.
Хотя на первом этапе организации группы лидер необходим, так как ему поручается следующее:
1) распределять обязанности между членами группы;
2) руководить обсуждением и принятием решений, а также оформить отчет;
3) проводить критериальное оценивание участников микрогруппы по итогам промежуточной или окончательной деятельности.
Групповая формы работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнавали о содержании учебного материала, обучались рефлексии, то есть умению смотреть на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в

группе позволяло всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. Это отразилось на количественных показателях участия школьников в процессе обсуждения различных проблем темы урока. Все это не могло не отразиться на активности, создавало позитивный настрой на уроке, который становился не просто местом, где один учит, а другие – слушают, а неким таинством, где пошагово сам ученик движется к знаниям, корректирует свое отношение к ним, а само главное – не безразличен к процессу обучения. Мною, в ходе наблюдений, да и самими учащимися было замечено, что учащиеся со слабым уровнем мотивации (Сарычев Сергей, Коннов Дмитрий, Вейде Александр), проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров.
Цель моей профессиональной деятельности, как учителя истории и обществознания :
 воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
 формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
 формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т. к. современное образование требует от школы, а значит и от учителя, поддержать инициативность, самостоятельность детей, сформировать у них навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет
соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.
Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.
Новизна опыта состит во внедрении и в обосновании целесообразности использования коллаборативной среды среды как фактора повышения внутренней мотивации учащихся общеобразовательной школы
Опыт может быть использован педагогами любого общеобразовательго учреждения с различным уровнем педагогического мастерства
Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам. Подготовка к групповой работе требует от меня более тщательной подготовки. Приходится подбирать необходимый дополнительный материал, составлять руководство для работы в группе, так как каждая группа выполняет индивидуальное задание, подготавливаю презентации для того, чтобы ребята зрительно могли видеть проработанный материал. Необходимо обращать внимание на правильное распределение времени, так как при работе в группах заметно не хватает времени.
Учитель для того, чтобы добиться от детей взаимопомощи и более целостно провести урок должен создать благоприятную обстановку, в которой и учащимся и учителю будет комфортно.
При правильной организации работы ребята не будут пассивными слушателями, а станут полностью погружаться в учебный процесс.
При выполнении и правильной постановке цели урока все учащиеся постараются выполнить все, что запланировал учитель. Ребенок чувствует себя комфортно только тогда, когда он понимает, что от него требуют, и видит перед собой четко поставленные задачи.
На уроках стараюсь применять как групповую, так и парную работу. Учащиеся в таком виде работы одновременно выступают и как слушатели и как лекторы. Совместная деятельность заставляет каждого ребенка включиться в учебный процесс и задание постепенно превращается в увлекательную игру, которая большинству детей очень нравится.
В групповой работе ребята чувствуют поддержку со стороны товарищей и становятся более открытыми.
Каждый ученик, работая вместе со всеми, не боится высказываться и быть непонятым.
Для того чтобы создать коллаборативную среду учителю необходимо дать больше свободы детям и тогда он увидит, что даже те ученики, которые раньше давали ответы очень редко станут давать более полные ответы. Со временем они научаться не только, выступать в роли слушателей, но и участвовать в дискуссиях и спорах, доказывая свою точку зрения. При создании групп необходимо делить детей по индивидуальным особенностям, чтобы более сильный учащийся не подавлял слабого одноклассника, а помогал ему.
Процесс работы в группе будет последовательным, если ребята перед началом деятельности разработают правила поведения и разделят обязанности каждого, и в дальнейшем будут строго следовать им. В первые месяцы ребята зачастую нарушали правила забывая о времени и порядке, но в дальнейшем в результате постоянных напоминаний и указывания на ошибки ситуация улучшилась. Сейчас при групповой работе каждый ученик знает свои

обязанности и старается четко следовать правилам, которые сами разработали. За два года работы по новой методике у ребят появилось чувство взаимопонимания, создалась атмосфера сотрудничества, которая способствует достижению поставленных целей. Снять напряжение между ребятами помогает тренинг «Я хочу сказать…» он позволяет каждому в течение минуты высказаться, рассказать о чем-то новом, что он узнал. Этот тренинг помогает снять психологическое напряжение и помогает каждому поделиться своими мыслями.
Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание – это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.
Как сказал Л.С. Выготский «Совместная деятельность создает благоприятные условия для развития коммуникативных качеств личности у школьников через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки результатов учебной деятельности».
Групповая работа является наиболее любимой учениками формой урока. Она строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя, создает условия для проявления возможностей каждого ученика. Дети учатся действовать согласованно, испытывают чувство коллективной ответственности.
Изучая данный вид деятельности на уроках, я сформировала свой стиль работы. В начале каждого урока я делю детей с помощью цветных стикеров, по временам года, либо по номерам. В каждой группе в среднем по 4-5 человек. Стараюсь разделить группы таким образом, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильный ученик. Класс предварительно настраиваю для работы в группе. Для этого в начале учебного года были выработаны правила работы в группе, а в последующем провожу тренинги на сплочение коллектива. Каждой группе даю текст для изучения, индивидуально, в парах, группах. Затем ребята изображают основную информацию на постере. К примеру, на одном из уроков каждой группе необходимо быть исследовать жизнь Аблай хана, дипломатическую деятельность Аблай хана и шежире Аблай хана. Для данной работы применялись энциклопедии, исторические документы и исторические труды ученых.
Оценивание провожу при помощи оценочных листов с критериями. Каждая группа выбирает спикера, который выступает при защите постера. Как правило, это сильный ученик или претендующий на лидерство, что позволяет контролировать дисциплину. В некоторых случаях выступают в роли спикеров учащиеся с низким уровнем знаний.
При подготовке детям разрешаю пользоваться конспектами и учебником. Слабым ученикам позволяю найти ответы в учебнике. Такие «послабления», на мой взгляд, позволяют охватить работой абсолютно всех детей. Каждый чувствует, что может выполнить задание по силе. Во время обсуждения и выступления учитель и сами ученики контролируют дисциплину.
Безусловно, работа в группе имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Каждый учитель должен не забывать, что необходимо содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
Я стараюсь вмешивать в работу групп только в крайней необходимости. В остальном выступаю в роли наблюдателя и посредника между группами. Подготовка к групповой работе требует от меня более тщательной подготовки. Приходится подбирать необходимый дополнительный материал, составлять руководство для работы в группе, так как каждая группа выполняет индивидуальное задание, подготавливаю презентации для того, чтобы ребята зрительно могли видеть проработанный материал.
При групповой работе можно добиться успехов в учении даже при наличии небольших умственных способностей у ребят, если при этом положительно настроить учащихся на работу. Необходимо обращать внимание на правильное распределение времени, так как при работе в группах заметно не хватает времени. Зачастую это связано с тем, что у учеников слабый словарный запас. При работе в группах удетей развивается саморегуляция, так как, работая в группе, ребята могут сравнить свои успехи с успехами других участников группы. Ученики могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок.
Разрабатывая задания для групповой работы, я стараюсь выбирать такие задания, которые бы соответствовали их возрастным особенностям.
В конце каждой проработанной главы вовремя повторении я провожу тренинг, в ходе которого каждый из ребят передает клубок ниток соседу и говорит пожелание. Данный тренинг провожу для того, чтобы еще больше сплотить класс, а также проверить понравились или не понравились уроки по новым подходам ребятам. После проведения тренинга обращаю внимание, что ребята с улыбкой на лице говорят друг другу пожелания и хотят, чтобы дальнейшие уроки проходили также интересно. Для поощрения и стимулирования на дальнейшую работу каждому ученику вручаю небольшие
подарки в виде ручек либо блокнотов с пожеланием, чтобы наша работа в группах была такой же продуктивной и насыщенной.
Работа в группах дает положительный результат. Ребята с радостью работают на уроках, у них повышается уровень знаний, класс становится более сплоченным и, не смотря на то, каким бы образом я их не делил, работают активно. Необходимо постоянно проводить беседы с ребятами о том, что необходимо сделать для того, чтобы уроки были более насыщенные, и хватало времени на всю запланированную работу.
Утверждение о том, что процесс обучения должен быть «разумным», основано на убеждении в том, что культура и ценности личного опыта детей выступают значимым контекстом, существенным образом определяющим успешность процесса обучения. Только в том случае обучение даст результат, когда в процессе обучения будут участвовать сами ученики.
Главным моим желанием являлось по максимуму раскрепостить ребенка. Дать ему возможность по его способностям выражать собственные мысли работая индивидуально и в коллективе, опираясь на сложившуюся атмосферу на уроке. Я могу с уверенностью сказать, что правильно подобранные упражнения и игры, позволяют создать нужную среду и интерес обучающихся к получению знаний.
Хочется отметить, что учитель должен уметь поощрять учащихся, правильно подобранными словами. Его вид, его выражение, его мимика должна нести заряд положительных эмоций, чтобы учащиеся, глядя на него, заражались позитивностью и настроем на положительную работу. Без упреков, нотаций, выговоров и обвинений в лености. И все это – доброжелательно, искренним признанием права каждого на ошибку.
Современный урок – это тонко построенный механизм, важно чтобы этот механизм работал в правильной, гуманной и здоровой атмосфере. Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
В рамках достижения этих целей осуществляю:
- подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕНТ;
- использую элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- прошла обучение на курсах повышения квалификации по преподаванию истории и обществознания, в рамках подготовки к ЕНТ.
Обоснование выбора УМК
Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка
вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Мектеп».
Основанием для выбора данных УМК послужили следующие критерии:
1. Учебники входят в перечень пособий, прошедших экспертизу, утвержденных Министерством образования и науки Республики Казахстан к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют основному содержанию образования.
3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки
4. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
5. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
6. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей дат, понятий, личностей.
Используя данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей.
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
 развивающего обучения;
 групповой способ обучения;
 личностно – ориентированное обучение.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход.
Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.
Личностно-ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся. Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- игра «Домино»;
- игра «Аукцион»
- работу с карточками
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-
эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп –правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.
Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.
На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.
Таким образом, вся моя работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или
иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.
Коллективные и групповые формы работы необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.
Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника, ставлю перед собой следующие задачи:
• Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
• Использовать дистанционные формы обучения школьников.
• Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

• Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои
ученики.
• Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.
В 2016 году провела открытый урок в 9 классе по теме «Образование Казахской Советской Социалистической Республики», 2017 году в 11 «М» классе по теме «Казахстан – край лагерей» с использованием интерактивного оборудования.
Выступила в 2017 году на заседаниии педсовета с темой доклада «Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества образования и воспитания»
Категория: Мои статьи | Добавил: Улболсын (04.02.2018) | Автор: Сакауововй Улболсын Жапаргалиевне E
Просмотров: 3247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]