Главная » Статьи » Мои статьи

Тренинг как одна из форм работы с учащимися ЗПР
Тренинг
как одна из форм работы с учащимися ЗПР.

Введение
Я являюсь классным руководителем 6 «Г» (ЗПР) класса, в нем обучается 10 учащихся. Быть классным руководителем в классе, где учатся «особенные» дети, мне пришлось первый раз. Начала с установления принципа контактности т.е установление и развитие контактов в системе «учитель-ученик-класс». Считаю одним из решающих условий правильного построения воспитательного взаимодействия – это использование в работе рекомендаций школьного психолога. Проведя диагностические исследования, психолог выявила типы темперамента у учащихся. Так же ею были даны рекомендации, как осуществлять индивидуальный подход, зная тип темперамента ученика. Это очень помогло в работе с детьми. Очень важен и стиль общения учителя с учениками. Проявление чувства эмпатии со стороны учителей для таких учащихся очень важно в силу разных обстоятельств: у кого-то из детей родители ведут асоциальный образ жизни, у кого-то родители вообще не занимаются воспитанием, переложив все на плечи бабушек и дедушек, другие родители видят свою функцию только в том, чтоб ребенок был одет – обут. Поэтому для многих детей класс— это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни.
Применяю в свой работе как классного руководителя такую форму проведения классных часов как тренинг.
В декабре 2013года была слушателем краткосрочных курсов «Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в образовательной среде для специалистов интегрированного обучения детей ». В материалах курса есть книга Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Автор пишет: «В этой книге вы найдете множество интерактивных упражнений, которые помогут детям ощущать радость жизни. Особое внимание уделяется упражнениям, способствующим созданию в группе ощущения безопасности и доверия, развитию у детей чувства принадлежности коллективу. Участие в предлагаемых упражнениях требует от детей силы воли, смелости, творчества — то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Названные качества прежде входили в понятие «хороший характер». Мы убеждены, что он не является даром небес, и полагаем, что можно учить детей ощущать радость жизни и чувствовать себя счастливыми».
Используя материалы книги, составила и провожу тренинги для учащихся 6 «Г» класса.

Тренинг имеет следующую структуру
1. Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
2. Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, чувство внутренней устойчивости и доверительности.
3. Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
4. Рефлексия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, оправданности ожиданий.
5. Прощание.

Тренинг в классе начинаю с напоминания правил работы в группе – это «Правило 3 «не»
1. НЕ кричать.
2. НЕ перебивать.
3. НЕ критиковать.

Тренинги
по формированию социальных навыков для учащихся



Тренинг «Я и мое здоровье».
• ЦЦель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему.
Упражнение «Правила работы в группе»
Цель: закрепление правил работы в группе.
Предлагаю участникам прокомментировать «Правила 3 не».
Упражнение «Ожидание»
Цель: определение ожиданий учеников от занятий. Участники на разноцветных стикерах в виде яблок пишут о своих надеждах и прикрепляют их на доску.
Легенда о напыщенном мандарине
Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках-живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое- выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках-живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.
Обсуждение:
- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?
- От кого зависит решение, которое мы принимаем?
Заключение. Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его будущее.
Мозговой штурм «Что такое здоровье?
Цель: активизация знания участников о важности здоровья, определение понятия здоровья.
Здоровье очень важно в нашей жизни. Известно более 200 определений понятия «здоровье». Давайте и мы определим, что такое здоровье. Все предложения участников записываются на доске. По определению ВОЗ, здоровье-состояние полного физического, духовного или социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Упражнение Что формирует здоровье?
Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.
Подумайте, какие существуют факторы влияния на здоровье человека. Предложения записывают на стикерах. После того, как все предложения записаны, предлагается объединить похожие факторы, выделить существенные: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:
- наследственность - 20%;
- уровень медицинского обеспечения - 10%;
- экология - 20%;
- образ жизни - 50%.
Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.
Упражнение «Меняйся»
Цель: активизация внимания, снятие психологического напряжения. Ведущий предлагает детям поменяться местами по определенному признаку. Например, меняются те, у кого светлые волосы, темные глаза и т.д..
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни-такая жизнедеятельность человека, способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в 2подгруппы, каждая из которых получает задание: создать «Путь здорового образа жизни». т.е отвечают на вопрос: «Что делать, как действовать, чтобы сохранить здоровье». Обсуждение
Упражнение «Улыбка по кругу»
Цель: создание позитивной атмосферы в группе.
Тренер предлагает всем участникам взяться за руки и по кругу улыбнуться своему соседу.

Беседа с
элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить".
ЦЕЛИ:
1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
2. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
3. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
4. Повысить самооценку детей
ХОД БЕСЕДЫ
1. Приветствие.
Игровое упражнение: “Привет!”
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.
1. Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”
Цели:
1. Создание в группе доверительных отношений.
2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
3. Повышение самооценки детей.
Задача: предоставить учащимся возможность лучше узнать друг друга.
“В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”.
3.Обсуждение по теме занятия
Вопрос: Что такое дружба?
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?
Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение “Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего (не)нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с правилами дружбы.
• Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с товарищами: если у тебя есть книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
• Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
• Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Упражнение “Что важно для дружбы?”
Цели:
• закрепление полученных знаний о дружбе,
• формирование новых отношений с окружающими людьми
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
Рефлексия
Что вам понравилось или не понравилось, что вы узнали нового из беседы, что вас удивило или обрадовало, какие вопросы остались.



Тренинг на развитие позитивных взаимоотношений
Цели: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.
1. Приветствие.
Разминка.
СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.
Задание: каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.
3.Основная часть.
Инструкция:
Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?
Упражнение «Водоросли»
Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.
Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.
Анализ упражнения:
— Что делали дети, чтобы проникнуть в круг?
— Что ты чувствовал, когда был частью круга?
— Что ты чувствовал, когда пытался проникнуть в круг?
— Как ты почувствовал себя, когда это у тебя получилось?
— Должен ли ты позволять каждому ребенку играть с тобой?
— Есть ли мягкий способ сказать "нет" другим детям?
— Что случается, если в игру все время не принимают одного и того же ребенка?
— Что делают неправильно те дети, которых слишком часто не принимают?
— Как стать ребенком, с которым все хотят играть?
1. Рефлексия.
2. Прощание.


Тренинг «Развитие сплоченности класса».
Цель:
повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Развитие следующих навыков и умений:
• доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; • эмоционально сопереживать однокласснику;
• сотрудничать и действовать сообща;
• согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
• разрешать конфликтные ситуации.
Ход занятия
1.Приветствие. «Правила 3 «не». Каждый из пунктов правил еще раз поясняется ведущим.
2. Разминка.
«Поменяйтесь местами»
Описание упражнения
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: -«Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Диалог и мини- лекция.
Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.
3.Основное упражнение
«Хорошие и плохие поступки»
Описание упражнения
Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
4. Завершающее упражнение
«Спасибо!»
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!
Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
5. Прощание
«Спасибо, сегодня мне с вами было очень хорошо. Спасибо вам за взаимопонимание».



Тренинг
«МЫ И НАШ КЛАСС».

Цель:достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь от группы; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Ход занятия.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

1. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».
2. Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения:
• Нельзя перебивать другого!
• Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать!

3. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

• В нашем классе самым самостоятельным является…
• Часто меня приятно удивлял…
• Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…
• Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…
• Самая одаренная личность в нашем классе – это…
• Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
• Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
• Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
• Чаще всего мне будет сниться…
• Находчивость присуща
• Украшением классной дискотеки является…
• Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
• В политики целесообразно рекомендовать…
• Щедрость не знает границ у…
• Скромность всегда украшает…
• Веселее в классе, когда приходит…
4. Ученикам предлагается рассказать свое главное достижение в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.
5. Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
• Хлопают все присутствующие;
• Только девчонки;
• Только те, кто любит вкусно поесть;
• Только те, кто опаздывает на уроки;
• Только те, кто хорошо учится;
• Только те, кто не любит каникулы;
• Только те, кто любит сладкое;
• Только те, кому нравится играть в футбол;
• Только те, у кого прекрасное настроение.

6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»
Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем, что делает класс сплочённее.
8. Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно он работал.
Категория: Мои статьи | Добавил: Gulsara_Turgaeva (17.11.2014) | Автор: Тургаева Гульсара Багитжановна E
Просмотров: 1596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]