Главная » Статьи » Физика

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности электрического тока"
Урок физики в 8 классе

Учитель: Макарова Елена Геннадьевна, средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе

Предмет физика Класс 8
Тема занятия: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Измерение работы и мощности электрического тока
Цели: Выработать умения и навыки расчета работы и мощности тока, закрепить навыки работы с электроизмерительными приборами.
Задачи: Образовательная:
 повторить элементы знаний: мощность тока, работа тока, закон Ома для участка цепи;
 закрепить измерительные умения и навыки в проведении экспериментальной работы.
Развивающая:
 развивать у школьников самостоятельность, эмоциональность, познавательный интерес.
Воспитательная:
 содействовать воспитанию коммуникативных навыков работы в группах, навыков безопасного труда и критического осмысления полученных результатов.
 побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Вид урока Урок- лабораторная работа в стихотворной форме.
Формы работы, используемые при активном обучении Групповая работа, исследовательская беседа, работа в парах, ИКТ, диалоговое обучение, стратегии критического мышления, индиви¬дуальная работа, работа с учебником, творческая работа, приемы здо-ровьесберегающей технологии.
Результаты обучения: Учащиеся:
• закрепят знания о работе и мощности электрического тока;
• разовьют их практические умения и навыки пользования приборами для измерения параметров электрических цепей;
• научатся экспериментально определять работу и мощность электрического тока.
Ключевые идеи: Электрическая цепь, работа тока, мощность тока.
Оборудование: Компьютерная презентация, экран, ноутбук, проектор. Тетрадь для лабораторных работ. Оборудование на одну группу: источник тока, низковольтная лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.

Ход урока
Содержание урока
Время Стратегии, этапы урока Деятельность учителя: что я буду делать?
Деятельность учащихся

2 мин Вызов Организационный момент. Оценивают свое настроение.
Тренинг
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подравнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели. Психологический насторй учащихся на дальнейшую деятельность.
Выдающийся американский ученый Ричард Фейнман утверждал: "Опыт, эксперимент- это единственный судья научной "истины" .
5 мин Проверка знаний Проверка домашнего задания
1) Физический диктант по теме: «Работа и мощность тока» Записывают данные под диктовку учителя и решают.
1 вариант
1. При напряжении 300 В сила тока в электродвигателе 60 А. Определите мощность тока в обмотке электродвигателя и его сопротивление. Решение:



2 вариант
1. Какую работу совершит ток в электродвигателе за 20 с, если при напряжении 220 В сила тока в обмотке двигателя равна 0,1 А Решение:



1 вариант
2. Какую работу совершает ток в электродвигателе за 1 с, если при напряжении 220 В сила тока в двигателе равна 0,1 А Решение:



2 вариант
2. Определите мощность тока в электрической лампочке, если при напряжении 10 В сила тока в ней 1 А Решение:



Проверка знаний 1 вариант
3. Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 100 Ом за 10 с, если его включили в сеть с напряжением 220 В Решение:



2 вариант
3. Какое количество теплоты выделит за 100 с проволочная спираль сопротивлением 50 Ом, если сила тока в ней 1 А Решение:



2 мин Оценивание 2) Самооценка по шкале на листе самоконтроля.

Проверка удовлетворенности – поднимите руки те ученики. Кто решил правильно 3 задачи
…………2 задачи
…………1 задачу
…………ни одной задачи? Проверяют выполнение заданий, оценивают себя.

Поднимают руки.
5 мин Осмысление Цель:
Вам сегодня на уроке
Надо многое понять.
Электрические цепи
Снова нужно собирать,
Измерять в них напряженье,
Силу тока измерять,
Вычислять работу тока
И таблицу заполнять.

Актуализация знаний.
1) Перед вами ставлю цель,
Потрудитесь словно шмель.

В начале нашего урока
В таблицу нужно записать
обозначенье силы тока,
и единицу указать.

Еще другие величины
в таблице заняли места.
Они вам хорошо знакомы
Итак, вперед, мои друзья!

2) Кто расскажет закон Ома,
Что учили все вы дома?
Что же есть 1 Ампер?
Скажет, Юля, например!

Что такое 1 Вольт?
Саша, нам ответить изволь!

А что же значит 1 Ом?
Вспомните его закон.

Учащиеся, выходя к доске, заполняют таблицу:
Физическая величина Обозначение Единица измерения
сила тока
напряжение
сопротивление
работа тока
мощность тока

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональная напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональная его сопротивлению.





5 мин Подготовка к выполнению лабораторной работы Инсценировка "Электрическая цепь"
Прежде, чем вам измерять
И таблицу заполнять,
Элементы нужно вспомнить
Чтобы цепи собирать. Учащиеся с визитками-изображениями элементов электрических цепей (вольтметр, амперметр, источник тока, лампа, ключ) выходят по очереди к доске и задают загадки:
Источник тока
Я- царь цепи!
Даю вам напряжение.
Внутри себя заряды я делю
Еще я создаю электрополе
И электронам я бежать велю!
Амперметр
Я- прибор известный.
Включаюсь интересно.
В любой цепи мне рады,
Я для зарядов не преграда.
Услугу вам я окажу-
силу тока покажу.
Лампа
Мое в цепи обозначенье
Вы узнали без сомненья!
На схеме я- кружок с крестом!
И освещаю все кругом!

Вольтметр
Я немного напрягусь,
Параллельно подключусь.
Вам услугу окажу-
Напряжение покажу!

Ключ
Я- диспетчер всей цепи!
Последним ставлю точку.
И в сегодняшней игре.
Я сейчас замкну цепочку!
3 мин Оформление работы Вот вам новая проблема:
Начертите себе схему.
Нужно нам ее собрать.
Ничего не потерять.


Один из учащихся выходит к доске и расставляет "приборы" в соответствии со схемой.

Учащиеся чертят схему электрической цепи в тетрадь.


1 мин Инструктаж по технике безопасности Прежде чем к работе приступить
Технику безопасности нужно повторить:
1. К выполнению лабораторной работы без разрешения учителя не приступать!
2. Пересечения двух проводов старайся избежать!
3. Без изоляции к элементам цепи не прикасаться!
4. В последнюю очередь источник должен подключаться!
5. За исправностью приборов тщательно следи!
6. Включать схему только после проверки учителем цепи!
7. После окончания работы цепь аккуратно разбери!
8. На рабочем месте порядок наведи! Читают правила техники безопасности на слайде.
12 мин Выполнение эксперимента и обработка результатов измерений Цепь сейчас мы соберем,
Источник тока все берем,
Провода и амперметр,
Ключ конечно и вольтметр,
Лампу тоже все берите,
В круг приборы разместите.

Вольтметр в сторону убрать,
Из приборов круг создать,
В клеммы провода зажмите,
Ключ разомкнутым держите!

Чтоб все верно подключить,
Надо все нам повторить,
Твердо знать всем, следовательно,
Амперметр включается последовательно!

"Плюс" источника берем,
К клемме плюсовой ведем
Амперметра. И тогда
Электроны как вода
В одну сторону бегут
И приборам ток дают.
Цепи можно замыкать,
Силу тока измерять,
В цепи нашей сколь ампер?
Скажет, Дима, например!

А теперь берем вольтметр,
В клеммы провода зажмем.
Как его включить нам нужно?
Ну-ка вы ответьте дружно!

А теперь всю цепь проверьте,
Напряжение измерьте,
Показания снимите
И в таблицу занесите.

Зная ток и напряжение,
Вычисляй сопротивление,
Применяя закон Ома,
Хорошо для вас знакомый.

Время каждый засечет
Сколько в схеме ток течет
И в колоночках подряд
Зафиксируй результат!

Вычислять все под таблицей,
Там же формулы писать
Не забудьте единицы
Измеренья указать.

Размещают приборы на столе.

Учащиеся собирают цепь.

Присоединяют амперметр.

Определяют показания амперметра.


Присоединяют вольтметр.

Определяют показания вольтметра.


Вычисляют сопротивление:




Заполняют таблицу

, A
, B
R, Ом , c
Вт , Дж







1 мин Здоровье-сберегающая пауза Физминутка.
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу
Вправо, влево повернемся (повороты влево, вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево, вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх, вниз)
Груз забот с себя стряхнули (встряхнули кистями рук)
И продолжим путь науки. Выполняют упражнения, повторяя за учителем.
5 мин Рефлексия Оценивание Теперь цепи разберите,
Аккуратно все сложите.
Вывод сделайте к работе.
Рефлексию проведите.

Задания на развитие критического мышления
Уровень 1
Знание, Запоминание фактов
Какие законы, формулы и факты мы вспомнили для выполнения работы?

Понимание
Объясните, как мы достигли цели нашей работы.

Уровень 2
Применение
Какой подход вы использовали, чтобы определить работу тока?

Анализ
Какие взаимоотношения между сопротивлением и мощностью тока?

Уровень 3
Оценивание
Определите ценность или важность проделанной вами работы.

Творчество
Какой элемент цепи в данной работе является главным? Обоснуйте.
3 мин Итог урока Подведем итог работы
И придумаем синквейн,
Пусть начнет его нам кто-то,
Мы продолжим- нам не лень!

Написание синквейна
Примеры:

Мощность
Электрическая, полезная
Измеряется, потребляется, определяется
Мощность без работы никуда!
Нужна!

Цепь
Электрическая, простая
Собирается, замыкается, рисуется
Цепь собирает все элементы
Дает нам тепло и свет.
1 мин Домашнее задание Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Дневники свои возьмите,
Задание на дом запишите.

1. Подготовиться к контрольной работе.
2.Решение задач по карточкам – дифференцированные задания.
Записывают домашнее задание
Часть А
1. Какую работу совершает электрический ток в проводнике?
2. Что измеряет счетчик электрической энергии?
3. В чем заключается тепловое действие электрического тока?
4. Сколько Джоуль составляет 1 кВтч?
5. Для чего служат плавкие предохранители?

Часть B
1. Сила тока в сетевом шнуре и спирали электроплитки одна и та же. Почему же спираль раскаляется, а шнур остается холодным?
2. Почему в предохраните обычно используют проволочку из свинца?
3. Как следует подключить к источнику постоянного напряжения пять резисторов с различными сопротивлениями, чтобы получить максимальное количество теплоты за 1 мин?
4. Можно ли включать в сеть 220 В две последовательно соединенные лампы, на которых написано «25 Вт, 110 В» и «100 Вт, 110 В»?

Часть C
1. Параллельно соединенные медная и железная проволоки одинаковой длины и сечения подключены к аккумулятору. В какой из них выделится большее количество теплоты за одинаковое время?
2. Два резистора сопротивлением 6 Ом и 10 Ом включены в цепь по- следовательно. Какое количество теплоты выделится в каждом резисторе за 2 мин, если напряжение во втором равно 20 В?
1 мин Итог урока Скоро будет уж звонок!
И окончится урок.
Мне тетради все сдавайте,
Урок окончен. Отдыхайте! Ученики сдают тетради для лабораторных работ на проверку.
Категория: Физика | Добавил: Yelena72 (22.02.2015) | Автор: Макарова Елена Геннадьевна E
Просмотров: 4693 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]