Главная » Статьи » Физика

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

А. С. АМИРБЕКОВА, учитель физики
Б.А. АЛИБАЕВА, учитель математики
КГУ «Специальная общеобразовательная школа – интернат для детей
с нарушением слуха»

Развитие логического мышления - одна из важнейших задач, которая
решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И первостепенная задача на уроке физики развитие умственной деятельности школьников.
Столь пристальное внимание к развитию логического мышления не случайно. Работая над развитием логического мышления, формируя его, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Под логической грамотностью понимается свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий: 1. логические связи конъюнкция (связка и), дизъюнкция (связка или) и отрицание (связка не); 2. правильное употребление логических слов (кванторов) - каждый, любой, все; 3. понимание смысла логических словосочетаний: хотя бы один, только один, больше, чем один и т. д.; 4. умение проводить простейшие рассуждения.
Л.С. Выгодский (ПСС, т.З, с. 151) писал о том, что: «никогда ... ребенок - даже вундеркинд - не может овладеть сразу последней стадией в развитии операции раньше, чем пройдет первую и вторую. Иначе говоря, самое внедрение новой операции распадается на ряд звеньев, на ряд стадий, внутренних связанных друг с другом».
Проблемы, которые мы можем выделить на уроках физики:
1. Работа по развитию логического мышления проводится на уроках физики в малом объеме, фрагментарно.
2. Существуют различные классификации ошибок, что затрудняет работу учителя в этом направлении.
3. Полноценное развитие абстрактного мышления возможно лишь при условии хорошо развитой речи, но главная отличительная черта детей с нарушением слуха это более медленное и своеобразное овладение речью, происходящее только в условиях специального обучения.
Главной причиной слабости самостоятельного логического мышления у учащихся с нарушением слуха является - общее и глубокое речевое недоразвитие, применительно к овладению математическими ифизическими знаниями, умениями. Это, прежде всего проявление семантического недоразвития речи и мышления.
Вот почему, прежде чем начинать изучение материала по физике и математикеследует обеспечить для этого речевую базу, устранить проблемы в речевом развитии детей и подготовить их к освоению систематического курса физики.
Примером может служить проведение урока-зачёта в форме игры.
Задание 1: Учитель читает утверждения. Ученик должен либо согласиться, ответив “да”, либо не согласится, ответив “нет”.
Атмосфера – базовая оболочка, окружающая Землю. (Да)
Состав атмосферы остаётся неизменным на всей высоте. (Нет)
Основная масса земной атмосферы находится на высоте 10 км от Земли за счёт сил земного притяжения. (Да)
На Луне тоже существует атмосфера. (Нет)
Нижний слой атмосферы называется тропосфера. (Да)
Примерно 50% учебного времени отводится учебным планам на овладение навыками мысленно оперировать физическими и математическими понятиями, т.е. развитие словесно-логического мышления; понимание системных отношений между этими понятиями, их относительности; умению мыслить обратимо по отношению к любой физической ситуации, что входит в решение обучающих задач предмета.
Обучение физики и математики несет коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области развития словесно- логического мышления детей, поскольку важнейшая цель уроков физики и математики - обеспечить знания, умения, навыки, необходимые для практической деятельности, обучение физики и математики осуществляется в тесной связи с другими уроками, в первую очередь с математикой.
Например, с уроками по развитию обиходной речи, так как усвоение знаний по физике и математике невозможно без овладения нужным для этого речевым материалом. На уроках физики и математики, как и на других уроках, ведется работа по обучению словарю, формирования грамматического строя речи и расширению лексико-фразеологического запаса учащихся. Школьники овладевают физическими терминами, а так же словарным составом и фразеологией, не специфичной для физики, но необходимой для ее усвоения. Уроки физики и математики должны содействовать развитию произносительных навыков детей с нарушением слуха. В задачу учителя в области формирования произношения входит контроль над реализацией учеником его произносительных возможностей и исправления допускаемых ошибок на основе подражания.
Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Как и на других уроках, на уроках физики проводится работа по развитию логического мышления детей. Развитие логического мышления детей - способ коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после школы. Поэтому так необходимо повышать эффективность уроков физики. Основным рабочим материалом является упражнения, задачи. В учебниках физики предусмотрены задания по степени сложности в 3 уровнях. В некоторых темах имеются задания творческого характера. На практике была проведена диагностика для дифференцированного подхода к обучению. Определен тот минимум логических знаний и умений, без овладения которыми процесс развития логического мышления протекает замедленно, неполноценно.
На уроках физики и математики применяютсязадания, рассчитанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к выводу. Конкретно эти задания выражаются в правильном объясний физического процесса показанного на рисунке.
Работу над изучением той или иной темы с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника целесообразно, также использовать дополнительный раздаточный материал.
Значительную часть материала для анализа наблюдений и упражнений подбирает учитель, ориентировать на программную тему и учитывая, что этот материал должен способствовать практически направленности обучения, что до перехода к определенным правилам учащиеся должны на достаточном количестве примеров быть подготовлены к обобщению. Материал учебника рекомендуется использовать для закрепления. Наблюдения проводятся на дополнительном материале. Развитие логического мышления от конкретно-понятийного до абстрактно-понятийного у учащихся за счет фактического материала, который в курсе физики отображает специфические особенности формирования мыслительной деятельности - является главным принципом методики.
Главным условием обеспечения практической направленности изучения физики является максимальное обогащение практики учащегося, в том числе в виде разнообразных тренировочных заданий.
В рассматриваемый период очень важен принцип отбора материала для заданий. Цель составления этих заданий - расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы логического мышления, подготовить школьников к осознанному овладению материалом по физике, а главное - сформировать умение пользоваться им, поднять на более высокий уровень вычислительную практику учащихся за счет осознания ими основных законов физики.
Исходя из поставленных целей, формируются и задачи:
1. Сформировать познавательный интерес к математике и физике.
2. Дать учащимся определенный круг знаний по программному материалу.
3. На основе математических и физических знаний выработать у школьников умения и навыки.
4. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас (лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по физике и математике).
5. Учить, правильно использовать логические операции.
6. Совершенствовать умение проводить рассуждения с использованием полученных знаний по физике и математике.
В начале тренировочных заданий имеются определенные требования
Каждое задание или группа служит последовательной отработке определенного признака, изучаемой категории.
Отсюда вытекает требование к проведению практических упражнений - их определенная последовательность, способствующая выработке системности в деятельности учащихся. Предшествующие этапы готовят базу для последующих, что определяет последовательность и непрерывность в работе над математическим материалом.
Еще одно из важнейших требований системы заданий опора на наглядно-практическую деятельность (это использование таблиц, схем, надписей и т.д.). Несмотря на то, что мы стараемся преподнести учащимся материал так, чтобы он был им наиболее понятен, нельзя забывать, что требование научности материала остается неизменным.
Учитывая предельно ограниченные возможности учеников, но, не нарушая принципа научности, методика предлагает сообщать либо частичные
Большое значение для повышения логического мышления учащихся имеют различного рода игры (викторины, кроссворды, ребусы, сюжетно-речевые игры и т.д.). Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей, активизацию мыслительной и речевой деятельности.
Таким образом, такая система подбора заданий, построенная с учетом вышеизложенных требований, придает учебным занятиям коррекционный характер, формирует и регулирует словесно - логическое мышление, создает благоприятные условия для развития личности.
При подготовке уроков математики физики для детей с нарушением слуха эти задания помогают строить разнообразно, увлекательно и эффективно, всегда имея в виду необходимость отхода от механического заучивания правил и важность познания законов через их понимание, осмысление. Поэтому работа над развитием логического мышления навсегда остается одной из основных задач в нашей работе.

Список литературы:
1. И. М. Гилевич., К. К. Коровин «Развитие логического мышления и особенности усвоения наук слабослышащитми школьниками». Москва, 1986., - С. 245
2. Т. В. Розанова «Развитие способностей глухих детей в процессе обучения». Москва., 1991. –С. 198
3. Н. В. Яшкова «Наглядное мышление глухих детей». Москва., 1988.-С. 214
4. А. В. Муравьев «Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике». Москва., 1970.-.С.98
[l][c][r]
Категория: Физика | Добавил: АКУНЯ (22.05.2015) | Автор: АЛИЯ E
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]