Главная » Статьи » Дошколенок

Развитие творческого потенциала дошкольника через активизацию познавательно-речевой деятельности

Развитие творческого потенциала дошкольника через активизацию познавательно-речевой деятельности

Развитие образования во многом обуславливает ведущее место Республики Казахстан в современном мире и решение его важнейших проблем. Образовательная политика на современном этапе заключается в достижении качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В связи с этим, безусловно, значительную роль в развитии ребенка играет первая ступень – детский сад. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где бы он мог разносторонне развиваться, учиться открыто выражать свои мысли и чувства.
Новое содержание образования предполагает новые подходы к формированию и развитию личности ребенка-дошкольника, обладающего способностями применять знания и умения в жизненных ситуациях в виде ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативно-языковая компетентность. В свою очередь личностно-ориентированное обучение – одно из основных направлений построения государственного стандарта образования.
Проблемный анализ ситуации показал, что у детей -дошкольников остро стоит вопрос развития речи дошкольников, основными причинами чего являются:
-повышение требований к образовательному уровню дошкольника;
-необходимость использования в работе разноуровнего подхода к детям.
Целью работы является развитие творческого потенциала дошкольника через активизацию познавательно-речевой деятельности.

Для достижения данной цели определили направления деятельности
Направления деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников:
1. Повышение профессионального мастерства педагогов.
2. Углубить работу над текстом (познакомить детей с видами текста, его структурой и т.д.), систематизировать работу по обучению дошкольников ведению диалога;
3. Развитие дивергентного мышления дошкольников на речевых занятиях;
4. Применение инновационных методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников
5. Построение занятий и других форм организации детской деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода.
6. Усовершенствование «поискового поля» группы.
7. Создание условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.
8. Разработка моделей занятий с учетом интеграции в образовательном процессе.
9. Систематизация мероприятий по формированию коммуникативной компетенции дошкольников в режиме дня (н-р, «речевые минутки», тренинги и т.д.)
10. Информационно-просветительская работа с родителями.

Пути достижения результативности основываются на следующих принципах познавательно-речевого развития дошкольников.
1. Эмоционально – насыщенная тематика занятий.
2. Вариативно – дифференцированное содержание заданий
3. Привлекательность, занимательность, образность содержания заданий
4. Принцип одобрения.

С этой целью в детском саду с категорией педагогов проводится следующая работа:
- постоянно действующий факультатив «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников», где освещаются такие темы, как “Занятие по риторике – личностно-орентированное занятие», «Обучение ведению диалога», «Развитие мыслительной деятельности при работе над текстом», «Развитие дивергентного мышления на речевых занятиях»
- семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми», на котором решаются следующие вопросы: «Как прийти к личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми», «Грамматика общения».
- работа творческих групп педагогов по проблеме речевого развития, формирования творческих способностей и организации исследовательской деятельности дошкольников.
И другие формы работы.
Работу с детьми проводим по следующей системе:
- применение интегрированных приемов обучения;
-использование инновационных технологий по познавательно-речевому развитию (ТРИЗ, РТВ, коммуникативно-игровые технологии, технология разноуровневой дифференциации, интерактивные методы обучения)
-проведение конкурсов
• «Лидер детского сада»;
• «Веселый этикет»;
• «Умники и умницы»
- «Риторических бесед»;
- Заседаний дискуссионного клуба «Детский язычок»
- Дня Веселого язычка
- «Речевых минуток» неоднократно в режиме дня, в т.ч. «утренний круг», минута Веселого язычка на прогулке, круг общения, тренинги.


Усовершенствование ПРС, где в центрах речевой деятельности расположен материал для самостоятельного речетворчества: «Салат из сказок», «Сказки наизнанку», «Цветные сказки» и т.д.


В работе с родителями практикуем:
Досуговые формы
- Клуб общения «Семья и Я»;
- Дни Здоровья;
-конкурсы «Я уникален», «Дружим семьями».
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.
Познавательные формы.
- лекции, семинары, дискуссии
Например, семинар «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребенком?»
Цель: дать возможность родите¬лям поделиться друг с другом опы¬том воспитания ребенка;
- Мини-сочинение «Я в дет¬стве», «Я и мой ребенок», «Семейные традиции»;
- работа по проектам;
- сбор материалов клуба «Детский язычок».
Данные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка, развивают рефлексию.
Наглядно-информационные формы
- освещение лучшего опыта семейного воспитания в родительской газете «Лад»;
-Функционирование мастерской «Оч.умелые ручки» ;
- «Дни открытых дверей» и др.
Их специфика заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т.д.

Проанализировав результативность работы можно, сделать вывод, что данная система способствует:
- Знания детей гибко переносятся и применяются в новых условиях;
-Дошкольники умеют оценивать свою и партнера учебную работу по частям, увидеть плюсы и минусы
- Умеют самостоятельно переходить от одного этапа обучения к другому (есть самоорганизация, произвольность).

Категория: Дошколенок | Добавил: Ранишка (23.02.2015) | Автор: Достаева Рани Рахметовна E
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]