Главная » Статьи » Дошколенок |
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»
Бессонова Н.А. Методист ГККП «Ясли-сад №96 – ЦГР «Радуга» г.Павлодара Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В современных условиях развития информационного общества вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного (КП). КП нацелен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности дошкольников, в целом определяемые как ключевые компетентности. Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Технология формирования ключевых компетентностей дошкольника предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - одна из новых форм работы на занятии. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Поэтому основное направление применения данной технологии в дошкольной организации - усовершенствование навыков самостоятельной деятельности, что будет способствовать формированию универсальных учебных действий, которые необходимы для успешного выполнения КОЗ. В процессе адаптации технологии применения компетентностно-ориентированных заданий с детьми дошкольного возраста мы определили следующие этапы работы: 1. Подражание, воспроизведение дошкольниками действий педагога и его рассуждений; 2. Самостоятельное применение знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством педагога в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались; 3. Творческая работа, требующая от дошкольников проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников мы применяем 4 типа заданий, каждый из которых имеет свои дидактические цели: Самостоятельные задания по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности дошкольника. Реконструктивные задания учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности дошкольников. задания этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности дошкольника. Вариативные задания формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность. Эвристические задания формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, дошкольник определяет сам пути решения задачи, так как знания, необходимые для решения, дошкольник уже имеет, но отобрать их в памяти бывает иногда нелегко. Обобщение знаний уже имеющихся, перенос их в новые ситуации, упражнения в этом обеспечивает дошкольнику выработку умений самостоятельно учиться. Организация самостоятельной учебной деятельности по решению различных учебных задач включает в себя следующие этапы: • анализ содержания поставленной задачи (достижение цели действий); • реализация найденного плана; • проверка правильности действий, истинности ответа; • анализ других возможных вариантов решений, доказательств, вариантов действий и их сопоставление с первым. В основу системы работы по формированию навыков самостоятельной деятельности дошкольников легла методика Савенкова А.И. Методы самостоятельной работы: - «подумать самостоятельно»; - «спросить у другого человека»; - «посмотреть в книгах»; - «посмотреть по телевизору»; - «понаблюдать»; - «провести эксперимент»; - «получить информацию с помощью компьютера»; - «связаться со специалистом». Формы работы с детьми: • Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; • Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска; • Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований; • Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей; • Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска; • Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей. Самостоятельная деятельность предполагает развитие у дошкольников умений : видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, но наша задача заключается не только в развитии у дошкольников выше перечисленных умений. Важно научить детей отображать полученные знания с помощью доступных им средств. Известно, что дети дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, поэтому пиктографическое письмо будет являться наиболее эффективным способом трансформации мыслей в графический образ. Таким образом, с помощью данного метода дети не просто учатся отображать полученные знания в виде графических образов, этот метод позволяет развивать у ребенка умение планировать собственную деятельность, добывать информацию разными способами, сравнивать полученные знания с исходными, развивает психические качества дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовит к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивает безопасность жизнедеятельности детей, развивает ребенка как личность, тем самым реализует ведущие цели основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Применение компетентностно-ориентированных заданий на занятии позволяют педагогу решить одновременно несколько задач: оценить уровень развития предметных знаний и умений; оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.); оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании; формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции. | |
Просмотров: 1246 | |
Всего комментариев: 0 | |