Главная » Статьи » Дошколенок

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»

Бессонова Н.А.
Методист ГККП «Ясли-сад №96 – ЦГР «Радуга» г.Павлодара

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. В современных условиях развития информационного общества вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного (КП).
КП нацелен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности дошкольников, в целом определяемые как ключевые компетентности.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.
Технология формирования ключевых компетентностей дошкольника предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - одна из новых форм работы на занятии. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Поэтому основное направление применения данной технологии в дошкольной организации - усовершенствование навыков самостоятельной деятельности, что будет способствовать формированию универсальных учебных действий, которые необходимы для успешного выполнения КОЗ.
В процессе адаптации технологии применения компетентностно-ориентированных заданий с детьми дошкольного возраста мы определили следующие этапы работы:
1. Подражание, воспроизведение дошкольниками действий педагога и его рассуждений;
2. Самостоятельное применение знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством педагога в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались;
3. Творческая работа, требующая от дошкольников проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода.
В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников мы применяем 4 типа заданий, каждый из которых имеет свои дидактические цели:
Самостоятельные задания по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности дошкольника.
Реконструктивные задания учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности дошкольников. задания этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности дошкольника.
Вариативные задания формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.
Эвристические задания формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, дошкольник определяет сам пути решения задачи, так как знания, необходимые для решения, дошкольник уже имеет, но отобрать их в памяти бывает иногда нелегко. Обобщение знаний уже имеющихся, перенос их в новые ситуации, упражнения в этом обеспечивает дошкольнику выработку умений самостоятельно учиться.
Организация самостоятельной учебной деятельности по решению различных учебных задач включает в себя следующие этапы:
• анализ содержания поставленной задачи (достижение цели действий);
• реализация найденного плана;
• проверка правильности действий, истинности ответа;
• анализ других возможных вариантов решений, доказательств, вариантов действий и их сопоставление с первым.

В основу системы работы по формированию навыков самостоятельной деятельности дошкольников легла методика Савенкова А.И.

Методы самостоятельной работы:
- «подумать самостоятельно»;
- «спросить у другого человека»;
- «посмотреть в книгах»;
- «посмотреть по телевизору»;
- «понаблюдать»;
- «провести эксперимент»;
- «получить информацию с помощью компьютера»;
- «связаться со специалистом».

Формы работы с детьми:
• Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
• Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;
• Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;
• Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;
• Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам.

Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.
Самостоятельная деятельность предполагает развитие у дошкольников умений :
видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, но наша задача заключается не только в развитии у дошкольников выше перечисленных умений. Важно научить детей отображать полученные знания с помощью доступных им средств. Известно, что дети дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, поэтому пиктографическое письмо будет являться наиболее эффективным способом трансформации мыслей в графический образ.
Таким образом, с помощью данного метода дети не просто учатся отображать полученные знания в виде графических образов, этот метод позволяет развивать у ребенка умение планировать собственную деятельность, добывать информацию разными способами, сравнивать полученные знания с исходными, развивает психические качества дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовит к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивает безопасность жизнедеятельности детей, развивает ребенка как личность, тем самым реализует ведущие цели основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на занятии позволяют педагогу решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Категория: Дошколенок | Добавил: кнопочка (16.04.2016) | Автор: Бессонова Наталья Александровна E
Просмотров: 1168 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]