Главная » Статьи » Дошколенок |
«Внедрение элементов Монтессори в обучение математике детей дошкольного возраста»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. [1].Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.[2]. Мария Монтессори считала, что без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс эпохи, ни принять в нём участие. Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одарённый человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и ребенку, потому что тесно связано с его обыденной жизнью. Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности [3]. Многолетний опыт работы самой М. Монтессори и её последователей в разных странах мира показал, как положительно влияет свобода выбора на процесс развития ребёнка, на его мотивацию, на эффективность его обучения и глубину понимания изучаемого предмета. М. Монтессориговорила «Каждый индивидуум упражняется с живым интересом для самого себя; у каждого ученика происходит процесс в соответствии с внутренней необходимостью развиваться. Отсюда каждый достигает соответствующей ему степени зрелости, и как следствие свободного выбора достигается логический и систематический умственный прогресс[4]. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе[6]. Важно помнить, что главное - не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями [5]. Использование элементов Монтессори педагогики в обучении математике принесут положительные результаты если педагогом будут учитываться следующие условия: Создание предметно- развивающей среды, дающей возможность развивать способности ребенка, учитывая его физические возможности. Очень важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Размеры оборудования должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься. Правильный подбор дидактического материала Монтессори, который по структуре и по предметной логике соответствует сензитивномупериоду развития ребенка. Дидактический материал являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности Обучение ребенка соблюдению установленного порядка предметов или материалов Монтессори Ненавязчивое руководство ребенком во время занятий Развитие самостоятельности всеми доступными способами Уважение выбора ребенка Корректное отношение к ошибке ребенка, создание ситуации к исправлению ошибки Работа над вниманием ребенка (большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума) стимулирование в ребенке стремления к развитию заложенного в нем потенциала к самообучению и самовоспитанию Выполняя выше указанные условия, нам удается найти такие пути обучения детей основам математики, которые помогают успешно сформировать у дошкольников элементарные математические представления, которые в свою очередь способствуют не только овладению счетом и улучшению математической подготовки в целом, но и дали значительное продвижение в умственном развитии. Список использованной литературы 1. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000г.- 50 с. 2. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч. 1. - М.: Мастер, 1992. - 80 с. 3.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с. 4. Елисеева И.Г.,Айдарканова З.М.2015. - № 1, ПГУ им. С. Торайгырова Специальное образование в Казахстане Опыт использования педагогики М. Монтессори в обучении школьников с умеренной умственной отсталостью // Специальное образование в Казахстане, 2015. - № 1. 5.Сорокова Система М.Монтессори. Теория и практика.3-е издание, «Академия», 2006 6.ЯдэшкоВ.И,.Сохина Ф.А. Мектепжасынадейінгі педагогика. Алматы, Мектеп.1982. | |
Просмотров: 484 | |
Всего комментариев: 0 | |