Главная » Статьи » Дошколенок

«Внедрение элементов Монтессори в обучение математике детей дошкольного возраста»
«Внедрение элементов Монтессори в обучение математике детей дошкольного возраста»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. [1].Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.[2].
Мария Монтессори считала, что без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс эпохи, ни принять в нём участие. Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одарённый человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и ребенку, потому что тесно связано с его обыденной жизнью. Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности [3].
Многолетний опыт работы самой М. Монтессори и её последователей в разных странах мира показал, как положительно влияет свобода выбора на процесс развития ребёнка, на его мотивацию, на эффективность его обучения и глубину понимания изучаемого предмета. М. Монтессориговорила «Каждый индивидуум упражняется с живым интересом для самого себя; у каждого ученика происходит процесс в соответствии с внутренней необходимостью развиваться. Отсюда каждый достигает соответствующей ему степени зрелости, и как следствие свободного выбора достигается логический и систематический умственный прогресс[4].
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе[6].
Важно помнить, что главное - не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.
Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями [5].

Использование элементов Монтессори педагогики в обучении математике принесут положительные результаты если педагогом будут учитываться следующие условия:
 Создание предметно- развивающей среды, дающей возможность развивать способности ребенка, учитывая его физические возможности. Очень важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Размеры оборудования должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься.
 Правильный подбор дидактического материала Монтессори, который по структуре и по предметной логике соответствует сензитивномупериоду развития ребенка. Дидактический материал являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности
 Обучение ребенка соблюдению установленного порядка предметов или материалов Монтессори
 Ненавязчивое руководство ребенком во время занятий
 Развитие самостоятельности всеми доступными способами
 Уважение выбора ребенка
 Корректное отношение к ошибке ребенка, создание ситуации к исправлению ошибки
 Работа над вниманием ребенка (большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума)
 стимулирование в ребенке стремления к развитию заложенного в нем потенциала к самообучению и самовоспитанию
Выполняя выше указанные условия, нам удается найти такие пути обучения детей основам математики, которые помогают успешно сформировать у дошкольников элементарные математические представления, которые в свою очередь способствуют не только овладению счетом и улучшению математической подготовки в целом, но и дали значительное продвижение в умственном развитии.

Список использованной литературы
1. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000г.- 50 с.
2. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч. 1. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.
3.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с.
4. Елисеева И.Г.,Айдарканова З.М.2015. - № 1, ПГУ им. С. Торайгырова Специальное образование в Казахстане Опыт использования педагогики М. Монтессори в обучении школьников с умеренной умственной отсталостью // Специальное образование в Казахстане, 2015. - № 1.
5.Сорокова Система М.Монтессори. Теория и практика.3-е издание, «Академия», 2006
6.ЯдэшкоВ.И,.Сохина Ф.А. Мектепжасынадейінгі педагогика. Алматы, Мектеп.1982.
Категория: Дошколенок | Добавил: nata (13.12.2019) | Автор: Наталья Николаевна Васильжанова E
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]