Главная » Статьи » Дошколенок |
"Влияние сенсорного развития на речь детей раннего возраста"
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского учреждения это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом: - Для стимуляции сенсорных функций(зрение, осязание, слух, обоняние) - Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; - Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей; -Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка; - Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания, восприятия, памяти). Наша, модель среды, группы базируется на двух простых целях: -Детский дом - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно; - Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий. Анализируя программу первой младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей. При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделять подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. В Доме ребенка оборудована сенсорная комната, которая включает в себя: пузырьковую колонну, сухой бассейн, оптическое волокно, сенсорную стену. Также обзавелись разнообразными тематическими вкладышами и другими пособиями для решения задач сенсорного воспитания. Изготовили специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застёжками. Одновременно упражняемся в развлечении и названии цветов спектра и знакомясь с сезонными явлениями природы. Для развития речевых способностей используем куклы - малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим» наши сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы. Для развития зрительных способностей: необходимо играть в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета, контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Использовать разноцветные песочные часы, переливающие капельки «вечные двигатели» . Рационально использовать следующие дидактические игры: ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Волшебная мазайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д. ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазайка»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д. РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д. Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов продуктивно применять дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д. В играх с песком, водой, снегом знакомить детей со свойствами этих материалов ( песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам). Рисовать различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства ( бумага белая, цветная, доски, ковралин, игравизор), лепить из теста. Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы размещать разные на ощупь игрушки ( волшебный сундучок с сюрпризом; большая мягкая игрушка; сенсорный паровозик; в центре группы - карусель). Дети обожают кататься на мягкой горке, играть с мячами разного размера и качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любят карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку, следя координацией рук и ног. Любят играть в подвижные игры с разнообразными движениями: «Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд». Для развития слуха необходимо приобрести игрушки, издающие различные звуки, предмет по звуку, по описанию места где он спрятан. Для развития музыкального слуха играть в музыкальные :инструменты, играть в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д. Использовать диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев. Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры: «Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние». Для осязания: различные материалы с разной фактурой ( кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д. Игры Воскобовича В. В. прекрасно вписываются в развивающую среду. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре. Ценность игр зaключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» над задачей. На первом этапе с детьми можно просто собирать фигуры, но потом из года в год будут рождаться целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории. Использовать игры: «Двухцветный квадрат»; «Прозрачный квадрат»; «ГЕOKOHT»; «Игровизор»; «Кавролин»; «Чудокрестики». Происходит глубокая задействованность психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др. ). Все эти игры дают широкое поле действию воспитателю, Т. К. они не на один день. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Используя данную технологию обучения, можно получить в конце учебного года хороший результат. Дети лучше осваивают цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Как быстро, без нудных занятий интеллектуально развиваются в игре. Старания приводят к тому, что детям уютно, интересно и радостно. Список литературы: 1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Ш.А. Абдуллаева. М., 1975. - 146 с. 2. Аванесова В.Н. Дидактические игры / В.Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.П. Сакулиной, H.H. Поддьякова. М.: Просвещение, 1969. - С. 176-212. 3. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения / В.Н. Аванесова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. H.H. Поддьякова. М.: Педагогика, 1980.-С. 28-54. 4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Медицина, 1972. - 264 с. 5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с. 6. Варламова О.И. Изучение ориентировочно-исследовательских действий как основа психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития : дис. .канд. психол. наук : 19.00.10 / О.И. Варламова. М., 2007. - 143 с. 7. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с. | |
Просмотров: 519 | |
Всего комментариев: 0 | |