Главная » Статьи » Дошколенок

«Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации».
«Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации».

дефектолог Степанова Я.А.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
Создание необходимых условий и своевременная организация коррекционного воздействия являются основными факторами, обуславливающими успешную социальную адаптацию и реабилитацию детей с ООП.
При обучении детей с вышеперечисленными диагнозами мы основываемся на Типовую программу дошкольного воспитания и обучения с индивидуальным подходом и с учетом потенциальных возможностей воспитанников. Используем индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Основываясь на программу, мы - педагоги групп с задержкой психического развития разработали основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений сенсомоторного развития (мелкая моторика кистей и пальцев рук, навык каллиграфии, артикуляционная моторика);
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия, слухового внимания и памяти, пространственных и временных представлений);
- развитие основных мыслительных операций (развитие навыков группировки и классификации, умения работать по словесной и письменной инструкции, умение планировать свою деятельность);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики, драматизация, психогимнастика);
- развитие речи, владение техникой чтения;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При проектировании коррекционной работы коллектива наших групп создана специальная развивающая среда, подобрано оборудование и игрушки, отвечающие требованием безопасности и эстетики и имеющие коррекционно-развивающую направленность, так как развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
В группе для детей с ЗПР я - дефектолог совместно с воспитателями организовала среду, при которой ребенок может проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Нами учитывались особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности. Каждый ребенок в нашей группе имеет возможность заниматься любимым делом.
Дидактическое обеспечение подобрано соответственно программным требованиям, возрастным и психофизическим особенностям. Для того, чтобы качественно проводить коррекционную работу с воспитанниками на первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка.
Большое значение в коррекционной работе с детьми мы придаем использованию пословиц, поговорок, загадок. Эти произведения народного творчества используются прежде всего как средство развития мышления, закрепления правильного произношения.
Большое внимание на развитие речи детей в плане коррекции уделяем различным играм. Так как в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В процессе игры много разговариваем с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ребенку хочется в процессе игры попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Взяв на себя игровую роль, мы стремимся способствовать переводу неорганизованных действий в игровые, показывая необходимость участия в игре речи. Обучение детей практическим действиям проводится дефектологом в форме организованной учебной деятельности, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляется воспитателем. Ответы детей обязательно поощряем, особенно те, которые правильны, воспитывает выдержку (ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).
В практической деятельности используем разнообразные формы организации детей с тем, чтобы проведение коррекционной работы было более эффективным. Работаем в тесном контакте, одновременно, каждый на своем занятии - воспитатель и дефектолог, решают как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
Для развития у детей памяти, мышления, воображения в индивидуальной работе с детьми и в процессе организованной учебной деятельности используем развивающие игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, но при этом обязательно учитывается уровень знаний детей. Предлагаем различные дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди домашних животных и их детёнышей», «Обведи только круг» и другие. Дети по шаблону выкладывают геометрические фигуры или несложный предмет (солнышко, заборчик, петушок, домик и т.д.), как с помощью счётных палочек, так и палочек Кюизенера.
Коррекционно – педагогическая работа осуществляется и в работе с детьми при чтении литературных произведений, детям читаем сказки, рассказы, беседуем с ними о прочитанном. Учим их пересказывать, декламировать стихи.
Коррекционно – развивающая работа находит свое отражение и в области творчества: обучаем детей различным приёмам в рисовании, лепке, аппликации, сочетая их с развитием речи.
Наряду с этим воспитателями также решаются коррекционные задачи: формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие речи и закрепление навыков пользования доступной, активной, самостоятельной речи. Обучение понятию выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Эта работа осуществляется на протяжении всего рабочего дня. Много внимания уделяем словарной работе.
Дефектолог вместе с воспитателями осуществляем воспитательное воздействие на детей, а также закрепляем их знания и представления при наблюдениях за предметами окружающей действительности во время прогулок, экскурсий по территории ясли – сада и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание необходимых условий для развития детей, а также долговременная системная работа, основанная на комплексном подходе, адекватность выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы могут дать положительные результаты в психолого – педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.
Категория: Дошколенок | Добавил: lanavitabassa (20.01.2022) | Автор: Степанова Яна Альбертовна E
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]