Главная » Статьи » Уроки музыки

Развитие технических навыков игры на фортепиано на примерах этюдов К.Черни
Ценность этюдов Черни обусловлена множеством причин – это подлинная энциклопедя фортепианной техники XIX века.

Рассмотрим этюды ор. 299
В этот опус вошли 40 этюдов (4 тетради). Здесь этюды на гаммообразную технику, технику трелей арпеджио, репетиций. Тип изложения связан с подкладыванием первого пальца. Тут можно вспомнить о так называемой «трехпалой» аппликатуре, которую утвердили Черни и Лешетицкий (польский пианист и педаогог, профессор консерватории в Петербурге, с 1878г. в Вене). Они считали, что нужно применять в одноголосых пассажах преимущестсвенно сильные 1,2 и 3 пальцы. Отсюда частая смена позиций.
Попробуем, сгруппировав этюды по темпам, вернее, типам изложения, проанализировать процесс работы. Как и в других сборниках, здесь лежит принцип «от простого к сложному». Если в первых этюдах даны гаммообразные фигурации, либо арпеджио, то в последних - различные типы арпеджио сочетаются.
Рассмотрим ряд этюдов на гаммообразные фигурации. Это №№ 1, 2, 3, 5, 7, 12, 29, 32, 38.
В первых двух этюдах гаммы даны в пределе двух октав. При разборе этюда ученик должен четко понять его форму, что в дальнейшем – работа по фразам – (по словам Гольденвейзера) облегчает выучивание на память.
Первое построение – движение гамм вниз – четыре такта, затем вверх – четыре такта. Здесь нужно плавное перенесение свободной руки с последней ноты на первую. Аккорды берутся полным звуком, погружая руку в клавиатуру.
Гаммы играются на объединяющем движении руки, наклон в гамме вниз к первому пальцу, вверх – к пятому пальцу. Динамика по интонациям первых звуков гамм. Следующие четыре такта – видеть позицию от «фа», тогда можно избежать акцента на тяжелый первый палец, повторяющуюся группу сыграть от меньшего звука к большему, аккорд на четвертую четверть подчеркивает смену фактуры, начало заключительного эпизода, движение к кульминации. Не совсем удобное движение с четвертого на пятый пальцы надо поучить, соединяя последнюю шестнадцатую и первую в каждой группе. Последние аккорды: первый – движением из клавиш вверх, второй – вниз.
Исполнение шестнадцатых – легато. Этот способ звукоизвлечения Черни считал основным. Степень связывания зависит от характера, темпа, динамики.
Состояние «опорности» в кончиках пальцев – верный способ достижения легато.
Основная задача в гаммообразных пассажах – подкладывание первого пальца. При подкладывании первого пальца кисть и первый палец приподнимаются и поворачиваются в сторону движения руки. Первый палец плавно подводится под ладонь, в чем ему помогает эластичные движения запястья.
Подкладывание может сопровождаться резким движением локтя, подъемом плеча, что вызывает толчок первым пальцем. Упражнения помогут справиться с этим недостатком.
С.Сашинский писал: «Переводить первый палец из позиции в позицию надо последовательно. Когда в предшествующей позиции играется последний звук, первый палец должен находиться уже в новой позиции».
Второй этюд – гаммообразные пассажи в основном в левой руке. Противоположная рука более развита мелодически, чем в первом этюде. Важно услышать широкую фразу, по два такта, состоящую из различной длительности. Шестнадцатый в правой руке продолжает ритмическое ровное движение. Знание формы также поможет ученику в работе. В восьмом такте смена фактуры. Дальше половинные в правой руке способствуют связности шестнадцатых в левой.
Ритмические неудобно плавно соединить четверть с точкой и восьмушку с половинкой. В тринадцатом такте вступление шестнадцатых в левой руке на слабую долю создает некоторую техническую трудность. Обратить внимание на схожесть пассажа, что поможет интонационно и ритмически сыгарть пассаж. В одинаковых аккордах слышать развитие. В левой руке учить гаммы по позициям со слабой доли.
Пятый этюд – гаммы в пределах октавы. Одно направление движения аккомпонемента и гамм. Легкость сопровождения, легкость звука в целом. Слышать движения мелодии по первым звукам гамм и аккомпанемента. Слышать интервалы, наиграть их начальные звуки отдетьно. Трудность в седьмом такте – трель. Можно представить ее со второй четверти, играть с опорой на сильную долю, здесь поможет аккомпанемент. При переходе с тринадцатого на четырнадцатый такт отменить ход на терцию. Начиная сопровождение в правой руке более мелодично, обратить внимание на соединение восьмушки с терцией стаккато, не выталкивать ее. В следующем эпизоде (двадцать четвертый такт) в гамме слышать ход в терцию. Форте не должно звучать резко, здесь поможет левая рука.
В секвенции обратить внимание на аппликатуру. Каждая группа схожа. Фортиссимо поддерживается аккордами в левой руке. Далее эпизод с полифоническим элементом – двухголосие в правой руке. Гаммы идут в разные интервалы параллельным движением в третьем, в десятом и в шестом через октаву. В сорок третьем такте нужна собранность руки при переходе с первого на четвертый палец. Сорок пятый такт – гамма в противоположном движении – аппликатура параллельная. Сорок седьмой такт – нужен наклон руки к пятому пальцу, цепкость пятого пальца.
Двадцать девятый этюд – звучание легкое, звонкое – подсказывают темп – мольто аллегро, указание – леджиеро, нюанс пиано, высокий регистр. В первых двух тактак нужна хорошая согласованность обеих рук. Иногда к концу второго такта руки расходятся. Целесообразно поучить отдельно последнюю группу, соединяя с третьим тактом, две последние – с третьим тактом. Полезно поучить гамму не в терцию, а в дециму, чтобы понять, какой палец подводит. Затем идет новый тип изложения – арпеджио. Случается, что ученики играют фальшиво верхние звуки четвертым, пятым пальцами. Учить по позициям, используя боковые движения кисти. В семнадцатом такте теряется четкость шестнадцатых в правой руке (после гаммы – в ломаных арпеджио). Можно представить правую руку восьмыми без пятого пальца на фа диез, некоторое время поиграть без него.
В двадцатом такте поучить правую руку с левой без нижнего звука си, чтобы понять главное в мелодической линии – движение терциями. Двадцать восьмой такт – неудобные ходы на разные интервалы вниз. В правой руке – секунда по первым звукам групп, в левой – кварта. Учить, объединяя в звенья две первые шестнадцатые, что дает хорошее усвоение интервала, цепкость пальцев. Последний аккорд не должен звучать тяжелее сильной доли.
Ряд этюдов и других типов изложения – арпеджио. Приверженность в этому виду фактур можно объяснить тем, что игра арпеджио активизирует деятельность первого пальца. Черни разрабатывает арпеджио в различных ритмических вариантах, что помогает пианисту добиться звуковой ровности. В этюдах №№3, 7, 12 Черни предлагает арпеджио мажорные, минорные, Д7, Д9 с пропущенной терцией или квинтой, длинные, короткие, ломаные.
Третий этюд – здесь важно следить за единством линий. При опускании первого пальца не должно быть акцента. Для учеников с маленькой рукой арпеджио трудны растяжением, что вызывает напряжение. Надо обратить внимание на то, чтобы рука находилась в свободно-собранном состоянии. Исполнять арпеджио рекомендуется с помощью движения руки – вращением предплечья.
Седьмой этюд – прием исполнения тот же. Звучание более легкое. Левая рука сопровождает правую. Остановки на половинную длительность в правой руке способствуют освобождению в левой. В восьмом такте гамма рассматривается как отдых. На второй странице выдержанные ноты играются большим весом руки, верхние ноты первым и вторым пальцами – более самостоятельно.
Двенадцатый этюд . Если в предыдущих этюдах арпеджио изложено в одной позиции, то в следующем особое внимание нужно уделять плавному подкладыванию первого пальца. Помочь подкладыванию может небольшое отведение запястья по направлению движения. В быстром темпе не целесообразно добиваться такой же связности при подкладывании первого пальца и следует использовать плавный перенос руки. Не должно быть акцента на первый палец. Целесообразно применить варианты, объединяющие различные звенья пассажа, что способствует достижению быстроты, яркости звучания, виртуозности испонения. Применить в работе позиционную и техническую группировку. Не смотря на изложение арпеджио одновременно в правой и левой руках, то одна, то другая руки помогают друг другу. Если более слабый четвертый и пятый пальцы играют в правой руке, то сильные первый и второй – в левой.
Тридцать второй этюд – арпеджио передается из руки в руку; есть удобные позиции с сильной доли, менее удобные позиции – со слабой доли и неудобные арпеджио Д7. Требуются цепкие, волевые пальцы, уверенные движения рук при переносе из одной октавы в другую. Работать над соединением одного такта с другим. Арпеджио с расстоянием от пятого к первому пальцу больше октавы учить звеньями и движением сверху вниз (7 тактов). Удобные арпеджио со слабой доли позиции учить по половине такта.
Черни в своих этюдах разработал различные типы трелей: выдержанные ноты в одном голосе, а трель в другом, которкие трели, трели двойными нотами, трели-тремоло.
Надо сказать, что этюды для развития техники трели пользуются наименьшей популярностью. Этим видом фактуры пианисты овладевают непосредственно на художественных произведениях, что сказывается на качестве исполнения трели. А ведь работа над трелью активизирует пальцы, воспитывает их легкость, четкость.
Выровнять звучание обоих тонов помогает игра триолями, с акцентами то на одном, то на другом пальце. Полезно упражняться с остановками то на одном, то на другом пальце, включая между остановкми все больше звуков. При игре трели нужны движения пальцев и вращение предплечья. Часто начинаясь как легкая, пальцевая трель по мере нарастания звучности вовлекает в движение предплечье и даже плечо. Трель-тремоло – это трель, играемая колебательным движением, вращением предплечья. Такую трель удобнее играть не соединенными пальцами, а через палец. Длительные трели можно играть тремя пальцами, например, 1-3-2-3.
Тридцать восьмой этюд – исполнение двойных терций удобно, благодаря чередованию рук. Характер звучания стремительный, легкий, виртуозный. Следует использовать различные варианты работы над двойными нотами:
1. Стаккато и легато, форте и пиано (верх и низ) и наоборот;
2. Вычленение сочетаний (со слабыми пальцами);
3. Игра триолями.
При переносе не должно быть толчка в левой руке. Для того, чтобы услышать связность в лиге, полезно поучить все одной рукой. Исполнению ровных шестнадцатых помогает левая рука (8 тактов). Использовать смену типа изложения как отдых.
Виртуозные задачи находятся в тесной взаимосвязи со структурой и метроритмом. Этюды тонизируют руки, полезны для развития гибкости и элластичности ладонных мышц, самостоятельности пальцев. Помимо технического совершенства они воспитывают звуковую культуру пианиста. Искусство артикуляции выступает как неотъемлемая часть фортепианной техники.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Natalya (06.02.2015) | Автор: Тихонова Людмила Леонидовна E
Просмотров: 2705 | Теги: арпеджио, гаммы, приёмы игры, этюды, трели | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]