Главная » Статьи » Уроки музыки |
Мельникова Оксана Валерьевна Учитель музыки МКОУ СОШ№47 Барабинского района Новосибирской области УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ Тема: Волшебная палочка дирижера. Тайны симфонического оркестра Цель урока: познакомить школьников с группами симфонического оркестра, способствовать формированию целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета. Ход урока 1.Организационный момент. Ученики перед входом в класс вытягивают нотки с номерами парты и под музыку встают на места. Распевка «Здравствуйте, ребята» (слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Учитель: Как ваше настроенье? Дети: Очень хорошо! Учитель: Пора нам заниматься! Дети: Да-да-да! Учитель: Мы будем все стараться! Дети: Так же как всегда! Все: Будем танцевать и песни распевать, Всех мы позовем за нами повторять!
2. Актуализация знаний. «Мозговой штурм». У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
У вас на парте лежит «Лист самооценки» (слайд 2, приложение 1). Выполняя задания, вы будете заполнять таблицу на этих листах, то есть за каждое правильное задание будете ставить «+». У кого в конце урока во всех столбцах будут +, тот получит за урок «5». Если, одно задание будет выполнено не правильно, то он получает «4». Если 2 задания выполнено не правильно, то в конце урока будет оценка «3». Но я думаю, вы все справитесь с заданиями успешно.
3. Моделирование проблемной ситуации (слайд 3-6 ):
- Скажите, как называется оркестр, который играет в таком театре? - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Наша тема урока «Тайны симфонического оркестра» - А какие тайны есть у симфонического оркестра? Что бы вам хотелось узнать? (какие есть инструменты?)
Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов (слайд 10): Струнно-смычковая группа инструментов. - Почему они так называются? - Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему? - Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? - А теперь подробнее рассмотрим эти группы. Вы будете работать в парах. Пользуясь текстом (приложение 2), который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу(приложение 3 ). Давайте проверим, как вы заполнили таблицу (слайд 11). Все, кто все заполнил правильно, поставьте себе «+» в лист самооценки. - А теперь посмотрим, как выглядят эти инструменты, и послушаем их звучание (слайд 12-15).
- Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра(слайд 16 ), то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям. Слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Медные и ударные располагаются за предыдущими группами. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган. 6. Игра «Симфонический оркестр» (слайд 17 ) - Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах. Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем. (Звучит веселая музыка) Учитель. - Играем на скрипке -на тромбоне -на бубне -на контрабасе -на мясорубке (Дети хлопают в ладоши) Учитель. - Играем на виолончели - на скрипке - на трубе - на утюге (Дети хлопают в ладоши) Учитель. - на флейте - на рояле - на метле (Дети хлопают в ладоши) Учитель. Молодцы, ребята!
Задание «Соотнеси» Перед вами карточки со следующим заданием (приложение 4). Вам нужно стрелками указать, к какой группе относятся эти музыкальные инструменты. - Проверим, правильность выполнения задания (слайд 18). Проверяет сосед по парте. Кто правильно выполнил задание, ставим в лист самооценки +. Задание «Найди инструмент» (слайд 19, приложение 5) На следующей карточке вам нужно найти музыкальные инструменты медной духовой группы и раскрасить их. Это задание базового уровня, а кто еще подпишет эти инструменты, тот выполнит задание повышенного уровня. За базовый уровень ставим +, а за повышенный добавляем еще +. «Самолетик». У вас на столе лежат чистые листы бумаги. Вы должны в паре придумать и записать на него вопрос, который бы вы могли задать друг другу по теме урока. Запустите самолетики по классу. А теперь, кто какой самолетик поймал, тот и будет отвечать на вопрос на самолетике.
- А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни. Давайте исполним песню, которую мы разучили на прошлом уроке. Но сначала поработаем над правильным дыханием.
«Ладошки» - сдуваем пушинку, - греем ладони.
Исполнение всем классом. - В каком ладу звучит эта песня. Темп, регистр, динамика (громкость). Опишите мелодия песни. Исполнение песни по группам: по рядам, мальчики-девочки.
В листах самооценки остался еще столбик под цифрой 4. В него вы должны сами себе поставить + или -. Хорошо подумайте и оцените свою работу на уроке: смотрите на слайд (слайд 25). Ели вы свою работу оцениваете положительно, то ставите +, если отрицательно, то -. В листе самооценки выставите себе отметку за работу на уроке.
«Нотки» На доске весят рисунки чемодана, мясорубки, мусорки. Ребята, если вы думаете, что материал, изученный на уроке, вам интересен и может пригодиться в дальнейшем, то прикрепите нотку к чемодану, если полученную информацию еще надо переработать, то к мясорубке, а если вам было не интересно, и весь полученный материал вы выбросите из головы, то к мусорному баку (приложение 6, слайд 26) .
Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра
– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!» | |
Просмотров: 2867 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||