Главная » Статьи » Уроки музыки

Значение аппликатуры в музыкальных произведениях
Тема урока: Значение аппликатуры в музыкальных произведениях.

Цель: Аппликатура должна способствовать свободному исполнению музыкального произведения.

Задачи: 1. Грамотность аппликатуры при игре.
2. Добиться правильного звукоизвлечения и активности пальцев.
3. Развитие слухового контроля
ПЛАН УРОКА.
1. Гамма фа мажор в качестве разыгрывания.
2. «Этюд» К.Черни.
3. «Полянка» русский народный танец.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Гамма фа мажор в качестве разыгрывания.
Методы работы:
1. Теоретически по наработанной схеме отработали устно грамотность аппликатуры.
2. Работали над грамотностью аппликатуры, активностью пальцев, подвижностью и свободой пальцев.
3. Ровность движения, следили за плавностью и равномерностью движения меха и за силой звука.
4. Для четкой метрической организации опорный звук нужно подчеркивать басом в левой руке, причем бас должен дублировать звук правой руки.
5. Используя схему - работали над плавным движением пальцев, правильным положением руки (первое положение), ровным ведением меха и плавной сменой меха, эта работа приводила к звуковой ровности и плавности.
II. «Этюд» К.Черни.
По моей просьбе ученик рассказал о значении этюда - произведения для использования различных видов техники и служит для развития техники исполнения. Этот этюд на техническое исполнение арпеджио и гаммаобразных пассажей. Взяв средний темп, ученик проиграл мне «Этюд» на инструменте от начала до конца. Для того чтобы упростить работу над формой мы разделили этюд на несколько частей - получилось две части.
1 стадия методов работы. Работая над каждой частью, мы отработали: грамотность текста, аппликатуры, фразировки, стараясь овладеть всеми деталями нотного текста.
Методы работы:
Работали по партиям, стараясь увеличить мелодическую линию в правой руке. Собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над звукоизвлечением, добиваясь ясного выделения и выигрывания правой руки и легкого, четкого звука в левой руке.
2 стадия. Работа над техническими трудностями. Я следил за свободным исполнением ученика технически неудобных мест (арпеджио), объяснял положение запястья, локтя, чтобы избавить руку от «зажатия», скованности.
Для удобства и выносливости гаммаобразных пассажей, следили за подвижностью пальцев, не меняя уровня кисти при смене позиций кисти, стараясь достигать ровного легато внутри позиции.
Для ритмической ровности этого этюда отрабатывали с учеником удобную группировку шестнадцатых длительностей и выделение сильных долей при постоянном слуховом контроле.
3 стадия. Следующим этапом работы над этюдом, явилось его художественное восприятие. Здесь мы провели работу над фразировкой, динамикой - выразительностью этюда, над кульминационными точками, за счет которых этюд принял яркую, эмоциональную окраску.
III. «Полянка» русский народный танец.
Методы работы:
а) выявление мелодической линии и аккомпанемента, работа над
звукоизвлечением в партии аккомпанемента: филировка звука, выявление
сильных и слабых долей.
б) фразировка - смысловое значение. Разобрали сущности фразы. Выявление вершинок фраз: динамическое стремление к вершине на < (crescendo) и уход к окончанию фразы на > (diminuendo). На поставленный мною вопрос: « Что такое < и > ученик дал пояснение crescendo – это постепенное усиление силы звука, a diminuendo - постепенное ослабление силы звука.
в) грамотность аппликатуры, подбор аппликатуры с помощью которой
правильно можно исполнить штрих нон легато и стаккато в правой руке и выразить стилистические особенности танца.
г) над звуковым соотношением рук. Правая с основной темой - ярче,
левая - аккомпанемент тише.
д) собрав все части в единое музыкальное произведение, работали над
осмыслением произведения целиком, достигали целостности
произведения за счет правильного темпа, аппликатуры, динамики, фразировки,
звукоизвлечения.
IV. Домашнее задание.
1. Работать над грамотной аппликатурой в гамме и арпеджио.
2. Отработать технически сложные места в этюде.
3. Работать над выразительностью и художественным образом.
Категория: Уроки музыки | Добавил: school3 (23.10.2017) | Автор: Попов Сергей Юрьевич E
Просмотров: 601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]