Главная » Статьи » Уроки музыки |
Значение аппликатуры в музыкальных произведениях
Цель: Аппликатура должна способствовать свободному исполнению музыкального произведения. Задачи: 1. Грамотность аппликатуры при игре. 2. Добиться правильного звукоизвлечения и активности пальцев. 3. Развитие слухового контроля ПЛАН УРОКА. 1. Гамма фа мажор в качестве разыгрывания. 2. «Этюд» К.Черни. 3. «Полянка» русский народный танец. 4. Домашнее задание. Ход урока: I. Гамма фа мажор в качестве разыгрывания. Методы работы: 1. Теоретически по наработанной схеме отработали устно грамотность аппликатуры. 2. Работали над грамотностью аппликатуры, активностью пальцев, подвижностью и свободой пальцев. 3. Ровность движения, следили за плавностью и равномерностью движения меха и за силой звука. 4. Для четкой метрической организации опорный звук нужно подчеркивать басом в левой руке, причем бас должен дублировать звук правой руки. 5. Используя схему - работали над плавным движением пальцев, правильным положением руки (первое положение), ровным ведением меха и плавной сменой меха, эта работа приводила к звуковой ровности и плавности. II. «Этюд» К.Черни. По моей просьбе ученик рассказал о значении этюда - произведения для использования различных видов техники и служит для развития техники исполнения. Этот этюд на техническое исполнение арпеджио и гаммаобразных пассажей. Взяв средний темп, ученик проиграл мне «Этюд» на инструменте от начала до конца. Для того чтобы упростить работу над формой мы разделили этюд на несколько частей - получилось две части. 1 стадия методов работы. Работая над каждой частью, мы отработали: грамотность текста, аппликатуры, фразировки, стараясь овладеть всеми деталями нотного текста. Методы работы: Работали по партиям, стараясь увеличить мелодическую линию в правой руке. Собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над звукоизвлечением, добиваясь ясного выделения и выигрывания правой руки и легкого, четкого звука в левой руке. 2 стадия. Работа над техническими трудностями. Я следил за свободным исполнением ученика технически неудобных мест (арпеджио), объяснял положение запястья, локтя, чтобы избавить руку от «зажатия», скованности. Для удобства и выносливости гаммаобразных пассажей, следили за подвижностью пальцев, не меняя уровня кисти при смене позиций кисти, стараясь достигать ровного легато внутри позиции. Для ритмической ровности этого этюда отрабатывали с учеником удобную группировку шестнадцатых длительностей и выделение сильных долей при постоянном слуховом контроле. 3 стадия. Следующим этапом работы над этюдом, явилось его художественное восприятие. Здесь мы провели работу над фразировкой, динамикой - выразительностью этюда, над кульминационными точками, за счет которых этюд принял яркую, эмоциональную окраску. III. «Полянка» русский народный танец. Методы работы: а) выявление мелодической линии и аккомпанемента, работа над звукоизвлечением в партии аккомпанемента: филировка звука, выявление сильных и слабых долей. б) фразировка - смысловое значение. Разобрали сущности фразы. Выявление вершинок фраз: динамическое стремление к вершине на < (crescendo) и уход к окончанию фразы на > (diminuendo). На поставленный мною вопрос: « Что такое < и > ученик дал пояснение crescendo – это постепенное усиление силы звука, a diminuendo - постепенное ослабление силы звука. в) грамотность аппликатуры, подбор аппликатуры с помощью которой правильно можно исполнить штрих нон легато и стаккато в правой руке и выразить стилистические особенности танца. г) над звуковым соотношением рук. Правая с основной темой - ярче, левая - аккомпанемент тише. д) собрав все части в единое музыкальное произведение, работали над осмыслением произведения целиком, достигали целостности произведения за счет правильного темпа, аппликатуры, динамики, фразировки, звукоизвлечения. IV. Домашнее задание. 1. Работать над грамотной аппликатурой в гамме и арпеджио. 2. Отработать технически сложные места в этюде. 3. Работать над выразительностью и художественным образом. | |
Просмотров: 655 | |
Всего комментариев: 0 | |