Главная » Статьи » Уроки музыки

Развитие навыков работы над полифонией в классе аккордеона
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ
АККОРДЕОНА.

Полифонические произведения входят в обязательную программу исполнительства, являясь неотъемлемой частью обучения игре на музыкальных инструментах. Работа над полифонией – один из важнейших разделов музыкального воспитания. Развитие полифонического слуха, воспитание полифонического мышления, т.е. умение дифференцированно слышать, воспринимать и воспроизводить на музыкальном инструменте две и более сочетающихся друг с другом звуковых линий (голосов), всегда процесс очень сложный и подразумевающий различные подходы к освоению произведений полифонического стиля. Трудности в работе над полифонией связаны ещё и с тем, что каждый учащийся имеет свои музыкальные способности и индивидуальные особенности, которые педагог должен прекрасно себе представлять относительно каждого ученика и учитывать эти особенности в своей работе: музыкальную память, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, различную степень одаренности и слуховые представления. Работа над полифонией в классе аккордеона ведется на всех этапах обучения, начиная с самых первых уроков. На всем протяжении обучения, приходится работать над умением слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку, постоянно развивать и углублять эти умения. Если педагог будет последовательно и квалифицированно направлять работу ученика над полифонией с первых лет обучения, то уже в старших классах ученик приобретет определенные навыки работы с полифоническим текстом. Исполняя полифоническую музыку, следует обращать внимание на наличие нескольких развитых мелодических линий и умение « вести» как каждый голос в отдельности, так и уметь слышать эти мелодические линии в одновременном звучании, где голоса, дополняя друг друга, взаимосвязаны в единой полифонической фактуре. Работа над точностью голосоведения должна сопровождаться и особым вниманием к аппликатуре, которая в полифонии отличается специфичностью: частые подмены для того, чтобы выдерживать голоса, перекладывания пальцев и т.п. Такие трудности можно преодолевать совместным обсуждением с учащимся удобной аппликатуры, оптимальный вариант за тем используется в дальнейшей работе над произведением. Так же необходимо обращать внимание ученика на выразительность каждого голоса и необходимости выделения голосов при их совместном звучании. Ученик должен понимать, что в связи с тем, что в полифонии нет подчиненных голосов, все голоса значимы и представляют собой законченную музыкальную мысль и самостоятельный мелодический рисунок, то и фразировка и характер звучания, штрихи исполнения чаще всего бывают различными. Данный этап работы над полифонией требует особого умения вслушиваться в голоса и является наиболее трудным, требующим специальной, кропотливой работы.
Важно играть наизусть каждый голос, что поможет его правильному слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.
Если работа идет над двухголосной полифонией, то надо сначала отработать отдельно каждый из голосов: проследить направленность развития каждого голоса, обратить внимание на штрихи, на интонационную точность исполнения, на кульминационную вершину каждого голоса и т.д.
Если же полифоническое произведение многоголосно, то данную работу надо провести с каждым из голосов, учитывая их смысловую выразительность, фразировку, штрихи. Так же необходимо выучить каждый голос наизусть, как и при работе над двухголосной полифонией. Подходы у каждого могут быть разными, которые педагог вырабатывает на основе собственных наблюдений и имеющегося у него педагогического опыта.
На мой взгляд, следующие моменты в работе над полифонией я считаю наиболее эффективными:
-Предлагаю ученику как бы слушать «разговор» голосов, что поможет воспринимать и сохранять выразительные особенности каждого голоса при их общем ведении. Такая работа будет способствовать тому, чтобы ученик в дальнейшем опирался на вокально-речевые интонации, которые распознаются в произведениях полифонического склада
- Обращать в работе над полифонией, что обычно все голоса имеют вокальную природу и требуют, как бы, их «пропевания» на инструменте и в связи с этим стараться вырабатывать соответствующие навыки напевного исполнения голосов
-Рекомендую в работе использовать следующие приемы: исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato или staccato); исполнение всех голосов p, прозрачно; исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них; исполнение без одного голоса (этот голос представлять себе внутренне или петь).
-Работу над полифоническим произведением нельзя ограничивать механическим заучиванием текста, обязательно осознанно подходить к работе над полифонией, подключать голову
-Обязательным моментом при работе над полифонией, является умение разбираться в нотной записи полифонической музыки, совместно с учащимся анализировать своеобразный язык полифонической музыки
- Так же педагог должен помочь ученику при знакомстве с полифоническим произведением раскрыть ярко и образно характер пьесы и тем самым вызвать у ученика эмоциональный отклик, пробудить воображение ученика и желание исполнить данное произведение.
При самостоятельной работе над полифоническим произведением, учащиеся могут допускать ошибки из-за того, что педагог на уроке мало обращал внимание учащегося на содержательность и выразительность средств полифонического произведения. Учителю необходимо постоянно обращать внимание учащегося на анализ авторского замысла и выразительное исполнение каждой мелодической линии, а не делать акцент на только технической стороне исполнения произведения. Чтобы полифоническая музыка вызывала интерес у учащихся к исполнению, педагогу придется приложить много усилий.
Тогда ученик не будет воспринимать полифонию как скучное и трудное упражнение на соединение различных движений в руках, которое требует напряжения. Ученик изменит свое отношение к исполнению полифонической музыки тогда, когда поймет, что полифония – это сочетание выразительных и самостоятельных мелодий различного характера, например танцевального и песенного, певучего и маршеобразного и т.п.
Для выработки умений полифонического исполнения, можно использовать
« Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах» И.С.Баха. Например, менуэты этого сборника, в которых Бах выражал различные эмоциональные оттенки и чувства - задумчивость, печаль, жизнерадостность, могут послужить прекрасным учебным материалом для выработки умений различать разные характеры в одновременном звучании голосов. Обычно, верхний голос менуэтов мелодически гибкий, ритмически разнообразный, с чередованием различных штрихов. Нижний голос можно предложить исполнять legatо или non legato, линия нижнего голоса обычно исполняется сдержанно и плавно. Изучая разнообразные по полифоническому складу пьесы, ученик будет готов к исполнению развернутой и более сложной полифонической фактуры. В классе основного инструмента (будь то фортепиано, баян или аккордеон) можно порекомендовать начинать знакомство с полифонией на примере Менуэта g – moll из «Нотной тетради». Перед знакомством с произведением, необходимо рассказать ученику, что в сборник включены 9 Менуэтов. Так же познакомить ученика с историей появления жанра Менуэта. Обратить внимание на то, что во времена И. С. Баха, Менуэт был широко распространен и всем известен, как танец. Его танцевали и в домашней обстановке, и на веселых вечеринках и во время торжественных дворцовых церемоний. Затем преподаватель исполняет Менуэт, а перед прослушиванием произведения, дается задание ученику определить характер Менуэта. Ученик должен сделать вывод, что своей мелодичностью и напевностью Менуэт напоминает больше песню, чем танец, поэтому и исполнять его надо мягким, плавным, певучим звуком, спокойно и ровно. Следующее на что должен педагог заострить внимание ученика, это отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: определяем, что первый - высокий женский голос – это сопрано, а второй низкий мужской – бас; или два голоса исполняют два разных инструмента. Спросить ученика: каким бы инструментам он поручил бы сыграть эти голоса? Тем самым педагог активизирует творческое воображение ученика. Совместно с преподавателем ученик может сделать вывод, что в звучании верхнего голоса слышится пение скрипки, а нижний голос можно было бы поручить исполнить виолончели.
Так же, можно порекомендовать педагогу при подборе репертуара, учитывать доступность и понятность содержания пьес. Необходимо строить работу над полифоний по принципу «от простого к сложному»: лучше начинать в младших классах с игры полифонических обработок народных песен подголосочного склада. Дать прослушать вокальное исполнение, где запев исполняется сольно, а затем подхватывается другими участниками, хором. Продемонстрировать, что мелодия разветвляется на варианты. Можно предложить проиграть подголоски «по ролям» с преподавателем: ученик играет партию солиста на аккордеоне, а учитель на другом инструменте, например, на фортепиано, играет партию хора. Когда ученик исполнит по очереди обе партии вместе с учителем, он ясно ощутит самостоятельность каждой из них, а так же будет иметь возможность услышать всю партитуру пьесы в одновременном звучании. Такое исполнение позволит легче справиться с самым трудным этапом в работе над полифонией, когда надо будет соединить эти различные голоса в одновременном звучании обеими руками.
Таким образом, перед педагогом, закладывающим фундамент в области овладении полифонией, стоит трудная задача: помочь достичь ученику определенного уровня полифонической зрелости. Это возможно лишь при кропотливой работе по плавному наращиванию полифонических навыков. Такой подход поможет ученику с удовольствием работать над полифонией, научиться понимать и любить полифоническую музыку.
Список литературы:
1. В. Протопопов «История полифонии» М., 1985г.
2.М. Фейгин «Мелодия и полифония в первые годы обучения
фортепианной игре» М., 1960г.
3. В.А.Натансон «Вопросы музыкальной педагогики» вып.1-4.
4.П. Говорушко «Основы игры на баяне» Л., 1966 г.
5.Онегин А. Азбука баяниста. Пособие для начинающих. — М., 1962.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Людмила6005 (28.10.2019) | Автор: Тишкина Людмила Александровна E
Просмотров: 489 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]