Главная » Статьи » Уроки музыки

Воспитание исполнительских навыков на основе развития метроритма в классе гитары в ДМШ
[size=12]Воспитание исполнительских навыков на основе развития метроритма в классе гитары в ДМШ

Термины «исполнительские навыки» и «метроритм», столь широко употребляемые в настоящее время, не получили удовлетворительной теоретической разработки, особенно в сфере научно-методического обеспечения обучения гитаристов в ДМШ, что стало одной из причин появления различных вариаций их толкований, многие из которых отнюдь не способствуют прояснению сущности этих «ускользающих» понятий для большинства молодых преподавателей.
Известно, что художественный образ музыкального произведения передаётся целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами и т.д. Слушая музыку, человек воспринимает эти средства благодаря соответствующим способностям (звуковысотным, ритмическим слухом, ладовым чувством и др.). В зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности те или другие способности становятся более важными. Например, для восприятия инструментальной музыки огромное значение имеет тембровый слух, а при исполнении песни эта способность оказывается второстепенной. Чувство метроритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Именно поэтому очень важно с самых первых уроков, да и на протяжении всего периода обучения следить за развитием ритмических способностей учащегося. Прежде чем говорить о воспитании исполнительских навыков музыканта – гитариста, необходимо рассмотреть само понятие «исполнительские навыки».
Исполнительские навыки музыканта – инструменталиста, а в данном случае гитариста - это двигательные навыки, основанные на специфических свойствах музыкального инструмента, его конструктивных особенностях. Каждый музыкант для успешной исполнительской деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента.
Гитара обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Градации гитары может и не так велики по сравнению с другими инструментами. Поэтому очень ценно, когда гитарист может управлять гибкостью динамики.
Далее наметим основные вехи, то без чего невозможно овладение исполнительскими навыками, и дальнейшее развитие исполнительского мастерства учащегося.
Постановка игрового аппарата очень важна для музыканта исполнителя. Гитаристы затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения. Это обуславливается главным образом, конструктивными особенностями инструмента, а также психологическими и анатомо-физиологическими особенностями самого исполнителя. От того, насколько свободно учащийся чувствует себя за инструментом, зависит дальнейшее развитие исполнительской техники. Чтобы сделать инструмент послушным орудием выявления творческие замыслов и переживаний, исполнитель должен максимально овладеть им, постичь его природу и возможности, добиться совершенной техники.

Рассмотрим некоторые аспекты, составляющие техническое мастерство музыканта.
Певучесть звучания. Не снижая значения качественно-специфических основ инструментальной музыки, нельзя не заметить, что одним из сильнейших выразительных средств инструменталиста – исполнителя является именно достижение им певучести звучания инструмента. Сила эмоционального воздействия такого исполнения на инструменте, напоминающего слушателю человеческий голос, особенно велика.
Фразировка и артикуляция – это сложное переплетение обозначений в нотном тексте, в которых нелегко разобраться исполнителю. Под фразировкой понимается искусство осмысленного и выразительного исполнения. В осуществлении фразировки принимают участие различные выразительные факторы, в том числе артикуляция. Артикуляция хороша, если мысль декламируется соответственно своему содержанию. Она определяет выражение мелодии через применение legato и staccato. Под артикуляцией понимают прием соединения и расчленения звуков.
Интонирование это следующий компонент. Интонация – осмысление звучания. Глинка говорил, что именно в мелодии – сущность музыкального образа, все остальное должно дополнять, дорисовывать музыкальную мысль. При исполнение мелодии, как в живой речи, проявляется эмоциональное состояние исполнителя, его отношение к исполняемому. Заключающиеся в интонации выразительные основы фразировки тесно связаны с главными проводниками выразительности: ритмом, динамикой, артикуляцией. .
Слуховой контроль, важная составляющая мастерства музыканта. Если спросить музыканта – следует ли всегда при игре на музыкальном инструменте вслушиваться в свое исполнение, то он, конечно, ответит утвердительно. Но на практике, к сожалению, часто наблюдается иная картина. Как раз один из самых распространенных недостатков в исполнении, особенно у молодых музыкантов – слабое участие в нем слуха. Объясняется это тем, что внимание исполнителя всецело поглощается нотами, ритмом и аппликатурой. Для развития слуха важно научиться слышать ткань произведения дифференцированно – улавливать различные голоса, мелодические и гармонические обороты.
Аппликатура - это один из важнейших компонентов технического мастерства музыканта. Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры. Целесообразный выбор пальцев помогает осуществить разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих исполнительских трудностей. С первых же лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Важно внимательно относиться к обозначенным в нотах пальцам, но и педантично следовать указанной аппликатуре тоже не имеет смысла. В случаях, когда приходится заменять или восполнять недостающие аппликатурные указания, это следует делать, проигрывая сочинение в темпе. Надо помнить, что аппликатура, удобная в медленном движении, может оказаться неприемлемой в быстром. Необходимо подбирать пальцы, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип для всех музыкантов. По возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев.
И, наконец, поговорим о технике. Музыкант, обладающий виртуозной техникой, способен творить чудеса. И действительно, разве не чудо, когда музыкант с легкостью и непринужденностью исполняет сложные пассажи, раскрывая все новые и новые грани музыки и достоинства инструмента, наглядно демонстрируя беспредельность творческих возможностей человека. При этом не следует забывать, что самая совершенная исполнительская техника не есть нечто данное свыше или достояние счастливых избранников судьбы: она является результатом кропотливой, порой изнурительной, систематической работы, не прекращающейся даже у выдающихся музыкантов ни на один день.

Техника пальцевого аппарата – совершенное, в высшей степени организованное и дисциплинированное владение аппликатурой и звукоизвлечением, дающее музыканту возможность эффективно отражать в звуках всевозможные настроения, быстро, легко и точно исполнять пассажи.
Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Ее сложность вызывается тем, что педагогу приходится формировать у ученика тон¬чайшую по внутренним импульсам систему двигательных приемов и навыков.
В отличие от чистой мото¬рики, художественная техника – это система исполнительских навыков, имеющих конкретную музыкально-целевую направ¬ленность, обусловленную со¬держанием интерпретируемого произведения, особенностями творческого мышления гитари¬ста, уровнем развития двига¬тельной техники и степенью ее управляемости.
Говоря об исполнительских навыках, о развитии исполнительской техники учащегося, об умении рационально использовать имеющиеся физические данные, об исполнительской свободе мы не раз упомянули о таком понятии как «метроритм». Это говорит о том, что вне ритма невозможно по – настоящему грамотное исполнение музыкального произведения. Неритмичная игра, даже если она виртуозна, не произведет на слушателей должного впечатления. Поэтому очень остро стоит вопрос о проблеме воспитания метроритма в классе гитары в музыкальной школе. О чем и пойдет речь далее.
Музыкальное переживание, развертывающееся во време¬ни, имеет не только слуховую, но и двигательную природу, т.е. всегда связано с различными движениями, как при ис¬полнении музыки, так и при ее восприятии. Покачивание корпусом, отбивание сильных долей такта рукой или ногой, подпевание голосом – все это есть проявление моторной природы музыкального переживания, в которой различают метрическую и ритмическую пульсацию.
Один из важнейших профессиональных навыков музыкан¬та – умение играть метрически точно и ритмически ровно. Равномерность метроритмической пульсации должна прони¬зывать каждое техническое упражнение молодого музыканта, и если здесь допускается небрежность, то возникает опас¬ность привнесения в игру нежелательного налета дилетантизма.
Специальными исследованиями доказано, что ритмическое пе¬реживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями (проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного, как говорят, «машинального» отбивания ритма ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. На основе этих предпосылок построены различные системы ритмического воспитания. Они включают в себя маршировку, разного рода движения под музыку и т. д. Многие из этих систем на деле доказали свою жизнеспособность (например, снискавшая мировую славу дрез-денская школа Э. Жак-Далькроз), подтвердили пользу, приноси¬мую ими для общего ритмического воспитания, а также и для спе¬циального музыкального на начальных его ступенях. Должна заметить, что неоднократно в своей многолетней педагогической практике я сталкивалась с учащимися, неритмичность исполнения у которых напрямую зависела от неумения нужным образом скоординировать движения частей рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, короче, во всех отношениях наилучшей.
Периоду первоначального воспитания чувства ритма, о котором в основном я говорила до сих пор, принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Я, как педагог-практик, самым серьезным образом оцениваю начальную фазу ритмического воспитания. Вместе с тем, со всей определенностью хочу подчеркнуть, что основной этап развития чувства музыкального ритма начинается с той поры, когда на авансцену в учебной деятельности выступают факторы, связанные с выразительно-смысловой сущностью музыки и ее ритмического компо¬нента в частности.
В данной работе мы рассмотрели проблемы воспитания метроритма в классе гитары. И также поговорили о влиянии ритма на исполнительское мастерство музыканта – гитариста. Это очень актуальная проблема, т.к. дети поступают в музыкальную школу без какой – либо музыкальной подготовки. Поэтому, учитывая возраст поступающих учащихся и срок обучения в музыкальной школе (5 лет), невозможно говорить о высоко развитом исполнительском мастерстве. Само исполнительское мастерство, как впрочем, и любая музыкальная деятельность, невозможна без развитых музыкальных данных, в том числе и метроритма. Ритм – это организация звуков во времени и пространстве, и мощное средство выразительности. Поэтому без развитого чувства ритма невозможно профессиональное, высокохудожественное исполнение. В процессе работы с конкретным учащимся каждый преподаватель ищет те или иные приемы и методы работы, которые подойдут и принесут положительный результат этому ребенку. Все задания и упражнения должны предлагаться учащемуся в порядке постепенного усложнения. Время на освоение того или иного упражнения должно отводиться с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Систематическое использование различных упражнений и заданий обязательно принесет положительный результат. Но нельзя останавливаться на достигнутом, эту работу полезно продолжать на протяжении всего учебного процесса, повышая уровень сложности творческих заданий.
Категория: Уроки музыки | Добавил: vita21 (29.10.2019) | Автор: Козырева Татьяна Федоровна E
Просмотров: 626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]