Главная » Статьи » Уроки музыки

Работа учащихся в классе гитары
Педагог в классе гитары – главный воспитатель учащихся. Его первостепенной задачей, безусловно, является обучение ребёнка искусству игры на гитаре, но кроме того, на нём лежит ответственность за развитие художественных и эстетических воззрений маленьких гитаристов.
Как известно, процесс приобщения ребёнка к искусству, особенно к музыкальному, рекомендуется начинать ещё до его появления на свет, например, через прослушивание классической музыки. В первые же годы жизни необходимо приобщать его к музыке систематически, таким образом, чтобы к началу обучения в музыкальной школе у него были сформированы первичные, элементарные представления о пении и танце [3: 12].
С появлением в жизни ребёнка общеобразовательной и музыкальной школ, связана переориентация с характерной для данного периода развития, игровой деятельности на учебно-познавательную, в основе которой лежит идея развивающего обучения [1: 84]. Этот этап становления предполагает значительные психофизические нагрузки и требует соответствующих усилий. Здесь ребёнок впервые сталкивается с явлением самоорганизации. Следует отметить, что далеко не каждый учащийся способен мгновенно адаптироваться к условиям обучения в школе, многих из них настигает фрустрация. Задача учителя не допустить наступления этого момента путём эмпатического контроля и создания индивидуальной системы мотиваций, что в условиях ДМШ сделать, несомненно, проще. Чем может быть обусловлено падение интереса учащегося к занятиям в классе гитары? В первую очередь, это репертуар и несоразмерные с возможностями ученика требования к выполнению заданий. В этой связи использование интенсивных форм обучения не должно быть самоцелью.
Первый контакт с инструментом – важнейшее по своей значимости событие. Задача преподавателя обучить ребёнка слушать звук, его извлечение, возникновение и угасание. С первых же уроков возникает необходимость говорить и о важности самостоятельной работы, успешность которой зависит от сформированности необходимых навыков. Нередко случается, что учащийся, освоив определённую фактуру в одной пьесе, не способен сыграть подобную в другой. Чтобы не возникало таких трудностей, необходимо научить его анализировать нотный материал. Эта мера позволит ученику выработать иммунитет перед страхом разучивания новых произведений.
Знакомство с новым музыкальным материалом также крайне важно провести по опорным пунктам, «не хватаясь» сразу за первый такт для разучивания. Разбору первых фраз предшествует общее знакомство с произведением – его первичный анализ. Под руководством преподавателя учащийся следует по ключевым пунктам этого анализа: ладовая и тональная принадлежность, размер, темп, ритм, знаки альтерации и т.д. Следуя советам Г.Г. Нейгауза, можно продирижировать пьесу от начала до конца [4: 78].
Сама работа над музыкальным произведением несёт в себе множество предпосылок для раскрытия творческого потенциала учащегося-исполнителя, таких как попытка проникновения в смысл изучаемого материала, получение собственного эмоционально-художественного опыта и как следствие, повышение внутреннего интереса учащегося к обучению игре на инструменте, как предтече профессиональной исполнительской деятельности. Но данной работой необходимо увлекать. Из этих соображений педагогу рекомендуется сначала сыграть выбранное произведение так, как оно должно звучать в идеале, потом проанализировать его отличительные черты, подсказать, как должен проходить процесс разучивания. На начальных этапах обучения игре на гитаре, рекомендуется производить разбор нового материала в классе, формируя в сознании ребёнка традиционный, в последующем, алгоритм работы. Это базис, на котором в дальнейшем будет строиться самостоятельная работа учащегося. Разбор произведения требует большой концентрации и внимательности. Практика показывает, что «выкорчевывание» заученных фальшивых нот из ткани разобранного произведения отнимает множество времени. Этого не будет происходить лишь в том случае, если на ранних этапах обучения ребёнок научится грамотной работе с новым материалом.
Осваивая программные произведения, стоит отметить характерные принципы работы над пьесами различных жанров и свойственные им средства выразительности. Первый разбор нового произведения выявляет основные сложности фактуры, фразировки, аппликатуры. На этом этапе задачей педагога, исходя из уровня подготовленности учащегося, становится совместный анализ сложностей. Эта мера в скором времени даст ощутимый результат в развитии аналитического мышления и самоконтроля у учащегося.
Развитию аналитического мышления могут способствовать и следующие формы работы с учащимся:
– рассказ ученика о трудностях выполнения домашнего задания;
– оценка учеником качества собственного исполнения произведения;
– самостоятельный разбор пьесы под наблюдением педагога в классе.
Не стоит забывать и о том, что эффективность самостоятельной работы учащегося будет зависеть от степени следования ключевым принципам самоконтроля. Для этого необходимо с раннего возраста, на первых этапах обучения фиксировать в рабочей тетради или дневнике учащегося основные рекомендации по выполнению домашнего задания и домашних занятий. После беседы с учеником следует определить примерное время, план и ключевые пункты этой работы.
Еще одной важнейшей задачей педагога является формирование у ребёнка представлений о работе над новым произведением – плана, которому юный музыкант будет следовать на всех этапах своего обучения.
Приведём опорные пункты этого плана.
Качественный и последовательный разбор текста не совместим с поспешностью, он должен сопровождаться счётом вслух, работой с метрономом. Как известно, многие учащиеся старших классов ДМШ, имеющие определенный опыт чтения с листа, стесняются и предпочитают пренебрегать этими средствами, полагая, что это удел начинающих музыкантов. Все перечисленные методы фрагментарно используются даже студентами консерваторий, поэтому стыдиться этого не следует.
Аппликатура на поздних этапах обучения подбирается интуитивно, «набитой рукой», на ранних же этапах педагог, с учётом физиологических особенностей учащегося подбирает аппликатуру индивидуально, прописывает её, исходя из возможностей учащегося [2: 159]. Правильная и удобная аппликатура – главное условие не только технической, но и художественной стороны исполнения.
Фрагментация разбираемого произведения необходима для разрешения технических и художественных задач. Части, фразы, периоды – категории, которыми должен оперировать педагог, учащийся же должен, с накоплением опыта, уметь интуитивно видеть их, распознавая основную музыкальную мысль. По этой причине тактовое дробление текста – мера нежелательная.
Работа над звуком – одна из сложнейших задач для любого гитариста. Добиться строгого, академичного звучания с присущими ему чистотой, однородностью тембра, плотностью, лишенного призвуков и шумов – задача не на одно десятилетие. В этом смысле гитару можно назвать одним из самых капризных инструментов. Необходимо приучить ребёнка находиться во время игры в постоянном режиме слухового контроля.
Как можно увидеть на практике, каждый учащийся-гитарист, в силу ряда причин, обладает определенным уровнем музыкальной подготовки, собственной сферой интересов, индивидуальными чертами характера и что, особенно важно – имеет определенные музыкальные способности, отличные от других учащихся. Все это необходимо учитывать при выборе теоретического материала и подготовки заданий для самостоятельной работы учащегося. В виду того, что ДМШ как первая ступень в системе музыкального образования закладывает основы, фундамент становящегося музыканта, педагог должен придерживаться традиционного, классического репертуара, хотя репертуарные эксперименты могут иметь место, как мотивирующий фактор. Репертуарный список нужно сформировать таким образом, чтобы учащийся был мотивирован на продуктивную работу и имел возможность развивать образное мышление и техническую составляющую игрового аппарата в равной степени.
Так как педагог обычно общается с учащимся всего несколько часов в неделю, он не всегда в состоянии без помощи родителей поддерживать интерес к занятиям у учеников, не отличающихся трудолюбием и организованностью. Если начинающий гитарист в силу своих психофизических особенностей не может самостоятельно систематически заниматься, то его развитие замедлится, и интерес будет гаснуть. Не всегда педагог может сразу понять, в чём причина, особенно если ученик не отличается сознательностью. Поэтому педагогу необходимо поддерживать постоянную связь с родителями учащегося, стараясь периодически интересоваться, как занимается дома их ребёнок и в подобных случаях напоминать родителям о важности ежедневных занятий и о том, что дома ребёнку лучше часто заниматься, по возможности несколько раз в день, нежели подолгу.
Подводя итоги, необходимо отметить, что урок в классе гитары должен лечь в основу самостоятельных домашних занятий учащегося. Последние, в свою очередь, не могут сводиться только к повторению и закреплению достигнутого. Стимуляция активности маленького музыканта как педагогическая задача имеет множество трудностей, но их преодоление видится в индивидуальном подходе и степени «творческого горения» как самого педагога, так и его ученика.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. – М.: Классика – XXI, 2008. – 252 с.
2. Михайленко, Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н.П. Михайленко. – К.: Книга, 2003. – 248 с.
3. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики / В.А. Натансон, Л.В. Рощина. Методическое пособие. – М.: Музыка, 1984. – 133 с.
4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Людмила6005 (13.11.2020) | Автор: Тишкина Людмила Александровна E
Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]