Главная » Статьи » Уроки музыки

Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары
Тишкина Л.А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-
ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

Несмотря на то, что мастерство концертирующих гитаристов растёт, всё больше зарубежных конкурсов выигрывают русские гитаристы, а в учебных заведениях начинают открываться кафедры классической гитары, преподаватели гитары отмечают падение, общего уровня исполнительства учащихся начальных классов, сокращение количества гитаристов, которые могут принять участие в конкурсе.
Одним из путей повышения исполнительского мастерства игры на гитаре учащихся начальной ступени образования является, по нашему убеждению, использование индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары. В современной педагогике есть много определений понятия «форма обучения» и смежного с ним — «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Многие из них выводятся в зависимости от используемой системы обучения. Например, часто в советских изданиях можно встретить определения формы организации обучения, которые можно применить только в рамках классно-урочной системы. В философии форма в соотношении с содержанием трактуется как внутренняя связь и порядок содержания, его организация. Исходя из этого, И.М. Чередов [10, с. 16—30] определяет форму обучения как упорядоченность учебного процесса, которая обусловлена его содержанием, методами и видами деятельности учащихся. Форма обучения представляет собой организацию взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе. Опираясь на исследования И.М.Чередова, в современных учебниках педагогики (например, под редакциями П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина) даются схожие определения. Как отмечают учёные (М.Д. Виноградова, Л .И. Карлинская, В.М. Коротов, В. А . Петровский и др.), групповые формы организации обучения имеют ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой. Среди них: повышение мотивации и активности учащихся за счёт социума, соревновательность, приучение к самостоятельности, развитие коммуникативных навыков, более детальная проработка теоретических вопросов. Интересен так называемый групповой эффект, при котором создаётся общее для всех членов группы поле информации и каждый обучающийся привносит туда свои доводы по обсуждаемому предмету (Л.А.Карпенко, Б.Ф. Ломов). Т.В. Васильева и Я.И. Бурлак указывают на необходимость постановки общей учебной задачи для всех членов группы. Только в этом случае процесс её решения одним учащимся будет полезен для каждого присутствующего учащегося [2, с. 98].
По мнению В.А. Петровского, важным моментом является присутствие других людей, которое активизирует мышление индивида в стремлении добиться поставленных целей [6, с. 91—98]. В условиях группы существенно возрастают трудности в применении индивидуального подхода к учащимся. В российской системе музыкального образования эта проблема решается благодаря системе индивидуальных занятий по профилирующим музыкальным дисциплинам. Но, как справедливо считает С.Р. Сакаева, на групповом учебном занятии индивидуальный подход значительно активизирует процесс обучения, если преподаватель учитывает психолого-педагогические особенности организации обучения в соответствии с возрастом учащихся, делает акцент на самостоятельной работе учащихся, сочетает индивидуальные, групповые и фронтальные виды работы, контролирует развитие учебной активности учащихся [7]. Е.А. Серебрякова [9] обращает внимание на такую сторону индивидуального подхода, как создание благоприятного психологического климата на занятиях. Изучение и учёт склонностей, интересов и мотивов каждого учащегося, по её мнению, существенно стимулируют учебный процесс. При этом выбор наилучшего сочетания различных индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся должен зависеть от уровня их музыкальных способностей, личностных особенностей, успеваемости. К таким формам, помимо индивидуальных уроков, П.В. Гайдай относит мастер-классы, посещение учащимися специальных курсов, тематически связанных с курсом основного музыкального инструмента, игру в ансамбле, изучение основ импровизации, занятия с преподавателем в присутствии других учащихся класса [3].
Предложения по применению индивидуально-группового подхода в обучении уже звучат в такой консервативной среде музыкального образования, как вокал. По мнению А.В. Артемовой, использование, наряду с индивидуальными уроками, групповых форм работы позволит повысить качество обучения вокалистов. Инновационная для российского вокального образования модель обучения вокалу, разработанная А.В. Артемовой и применяемая в колледжах США, основана на следующих педагогических условиях: реализация на групповых занятиях потребностей и музыкальных интересов учащихся, взаимная поддержка учащихся, использование видеозаписи для анализа собственных успехов и допущенных в исполнении ошибок, формирование правильного сценического поведения и артистизма путём постоянных выступлений учащихся на групповых занятиях, совмещение обучения с музыкально-исполнительской деятельностью за пределами учебного заведения [1].
Пособий по обучению игре на гитаре, затрагивающих вопросы применения различных форм обучения, практически нет. Почти все они рассчитаны на индивидуальную форму обучения. Тем не менее, в последнее время появляются серьёзные педагогические труды гитаристов, в том числе диссертационные, которые для нашей проблематики имеют большое значение, прежде всего для разработки авторской методики преподавания гитары на основе индивидуально-групповой формы обучения. Книга одного из ведущих отечественных преподавателей гитары А.Ф. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» (2002) во многом посвящена технической части звукоизвлечения и постановке исполнительского аппарата. В то же время вопросы художественной стороны исполнения музыки изложены очень скупо, буквально на одной странице. Также в репертуарном приложении полностью отсутствуют пояснения к изучаемым произведениям. Подробнейшим образом рассматривая арпеджирование во всех его проявлениях, автор не уделяет должного внимания переменным движениям пальцев правой руки по одной струне, что является, на наш взгляд, серьёзным упущением. Но умело отобранный и расположенный по степени трудности нотный материал и весьма ценные рекомендации ставят это пособие на одно из лучших мест среди других. Отличается полнотой изложения теоретических и практических вопросов монография Н.П. Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре» (2003). Рассматривая обучение гитаристов на всех ступенях музыкального образования, автор затрагивает актуальные проблемы современной гитарной педагогики, анализирует учебно-методическую литературу, освещает широкий спектр вопросов технической и художественной подготовки музыканта гитариста. Отмечая положительный эффект применения коллективных форм в обучении, Н.П. Михайленко рекомендует проводить классные собрания, на которых предлагает беседовать о музыке, организовывать выступления учащихся класса с последующим обсуждением, исполнительские конкурсы [5, с. 15]. Автор считает, что для учащихся полезно слушать других гитаристов класса на групповых занятиях, так как это развивает способность к анализу ошибочных действий и здоровую соревновательность между учениками [5, с. 20]. Другая работа, отличающаяся полнотой изложения, — диссертационное исследование Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» (2004). В своей диссертации автор отмечает положительные результаты применения групповых форм работы, наряду с индивидуальными занятиями, в обучении гитаристов. В частности, автор подчёркивает, что на индивидуальных уроках по специальному инструменту следует обеспечить правильное положение рук, отсутствие мышечных зажимов, рациональные движения пальцев правой руки, выработку плотного и яркого звучания, точное расположение пальцев левой руки на грифе, координацию в работе пальцев правой и левой рук, строгое соответствие исполнения нотному тексту музыкальных произведений [4].
На групповых занятиях Н.Н. Дмитриева предлагает использовать аудиовизуальные средства обучения, приглашать известных музыкантов или проводить занятие в форме экскурсии. Другая научная работа, отмеченная нами, это диссертационное исследование М.А. Самохиной «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары» (2005). М.А. Самохина рассматривает техническую подготовку гитаристов на начальном этапе обучения, уделяя большое внимание индивидуальному подходу к учащимся. Автор исследования пишет о целесообразности сочетания индивидуальной и групповой формы работы, но рассматривает последнюю, как и большинство отечественных педагогов- инструменталистов, только как игру в ансамбле и не более того [7, с. 151]. Новые методы обучения гитаристов предложены в диссертации В.Г. Борисевича «Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования» (2008). Интересен интонационно-технологический подход, описанный в работе. Он строится, в первую очередь, на методике обучения К.А. Фраучи и подразумевает поэтапное и фрагментарное изучение музыкального материала с анализом ошибочных действий. При этом к развитию исполнительской культуры гитаристов В.Г. Борисевич подходит комплексно, что позволяет добиваться высоких результатов в педагогической деятельности. Анализируя проблему индивидуально-группового обучения в педагогической науке, мы пришли к выводу, что для повышения качества учебного процесса преподавания гитары следует сочетать преимущества и индивидуальных, и различных групповых форм организации обучения, на основе специально разработанной методики. Индивидуальные уроки закладывают профессионально-техническую основу для дальнейшей деятельности начинающего гитариста. Правильно организованные групповые занятия способствуют повышению мотивации и развитию самостоятельности учащихся, позволяют им наиболее полно реализовать свой учебно-творческий потенциал.

П р и м е ч а н и я
1. Артемова, А. В. Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. В. Артемова. — Москва, 2003.
2. Васильева, В. А. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов : учебное пособие / В. А. Васильева, Я. И. Бурлак. — Киев : КГПИ, 1988.
3. Гайдай, П. В. Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано : автореф. дис. … канд. пед. наук / П. В. Гайдай. — Москва, 2003.
4. Дмитриева, Н. Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары : дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Дмитриева. — Москва, 2004.
5. Михайленко, Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н. П. Михайленко. — Киев: Книга, 2003.
6. Петровский, В. А. Присутствие грппы как фактор индивидуальной деятельности / В. А. Петровский // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов : сборник научных трудов / Костромской педагогический институт. — Ярославль, 1975. — Вып. 39.
7. Сакаева, С. Р. Индивидуальный подход к учащемуся в условиях групповых занятий: на материале курса сольфеджио : дис. канд. пед. наук / С. Р. Сакаева. — Москва, 2005.
8. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары : дис. канд. пед. наук / М. А. Самохина. — Москва, 2005.
9. Серебрякова, Е. А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов : дис. … канд. пед. наук / Е. А. Серебрякова. — Москва, 2005.
10. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. — Москва, 1987.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Людмила6005 (12.03.2022) | Автор: Людмила E
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]