Главная » Статьи » Уроки музыки

Работа педагога класса гитары в музыкальном училище
Музыкальные училища являются важным звеном в широкой сети музыкального образования в нашей стране и позволят многим воспитанникам музыкальных школ с хорошими способностями и подготовкой продолжить свое обучение и постепенно овладеть вершинами профессионального мастерства. Основное назначение музыкальных училищ – подготовка музыкантов-специалистов средней квалификации, способных к самостоятельной профессиональной работе в качестве исполнителя, преподавателя ДМШ, артиста ансамбля, руководителя самостоятельного оркестра народных инструментов. Кроме этого, училища направляют своих наиболее одаренных воспитанников для дальнейшего обучения в вузы – консерватории и др. музыкальные ВУЗы.
Основные профессиональные навыки учащийся музыкального училища получает и совершенствует в специальном классе. Педагог по специальности – это не только учитель-музыкант, но и главный руководитель и воспитатель. Уроки в классе по специальности, как и вся учебная работа, должны быть художественно целенаправленны и повседневно влиять на формирование прогрессивного мировоззрения будущего музыканта и гражданина.
Педагог специального класса должен работать в тесном контакте с педагогами других дисциплин, особенно музыкально-теоретических, следить за исполнительской и педагогической практикой учащегося, контролировать его занятия в оркестре, дирижерском классе.
Целенаправленность профессионального обучения сужается и углубляется, становится в музыкальном училище более конкретной. При этом важно, чтобы сам обучающийся четко осознал цель своего обучения, свое место в жизни общества. Но плохо, если учащийся, понимающий, что он не будет профессиональным концертантом, ограничивает свое обучение каким-то «усредненным» уровнем в овладении навыками игры на гитаре. Своевременное решение этих вопросов позволит построить всю работу педагога и учащегося в предвидении характера и масштаба его будущей деятельности, отбирать необходимое как в содержании, так и в методах обучения. Но в любом случае и педагог, и воспитанник должны быть твердо убеждены в том, что для любого вида деятельности будущего музыканта непременным условием является отличное владение инструментом.
Методические основы гитарной игры остаются неизменными на всех ступенях музыкального образования. В музыкальном училище, как и школе незыблем принцип единства художественного и технического развития, постоянно контролируется свобода постановки и независимость игровых движений, выразительность исполнения и ритмическая ясность.
Важным моментом работы педагога в музыкальном училище является исправление профессиональных недостатков у учащегося, если они были приобретены во время учебы в музыкальной школе. Не секрет, что наряду с хорошо подготовленными учениками в музыкальное училище поступают очень способные юноши и девушки, имеющие более-менее серьезные профессиональные недостатки, к которым относятся: дефекты постановки, невнимательность к звуковедению и ритму, бессистемность домашних занятий, недостаточное музыкальное-художественное развитие и др. Как показывает практика, для большинства поступивших первый год обучения (а для некоторых и большой срок) в музыкальном училище является в основном периодом их перестройки.
Недостатки постановки являются, главным образом, в мышечных зажатиях и отсутствие свободы движений. Особенно важно своевременно заметить недостатки и дефекты в постановке правой руки. Наиболее распространенный из них – непомерно высокие или слишком низкое положение запястья над верхней декой, распрямленные пальцы, ненужное мышечное напряжение в предплечье и плечевом поясе. Зачастую педагогу приходится встречаться с первокурсником, вовсе не наученному ногтевому способу звукоизвлечения или с неправильной заточкой ногтей, и ногтевая «реформа» существенно влияет на постановку правой руки.
Характерным недостатком в постановке левой руки является чрезмерное давление на струну, высокое положение большого пальца на шейке грифа, непараллельное положение плоскости кисти по отношению к грифу, непластичная смена позиций и др.
При необходимости улучшить, исправить или даже изменить постановочные навыки учащегося педагог может применить два апробированных метода: 1) коренную перестройку или 2) попутное совершенствование. Выбор того или иного метода зависит от степени недостатка или дефекта, его «запущенности», а также и от индивидуальности ученика. Например: сообразительный и целеустремленный ученик, способный к раздвоению внимания и слежению за мышечным напряжением может исправить свои недостатки в рабочем порядке, на ходу, без коренной ломки предыдущей постановки.
Большое терпение и старание нужны для исправления различных вредных навыков работы над музыкальным произведением, связанных с недостаточным художественным развитием ученика. Часто случается, что ученик привык играть дома механично, без необходимого внимания и самоконтроля и изучение произведения сводится к примитивному проигрыванию его сначала до конца. Ликвидация этих и других недостатков – процесс сложный и длительный, поэтому значительную роль здесь имеет систематическое привитие рациональной методики занятий во время каждого урока.
В училище особенно важно неустанно заботиться о развитии инициативы и самостоятельности ученика. С каждым годом надо поручать ему выполнение все более сложных заданий. При этом нельзя идти по линии снижения требований. Чем больше ученику будет доверено, тем больше с него нужно и спросить. Каждый урок необходимо строить так, чтобы ученик мог ставить перед собой и решать новые задания. Процесс формирования творческой самостоятельности гитариста органически связан с развитием его музыкальных способностей и умения работать в избранной области. Здесь необходимо выделить два момента:
1. Умение работать постоянно и систематично. В этом умении выявляется интерес и любовь к профессии, воля в достижении поставленной цели. «Если хочешь быть хорошим гитаристом, то имей в виду, что девяносто процентов жизни ты должен будешь посвятить этому намерению» - так говорит современный испанский гитарист-виртуоз Паке де Лусия. Учащийся должен быть поставлен в условиях суровой требовательности, безукоризненного выполнения домашних заданий. Педагог должен правильно дозировать посильность и сложность заданий.
2. Эффективность труда. Преподаватель обязан помочь ученику в том, чем тот самостоятельно овладеть еще не может. Кроме того, нужно научить делать дома только ту работу, которая кратчайшим путем ведет к художественную обработку небольших частей целого произведения.
Формирование творческой самостоятельности гитариста-исполнителя и педагога должно также опираться на глубокое знание психофизиологических закономерностей, которые лежат в основе мастерства. Поэтому за период обучения необходимо проработать и творческий переосмыслить научно-методическую литературу по теории и эстетике музыкально-исполнительского искусства основных инструментальных школ.
Неустанная забота о привитии навыков самостоятельности – единственно правильный путь постепенного воспитания исполнителя-концертанта, художника-творца с индивидуальными, только ему присущими особенностями исполнительского «почерка».
По окончанию музыкального училища его выпускники получают квалификацию преподавателя специального класса гитары в детской музыкальной школе. Поэтому для развития навыков преподавания игры на гитаре учебный план предусматривает прохождение на III-IV курсах педагогической практики. Кроме этого, на III курсе преподается педагогика, психология и методика преподавания игры на народных инструментах, которые освещают теоретические основы педагогического процесса. Во время педагогической практики гитарист получает от педагога не только побочную, но общеметодическую помощь.
В училище будущий гитарист-профессионал продолжает постоянную работу над развитием навыков чтения нот с листа. Навыки быстрого и качественного чтения нот с листа развивают на основе умения самостоятельно разбирать новые пьесы и этюды, поэтому ознакомление с запланированным репертуаром нужно поручать самому ученику, а не заниматься этим в классе.
В значительной степени этот навык формируется во время занятий в оркестровом классе и ансамблях, хотя в большинстве случаев гитаристы в оркестре народных инструментов играют не на своем инструменте – гитаре.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Алмас (10.06.2022) | Автор: Уәлибекұлы Алмас E
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]