Главная » Статьи » Уроки музыки

Музыка И.С. Баха в классе гитары
Музыка И.С. Баха в классе гитары
Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман
Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает! При жизни композитор не получил заслуженного признания как сочинитель, но был известен как исполнитель и, особенно, как импровизатор.
Иоганну Себастьяну Баху посвящено много публикаций. Но никто не связывал его имя с гитарой. Хотелось хоть самую чуточку показать, что этот Великий композитор Велик и для гитаристов.
И.С.Бах не писал для гитары. Он мог вообще не знать о ней. Всего сто лет назад - это был полузабытый народный инструмент, не годный для оркестра и эстрады из-за своего тихого голоса. Без репертуара, без покровителей и композиторов, - гитара имела немного шансов завоевать место в музыкальном мире.
Однако нашлись люди - энтузиасты, готовые бороться, - такие как Андрес Сеговия. Именно он - одним из первых исполнил Баха на гитаре. Его репертуар был составлен из известнейших произведений классической и популярной музыки, написанной для других инструментов. А.Сеговия, родившийся в Испании в 1897г, сделал свои первые переложения Баха уже в 16 лет. В течение долгой творческой жизни он постоянно расширял свой гитарный репертуар, создавая школы гитарного искусства по всему миру. Самое известное переложение произведения И.С.Баха для гитары в исполнении А.Сеговии – «Чакона». Но просто так сходу, случайную мелодию, - на гитаре не сыграешь. Музыку для гитары надо адаптировать, и это важный творческий процесс. Терпеливый и чуткий музыкант - профессионал должен прочесть и услышать, разобрать, исполнить и записать переложение. Однажды написанная для какого-то инструмента, музыка второй раз рождается, становясь гитарной. И при этом она приобретает что-то новое. Одна из вещей, которая делает музыку Баха настолько замечательной, заключается в том, что, как бы она ни была сложна, она никогда не становится сухим академическим упражнением
Бах был таким же мастером эмоций, как и контрапункта, и его музыка - одна из самых эмоционально сильных, из когда-либо написанных.
Нередко в музыке Баха под внешним спокойным слоем созерцательности пульсирует напряженный драматизм, который сменяется лирической напевностью или взволнованной патетикой. Баховская музыка – это одновременно и внешняя статика, и внутренняя динамика, преднамеренная сдержанность и развертывающийся конфликт.
Если гитарист сумеет соединить воедино эмоциональное и духовное, Земное Небесное, он достигнет убедительных художественных результатов в интерпретации музыки Баха.
Чтобы добиться выразительности исполнения гитаристу надо соединить воедино трепетное чувство и величавое звучание музыки Иоганна Себастьяна Баха. Эго душевный мир далек от современного человека. Эмоции немецкого композитора имеют, так сказать, духовную ауру. Его земные переживания и тревоги охвачены лучами Божественного света. Ни одной мелодии, ни одной ноты автор не написал вне этого эмоционально-духовного настроения.
Глубинный смысл баховского созерцания раскрывают слова замечательного пианиста Генриха Густавовича Нейгауза, который подчеркнул непреходящее значение творчества немецкого гения. В его музыке «музыкальными средствами отображается высшее единство личного и общего, индивидуума и массы, человека, и вселенной, и выражено звуками все заключенное в этом единстве философское, эстетическое и этическое содержание».
Это совершенно точная формулировка. Она позволяет гитаристу найти ключ к музыке Баха. Сдержанность – вот основной принцип исполнения на гитаре шедевров Баха. Исполняя пьесы Баха, важно сохранить стиль композитора, характеризующийся своеобразием полифонического склада, строгостью в движении голосов по темпу (недопустимо при интерпретации произведений И. С. Баха необоснованно ускорять или замедлять их темп). Необходимо знать, для какого инструмента была написана данная пьеса, а затем подобрать нужный тембр для её исполнения.
Например, «Прелюдия d-moll» И. С. Баха (Н. Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре») была написана великим композитором для лютни в свободной импровизационной манере. Музыкальную ткань произведения составляет непрерывное движение причудливых гармонических фигураций, динамическое нарастание которых постепенно достигает кульминации, после чего так же постепенно происходит спад звучности. Несмотря на то, что главной является тональность ре минор, завершается прелюдия на доминантовой гармонии. Предпочтительно играть произведение жёстким тембром, подражая звучанию лютни. Если пьеса написана для клавесина, рекомендуется ногтевой приём, имитирующий звучание этого инструмента.
Однако не всегда необходимо имитировать инструменты, для которых писал композитор. Порой использование специфики гитары может быть более целесообразным. Ошибки здесь могут привести к неправильному истолкованию классической музыки. И. С. Баха можно интерпретировать на классической гитаре двояко: в современном стиле, то есть с учетом возможностей инструмента и применения подвижной динамики, экспрессии, либо в стиле эпохи композитора. В работе над полифоническим произведением учащийся сталкивается со многими трудностями, но основная из них - ясность и рельефность звучания двух (и более) голосов в «партии» правой руки. Здесь необходимо применять комбинированное звукоизвлечение, иногда изменять угол щипка ногтем струны, свободно пользоваться тембральными возможностями инструмента. Преодолевая все технические трудности, надо стремиться не только к плавности голосоведения, но и к достижению требуемых звуковых красок. Это делает работу более продуктивной и привлекательной. Музыкальные образы Баха необыкновенно содержательны: они исходят из глубин души и поднимаются до вершин духа. Музыке Баха свойственны: оптимизм, радость, праздничное настроение. Она возвышает и укрепляет дух человека. Гитара так же очень проникновенно передает и баховские интонации скорби. Сегодня гитара – самобытный и вполне самодостаточный инструмент. Ей подвластна любая музыка, разные стили и направления. Сохраняя свою специфику, она, на редкость богата тембровыми красками, способна имитировать звучание клавесина и органа, инструментальных ансамблей и оркестра, человеческого голоса и хора (в сопровождении органа или оркестра). И в этом нет ничего противоестественного: ей совершенно не чужда та звуковая мозаика, которая характеризовала эпоху барокко. Удивительно глубока и проникновенна музыка Иоганна Себастьяна Баха при игре на гитаре. Она отличается от органной или фортепьянной, но удивительно красива и всегда требует от гитариста полной отдачи, серьезной техники исполнения. Для многих Баховских произведений, которые можно сыграть на гитаре, в пользу их "задушевности" (именно гитарной!) говорит еще и то, что у Баха столь тонко, вкусно, остро и пронзительно мажор сменяется минором, минор - мажором, а иногда вообще слышится нечто среднее!!!)
Гитара как раз для ТАКОЙ ситуации - очень подходящий, очень органичный инструмент! Благодаря классической гитаре, мы слышим обновленную музыку И.С.Баха.
Категория: Уроки музыки | Добавил: vita21 (14.06.2022) | Автор: Козырева Татьяна Федоровна E
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]