Главная » Статьи » География |
Разработка урока "Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере"
Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития. Задачи урока: 1. Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому). 2. Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся. 3. Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем. Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый. Ход урока. I. Вводно- мотивационная часть. II. Психологический настрой учащихся: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке. III. Подведение к изучению новой темы: Биосфера - ноосфера Это сферы, сферы веры И надежда там в порядке Где любовь играет в прятки. Биосфера - ноосфера Две сестрицы в одном теле. И попробуй, разберись, Что за чудо эта жизнь. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Какую тему изучим? (Ответы учащихся) Как изучение данной темы можно связать с жизнью? (Биосфера- это живая оболочка Земли, если ее не охранять исчезнет все живое на планете, а как всем известно человек-это составная часть биосферы.) IV. Актуализация знаний учащихся: Давайте вспомним некоторые понятия и определения, которые пригодятся нам сегодня на уроке. 1. Какие оболочки Земли вы знаете? 2. Что означает слово «биосфера»? 3. Как происходит взаимосвязь компонентов в биосфере? 4. Каково значение биосферы? 5. Продолжите предложение: Биосфера для меня — это... Вступительное слово учителя. Дорогие друзья! Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой – столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы. Об этой удивительной оболочке – биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы. V. Сообщение темы и цели урока. VI. Организация групповой работы: А чтобы на уроке успеть рассмотреть и обсудить все вопросы, связанные с биосферой, предлагаю каждой группе поработать самостоятельно над заданиями, при этом использовать не только §13 учебника географии, но и дополнительным материалом. Работа в группах по заданиям учителя. I группа. Задание: используя §13 учебника географии, учебник 6 класса и дополнительный материал по теме, составьте опорную схему «Биосфера – оболочка жизни. Её границы». Подумайте над проблемой: (1) в истории Земли всегда ли существовала биосфера? При каких условиях она может прекратить своё существование? Предложите свои конкретные пути решения по охране биосферы. Ответ обоснуйте. II группа. Задание: используя §13 учебника географии, абзац 2, составьте опорную схему «Состав и структура биосферы». Подумайте над проблемой: (2) в какой части Мирового океана показатель биологической продуктивности выше, почему? Какие мероприятия проводятся в целях охраны биосферы? Какие объекты взяты под охрану в нашей области? Сделайте выводы. III группа. Задание: пользуясь текстом учебника §13, абзац 3 и дополнительный материал, составьте опорную схему «Периоды развития биосферы». Подумайте над проблемой: (3) какие условия способствовали переходу биосферы в ноосферу? Есть доказательства перехода в ноосферу? Завершён ли этот процесс в настоящее время? Кто ввел этот термин? Что он означает? Какие экологические проблемы существуют в биосфере? Ответ обоснуйте. VII. Закрепление знаний. Тестирование. 1. Биосфера возникла благодаря: а) микроорганизмам; б) растениям; в) животным; г) всему перечисленному выше. 2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы: а) в земной коре; б) в воде; в) в воздухе; г) в ледниках. 3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются: а) животные; б) растения; в) микроорганизмы; г) все вместе выше перечисленные организмы. 4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют: а) зоопланктон; б) нектон; в) бентос; г) фитопланктон. 5. На материках 99% всей биомассы составляют: а) зелёные растения; б) микроорганизмы; в) млекопитающие; г) птицы. 6. Основатель учения о биосфере- это: а) Э. Зюсс; б) Ч. Дарвин; в) В. Вернадский; г) Э. Леруа. 7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические: а) биологическому круговороту; б) фотосинтезу; в) круговороту воды; г) солнечной радиации. 8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера» это создание: а) памятников природы; б) заказников; в) национальных природных парков; г) биосферных заповедников. 9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря: а) Мировому океану; б) солнечной энергии; в) живым организмам; г) горным породам. Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б. VII. Домашнее задание: §13, ответы на вопросы (устно), задание 7. Итог урока: Что нового сегодня узнали на уроке? VIII. Рефлексия. IX. Сегодня на уроке я: научился (-ась)… было интересно… было трудно… Урок привлек меня тем… Своей работой на уроке я: доволен не совсем доволен я не доволен, потому что… X. Комментирование и выставление оценок. | |
Просмотров: 1784 | | |
Всего комментариев: 0 | |