Главная » Статьи » География

«РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ»
«РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ»
(дополнительные занятия по географии)

10 -КЛАСС
Автор – составитель:
учитель географии
высшей квалификационной
категории
Карданова Тира Нургалиевна.
МКОУ СОШ № 2 с.п.Кахун
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Пояснительная записка
2. Обоснование программы. Цель, задачи.
3. Требования к уровню подготовки.
4. Календарно-тематический план.
5. Содержание курса.
6. Литература.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа дополнительного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 10 класса (всего 17 часов, 1 час в неделю за 1 полугодие).
Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных и других.
Одна из задач школы – подготовка учащихся к продолжению образования. Поэтому изучение географии на старшей ступени может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс «Рекреационная география».
Рекреационная география является основой развития туризма, который имеет наибольшее значение в решении поставленных задач. Настоящий курс посвящен изучению туризма, как основного вида рекреационной деятельности.
Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).
ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним термина «отдых» – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.
Для изучения территориальных рекреационных систем требуются совместные усилия медико-, экономико - и физиков географов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
Значение предлагаемого курса многогранно:
 он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии;
 способствует ее экономизации;
 позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.
Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
• анализ географических карт;
• анализ статистических данных:
• составление карт, схем, графиков и комментариев к ним;
• составление таблиц и классификаций;
•подготовка устных сообщений, проектов с использованием различных источников информации.
Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Основные цели курса:
 усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека;
 развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
 понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи курса:
 углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;
 вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности;
 оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов;
 оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей;
 выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате изучения курса
учащиеся должны знать:
 соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;
 виды рекреационной деятельности;
 соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
 методы изучения географического объекта;
 главные рекреационные районы мира.
учащиеся должны уметь:
 использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
 давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п Название темы Всего
часов теория практика Дата по плану Фактически
1.
Тема 1. Введение. 1 1
Рекреационная география - современная географическая наука. 1 1
Отдых и рекреация. 1 1
Виды рекреационной деятельности. 1 1
2.

Тема 2. Объект изучения рекреационной географии. Территориальные рекреационные системы. Подсистемы ТРС. 1 1
Методы изучения ТРС. 1 1
Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС. 1 1
3.
Тема 3. Рекреационные ресурсы мира. 1 1
Характеристика главных рекреационных районов мира. 1 1
Территориальные особенности. 1 1
География основных туристических потоков. 1 1
Состояние российского туристического бизнеса. 1 1
4. Тема 4. Международный туризм. 1 1
Классификация. 1 1
Динамика развития. 1 1
5. Тема 5. Создание проекта.
Работа над проектом. 1 1
Защита проекта. 1 1
5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.
Введение (4 часа).
Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки
Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация. Виды рекреационной деятельности. Отдых как основа особой отрасли экономики.
Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».
Урок-практикум № 1.
Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (3 часа).
Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС).
Самостоятельная работа: Составление классификации ТРС по различным признакам.
Лекция: Методы изучения ТРС. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха».
Тема 3. Рекреационные ресурсы мира (5 часов).
Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика.
Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха. Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов.
Урок-практикум № 2, № 3.
Тема 4. Развитие международного туризма. Место туризма в современной системе мирового хозяйства. (3 часа)
Лекция: Роль международного туризма в мировом хозяйстве. Международный туризм – один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства.
Урок-практикум №4.
Тема 5. Создание проекта. (2 часа)
Лекция: проектная деятельность.
Уроки-практикумы: Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. Включение в проектную деятельность. Сбор материалов. Оформление проекта. Защита проекта. Самооценка собственной деятельности.
Тема 1. РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация.
Учащиеся знакомятся с рекреационной географией современной географической науки, появлением и становлением этой отрасли географии.
Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха большой части населения в современном урбанизированном и экономически неблагоприятном мире.
Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.
Лекция: Виды рекреационной деятельности.
Учащиеся знакомятся с требованиями к среде для организации различных видов отдыха. Наиболее общие свойства среды, соответствующие требованиям многих видов отдыха: комфортность, эстетичность качества, доступность, устойчивость, возможность для организации разнообразной рекреационной деятельности.
Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного спорта, восстановления здоровья и сил больных людей.
Туризм как особый вид активного отдыха, требования к среде для организации различных видов туризма, наличие экскурсионных объектов как одно из важных условий для организации туризма.
На практике «Отдых как основа особой отрасли экономики» учащиеся представляют результаты исследования, проведенного на основе анализа географических карт, а также статистических материалов по таким проблемам, как «Организация обслуживания отдыхающих и необходимые для этого экономические предпосылки» и «Соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства».
Урок-практикум №1. По этой теме учащиеся выступают в роли администраций туристических предприятий и разрабатывают комплексы организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме
Тема 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ.

Лекция: Территориальные рекреационные системы. Подсистемы ТРС.
Раскрываются основные свойства территориальных рекреационных систем. Комфортность как необходимое условие для людей во время отдыха. Понятие о физиологичной и психологической комфортности. Устойчивость среды к рекреационным воздействиям как одно из важных условий функционирования ТРС. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.
Лекция: Методы изучения ТРС.
Учащиеся знакомятся с методами определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень ее рекреационной благоприятности. Роль природы в формировании положительных эмоций, необходимых для положительного отдыха. Понятие о рекреационных условиях. Памятники природы как экскурсионные объекты.
Методы определения доступности территорий, предназначенных для организации ТРС.
Выявление и оценка существующей сети учреждений обслуживания отдыхающих и возможностей для расширения этой сети.
Выявление трудовых ресурсов для обслуживания учреждений отдыха и предоставления услуг, необходимых отдыхающим. Определение возможностей для снабжения отдыхающих продовольствием и другими товарами местного производства и для их доставки.
Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.
Раскрывается необходимость поддержания среды для отдыха в состоянии, обеспечивающем минимально возможный уровень вредных воздействий на человека.
Воздействие человека на среду во время отдыха. Роль различных видов рекреационной деятельности в нарушении состояния природных территориальных комплексов. Нарушение естественного состояния природы в процессе формирования и функционирования ТРС.
Понятие о рекреационной дигрессии (ухудшении свойств) ПМК и ее стадиях. Методы определения стадии рекреационной дигрессии.
Меры защиты ПМК от рекреационной дигрессии.
На практике «Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки» учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств среды. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.
Меры защиты ПМК от рекреационной дигрессии.
На практике «Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки» учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств среды. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий
Тема 3. РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ МИРА.
Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика.
Учащиеся узнают о главных рекреационных районах мира:
 побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре;
 доступность для отдыхающих разных контингентов и стран;
 горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах;
 рекреационные районы по берегам рек и озер;
 районы, богатые природными и культурными достопримечательностями, их использование для организации туризма;
 экзотические условия, привлекающие людей во время отдыха;
 развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т. п.
Урок-практикум №2, №3.
Учащиеся анализируют различные виды карт, путеводителей, рекламных буклетов и другую литературу для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской; спортивно-оздоровительного путешествия – и обосновывают свой выбор.
По теме «Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов» учащиеся представляют районы, которые могут быть использованы для организации отдыха при условии улучшения их рекреационных свойств. Создание зон отдыха межобластного и областного значения в густонаселенных районах, их рациональное размещение.
Рекреационные зоны вокруг населенных пунктов. Рекомендации по рациональному природопользованию в их пределах. Меры по улучшению рекреационных свойств среды для отдыха вблизи населенных пунктов
Тема 4. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
Лекция: Место туризма в современной системе мирового хозяйства.
Роль международного туризма в мировом хозяйстве. Международный туризм – один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Глобальный характер мирового туризма. Функции эффективности международного туризма. Социальное и экономическое значение туризма. Пространственная структура международного туризма. Региональное распределение международных потоков.
Урок-практикум №4. Учащиеся определяют место туризма в сфере мирового хозяйства на основе анализа статистических материалов.
Лекция: Классификация международного туризма.
Существенные классификационные признаки (по используемому виду транспорта, по географическому положению, по цели и т.д.) Виды туризма. Предпочтения туристов разных стран.
Лекция: Динамика развития туризма.
Тенденции развития. Неравномерность развития. Туристическое движение развивается интенсивно, но неравномерно. Неравномерность развития международного туризма находит проявление на всех уровнях. Например: на глобальном, региональном, а также на уровне отдельных стран. Факторы, перспективные направления. Современное состояние международной туристической деятельности.
Тема 5. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА.
 Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы.
 Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы;
 сбор материалов;
 поиск литературы;
 выбор формы реализации проекта.
 Самооценка своей деятельности.
 Оформление проекта в выбранной форме.
 Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции.
 Самооценка собственной деятельности.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Рекреационная география». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в школьный портфолио.
Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
Литература.
1. Александрова А. Ю. География международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.;
2. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-08гг.;
3. Ефремова Е. С. Основы туристического бизнеса.- М.: 2006;
4. Квартальнов Т. В. Туризм.- М.: 2005.;
5. Максаковский В. П. Развитие географии международного туризма.// География в школе.-№8.; 2007;
6. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
7. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник.//Под. Ред. Л. П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2006;
8. Хильченко Л. Н. Практическая работа «Составление картосхем основных районов международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.;
9. Черемисин П. А. Виды современного туризма.// География в школе.- 2006.-№6.;
Литература, рекомендованная для учащихся.
1. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Медицина, 2007.
2. Лысогор Н.А. Толстой Л.А., Питание туристов в походе. М.: Медицина. 2006.
3. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М.: Просвещение, 2007.
4. Мурзаев Э.М. Топонимика популярная. М.: Просвещение, 2005.
5. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. М.: Просвещение, 2006.
6. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. М.: Профиздат,2001.
7. Потресов А.С. Спутник юного туриста. М.: Ф и С. 2002.
8. Пролетов Ю.М. Юному туристу – пешеходу. М.: Просвещение, 2007.
9. Путрик Ю. С., Свешников В. В. Туризм глазами географа М.: Дрофа, 2006.
10. Ромашков Е.Г. Туристические походы выходного дня. М.: Ф и С.2006.
11. Успеский В.Н. Успенский М.Н. Парусному походу – гарантию безопасности. М.: Ф и С. 2005.
12. Штюрмер ЮА. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: Ф и С. 2006.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.periodika.websib.ru
2. http://pedsovet.org
3. http://geografia-087.narod.ru
Категория: География | Добавил: yehufkbtdyf (14.04.2015) | Автор: Карданова Тира Нургалиевна E
Просмотров: 1484 | Теги: TI 122 87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]