Главная » Статьи » География

Окружающая среда и ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Окружающая среда и ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего от со¬хранения среды обитания. Окружающая среда становится важней¬шим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с ок¬ружающим миром способствует развитию свободной, автономной личности, способной к самовыражению и самореализации.
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотера¬певтическое действие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с жи¬вотными, растениями не только способствуют гармонизации меж¬личностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских жителей, детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы, изуче¬ние законов природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сель¬ских школьников собственные интересы и склонности, что траст существенную роль и в профессиональной ориентации учащихся.
Актуальность использования природы как ведущего педагогиче¬ского средства объясняется и экологическими проблемами. В совре¬менном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общест¬ва и во многом определяют возможности его выживания. Па первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изме¬нение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений, условий хранения пестици¬дов, загрязнение почвы тяжелыми металлами. Поэтому сохранение среды, в которой живет сельский житель, приобретает первостепенное значение. Детям эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Природа выступает одновременно как педагогическое средст¬во воспитания сельских школьников и как объект окружающей сре¬ды, нуждающийся в охране и заботе. Это предполагает усиление экологической направленности педагогического процесса в сель¬ской школе.
В школе экологическое воспитание стало осно¬вой программы воспитания учащихся. Так в школе в старшем звене (8-9 классы) введен факультатив «Экология родного края». Курс рассчитан на 34 часа в год. Изготовлен дидактический материал по всем ос¬новным темам курса. Он включает в себя схемы, таблицы, кар¬точки-задания, экологические задачи. Собран достаточный до¬полнительный материал, позволяющий учащимся закреплять знания, полученные на уроках, и приобретать навыки самообра¬зования. В школе работает школьный музей «Природа родного края» в котором дети продолжают работу, начатую на уроках. Учащиеся с 5-го по 9-й класс является членами детской организации «Муравей», основой работы которой является экологическая работа. В начальной школе учащиеся являются членами организации «Светлячок», которая также занимается экологической работой, и являются предшествующим звеном пред основной детской организацией.
Задача экологического образования на начальном этапе обуче¬ния - научить ребенка доверять природе, как можно чаще вводить его в контакт с миром природы и показывать примеры сопричастности всему естественному в окружающей его среде. Ребенок должен утвер¬диться в мысли, что зависимость от природы естественна, что найти себя в природе - значит стать ее автономной частью. Сенсорному со-прикосновению ребенка с живой природой способствуют экскурсии. Сельская школа обладает в этом плане большими возможностями. Учащиеся принимают участие в конференциях и ведут огромную экологическую работу.
Деятельное освоение окружающего мира может начинаться с земледелия. Уже десятилетние дети в состоянии постигать сложную связь, сопряженность социальных и биосферных процессов. Дети могут изучать садово-парковое строительство, которое предполагает наличие достаточно глубоких знаний о благоприятном и вредном соседстве разных пород деревьев, кустарников.
Нравственное отношение к природе должно формироваться па¬раллельно с нравственным отношением к себе. Полученные знания формируют у учеников установку на здоровый образ жизни, на гармоничное сосуществование с окружающей живой и неживой природой.

Экспедиции и экскурсии.
Совершая экскурсии, дети учатся видеть красоту природы, понимать ее ранимость, беззащитность перед человеком. Они ведут дневники, изучают особенности наиболее часто встречаемых растений. На экскурсиях дети знакомятся с правилами поведения на природе, организацией работы и полевых условиях, учатся делать записи в дневниках. Все это под¬готавливает учащихся к дальнейшей исследовательской работе, ко¬торая включает самые разные направления: исследование местных водоемов и определение уровня их загрязненности, наблюдения за жизнью птиц и животных, изучение взаимосвязи явлении в приро¬де. Экскурсии могут проводить лесник, егерь, родители учащихся.

Практические работы на местности.
На практи¬ческих занятиях школьники учатся описывать, анализировать уви-денное, составлять характеристики отдельных участков и целой эко¬системы. В число объектов наблюдения следует включить характер воздействия человека на природную среду. И средних и старших классах применяются методы прямого и косвенного учета растений, исследуется влияние растений на среду и среды на растения.
В число практических работ обязательно должны быть вклю¬чены работы по рациональному природопользованию. Школьники должны понять, что при рациональном природопользовании воз¬действие человека на экосистему (получение урожаи растительного пли животного вещества...) не нарушает ее, потому что не превы¬шает экологически допустимого предела. В сельскохозяйственных экосистемах антропогенное и экологическое равновесие формирует человек. Он обеспечивает возврат в почву питательных элементов, которые вынесены с урожаем, и защищают ее от эрозии, контроли¬рует плотность популяций насекомых-вредителей и сорных расте¬ний, следит за тем, чтобы поголовье скота было обеспечено корма¬ми, поддерживает благоприятный микроклимат, создавая лесные полосы, и т. д.
Частью практической работы па местности можно считать создание «экологической тропы». Но время работы на ней школь¬ники на практике знакомятся и усваивают нормы и правила безо¬пасного и рационального природопользования, участвуют в работе по удалению и захоронению мусора.
В экологическом кружке дети могут заниматься сбором ма¬териала по проблеме или природному объекту. Часто такая работа занимает довольно продолжительное время, иногда несколько лет. Члены кружка могут собирать и оформить тематические пап¬ки: «Ценные природные объекты», «Природные памятники», «Лекарственные растения и их охрана», «Заповедники и заказники», «Красная книга области».
В сельской школе создан комитет охраны при¬роды. Возглавляет работу совет, в состав которого входят учитель биологии, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, старший вожатый и представители от классов. Ос-новные направления работы - изучение и исследование родного края, экологические мероприятия, практическая деятельность.
В школе работает живой уголок, в котором дети учатся ухаживать за животными, изучают их повадки.

Опытническая работа на пришкольном уча¬стке.
На участке ставятся опыты по сортоиспытанию, вы¬ращиванию растений разных биологических разновидностей, изу¬чению сортов, влияния сроков сева на урожай. На участке имеется питомник ягодных деревьев и кустарников. При орга¬низации работы в питомнике решаются следующие задачи:
 знакомство с ягодными кустарниками и деревьями, кото¬рые можно выращивать на своем участке;
 приобретение навыков посадки растений и ухода за ними;
 пополнение запасов школьной столовой свежими ягодами, натуральным соком и вареньем;
 получение средств для пополнения школьной казны.
Насыщение общеобразовательных предметов: биологии, гео¬графии, технологии, физики, музыки, изобразительного искусства, химии, литературы экологическим содержанием и ведение в школе экологического факультатива является теоретической базой, необходимой для организации практической природоохранной дея¬тельности и экологического воспитания.
Фенологические наблюдения позволяют глубже понять зако¬номерности в сезонных явлениях природы и определить наилучшие сроки проведения сельскохозяйственных работ, а также расширять природоохранные знания.
Трудовые десанты по благоустройству школьной территории, по сбору лекарственного сырья, озеленению села и окрестных деревень, выращиванию цветов являются важными сред¬ствами патриотического и экологического воспитания.

Экологический летний лагерь.
Учащиеся совершают походы, изучают отдельные участки природы, знакомятся с жизнью растений и животных. Собранные ма¬териалы оформляются и используются в учебном и воспитательном процессе.
В изучение экологических проблем используются деловые игры. В условиях сельской школы эта форма ока¬заться особенно интересной, так как в игре могут принять участие все учащиеся школы. В качестве варианта деловой игры можно пред¬ложить составление регионального прогноза. В этом случае учащие¬ся делятся на группы: «проектировщики», «эксперты», «представите¬ли общественности», «члены партии зеленых» и т.д. Изучив природ¬ные и экономические карты, соответствующую литературу, «проек¬тировщики» разрабатывают проект использования природных ресур-сов конкретного региона. Группа «экспертов» дает заключение об экологической пригодности данного предложения, его влиянии на отдельные компоненты природной среды, па природный комплекс в целом и условия жизни людей и т.д.
Оформление экологических газет, рисунков и плакатов на природоохранную тему является важным средством экологического воспитания.
Единение человека с землей ярко проявляется в обрядах и на¬родных праздниках, которые могут проводиться в школе: «день птиц», «день леса», масленица, «Всемирный день воды» и др. Сюда же отно¬сятся и классные часы с эколого-краеведческой направленностью.
Результатом работы по экологическому воспитанию школь¬ников можно считать формирование высокого уровня экологиче¬ской культуры, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности.
Категория: География | Добавил: yehufkbtdyf (14.04.2015) | Автор: Карданова Тира Нургалиеван E
Просмотров: 937 | Теги: TI 122 87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]