Главная » Статьи » География

Мастер-класс "Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении"
Мастер-класс "Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении
Цели:
1. Показать роль деятельностного подхода в повышении качества образования.
2. Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении естественным наукам.
3. Показать на конкретных примерах, как учителя естественного цикла могут использовать деятельностный подход на практике.
План:
1. Вступление
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Подведение итогов мастер-класса.
I. Вступление
Игра –активизатор (деление на группы)
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: “Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении”.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Наши ожидания от совместной творческой работы:
1. Познакомиться с опытом других учителей.
2. Узнать новое.
3. Увидеть интересные методические приемы.
4. Пообщаться с коллегами.
5. Приятно провести время.
6. Обменяться опытом.
7. Приобрести методические разработки.
Правила проведения мастер-класса.
1. Смело высказывать свои мысли.
2. Не перебивать друг друга.
3. Говорить от своего имени.
4. Активно работать.
5. Уважать мнение другого.

Одной из наиболее действенной формой работы является групповое взаимодействие.
- Мы предлагаем каждой группе нарисовать творческий портрет своей группы, который ассоциируется с образом, и связать, конечно, с образовательной идеей. Свой проект надо представить. (Защита проектов 3 мин) (10 мин)
II. Теоретическая часть.
“Великая цель образования -
это не знания, а действия”. Герберт Спенсер
. Прием «Кластер»
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название«Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996):
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) вы самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), вы далее заполняете графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф
«Знаю» Хочу узнать Узнал


Прием «Инсерт»
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
 «галочкой» помечается то, что им уже известно;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием «Синквейн»
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Прием « толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
тонкие вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…(Букетова)
Метод «Шесть шляп мышления»
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

III. Практическая часть. Тема «Интернет в школе и дома»
IV. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов, рефлексия со стикерами)
Категория: География | Добавил: karagaevar (20.11.2014) | Автор: Карагаева Рауия Оралбековна E
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]