Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия

О русском языке замолвите слово...
Скочеляс Валентина Владимировна Новогречановская средняя школа с.Новогречановка Тайыншинского района Северо-Казахстанской области

Внеклассное мероприятие по русскому языку
«О русском языке замолвите слово…»
Подготовила – учитель русского языка Скочеляс Валентина Владимировна
Язык – есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

1-й ведущий: Сәлеметсіздер ме, осы мектеп тұрғындары!
2-й ведущий: Здравствуйте жители этой школы! Жители необъятного Казахстана!
1-й ведущий: 22- қыркүек Қазакстан Республикасы халықтарының тілдер күні !
2-йведущий: 22 сентября - это общий праздник для всех народов Казахстана.
1-й ведущий: Туған тілім тірлігімнің айғағы
Тілім барда айтылар сөз ойдағы
Өссе тілім, мен де бірге өсе
Өшсе тілім мен де бірге өшемін
2-йведущий: Язык- есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
1-й ведущий: Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский, немецкий, русский и, конечно же казахский языки.
Язык английский - международный,
Его желательно всем знать.
Мы говорить научимся свободно,
Чтоб в разных странах побывать.
Бетховен и Шуберт, Моцарт и Штраус.
О, народ немецкий пусть с тобою
Говорит казах из южных гор
Мы идём дорогою одною
Пусть звучит сильнее слитный хор.
2-йведущий: Народ кто твёрдо понимает,
что мир к содружеству рука,
где человек, бесспорно, уважает
обычаи других и выбор языка.
Как уважаю я язык своей отчизны,
считая долгом в совершенстве его знать,
историю и быт народной жизни
через него удастся мне познать.
Объединяет много наций Казахстан и Президент наш утверждает «Нужно чтоб был один язык народов разных стран, и это, несомненно – язык Дружбы!»
1-й ведущий: Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
Ведущий 2: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, поляки, украинцы и др. народы. Над всеми нами чистое голубое небо. Наверное, именно о таких отношениях мечтал великий русский поэт А.С.Пушкин говоря о «временах грядущих, когда народы распри позабыв, в единую семью соединятся». Это единение помогает нам становиться сильнее, позволяя с гордостью заявлять о том, что мы из тех государств, где, по словам Н.А.Назарбаева «главным приоритетом является стабильность и международное согласие».
Ведущий 1: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения. Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
1 ведуший: Слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само ее часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
Поговорим сегодня о чистоте нашей речи. «Хромое слово-кривая речь» - гласит русская пословица. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать нормы произношения, т. е. быть культурным человеком.
2 ведущий: «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Судьба русского языка волновала и русского писателя И.А. Бунина: «Вместе со мной умрет и настоящий русский язык: народный, непорченый, с его яркостью, солью, остроумием». В своих «Окаянных днях» он с болью говорит о послереволюционной России: «Святейшее из званий – звание человек опозорено, как никогда. Опозорен и русский народ. Вся страна чувствует себя завоеванной. А завоеватель шатается, … плюет семечки, кроет матом и не замечает, что он уничтожает свой дом».
1 ведущий: Прошло время, а по нашей стране по-прежнему уверенно шагают люди «без имени святого», так же заплевывают улицы, разрушают все прекрасное, губят природу, Родину, русскую речь, а вместе с этим душу и тело человека.
Вбегают подростки:
-привет вам от реальных чувих!
-че тут у вас мутится?
-че по чем, тут у вас?
-отстой поди какой-нибудь!
-да пожизняк всякую муть придумывают!
-стоим тут как затупки, втупляем вообще не о чем.
-ты че гонишь, мы же прокаченные девахи.
-главное, не прогнать всякую фуфлень и не чмырнуться.
-а то у всех от смеха пупки развяжутся.
-ладно, харе лясы точить, все будет пучком.
2 ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку - Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
1 ведущий. Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, -но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
2 ведущий. Вот, ребята, какая у нас беда: вирус завелся в родном нашем языке.
Сейчас ребята покажут нам сценку «Вирус в Королевстве грамматики». Посмотрите, может быть, кто-нибудь узнает себя.
Шуточная сценка: « Вирус в Королевстве грамматики».
Действующие лица:
Королева Грамматика,
Принцесса Морфология (Марфуша),
Всезнайка,
Министр Глагол,
Вирус
Сцена оформлена, как тронный зал, стоят трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола
Вступление.
Уже много лет в королевстве вдовствующей ко¬ролевы Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Ко¬ролева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию; и всех придворных.
Входит Всезнайка/
Всезнайка. Ваше Грамматическое величество, к вам с докладом министр Глагол.
Глагол. Ваше Грамматическое величество, дово¬жу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.
Принцесса. Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?
Королева. Конечно, Марфуша.
Принцесса. А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфо¬грамма? Как ее здоровье? Говорят, что все насе¬ление их королевства поразил вирус.
Глагол. Ваша светлость, только что прибыл по¬сыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведе¬ния все события, происходящие в королевстве ва¬шей любимой кузины.
Королева. Пригласите посыльного сюда.
Принцесса. Он нам расскажет все новости из королевства Орфограммы.
Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах. Он-то и есть Вирус
Вирус. Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?
Принцесса. Мамочка, он что, француз?
Королева. Да нет, слова, как будто бы рус¬ские, только не понятно, о чем говорит.
Принцесса. Надо спросить у Всезнайки.
Королева. Вот именно. Господин Глагол, при¬гласите нашего Всезнайку.
Глагол приводит Всезнайку.
Королева. Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?
Всезнайка. Конечно, Ваше Грамматическое ве¬личество.
Вирус. Ты, чо, матуха, в таком прикольном при¬киде и баклашнишь?
Всезнайка (переводит). Э-э-э... Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.
Принцесса хлопает в ладоши, хохочет.
Вирус. Ты чо, бронявая? Быстро припухни!
Всезнайка. Ты что, девочка? Перестань смеяться.
Вирус. Слушай, баланда, давай стопудово му¬тить, будем по трубе бакланить, угорать над ске¬летами.
Всезнайка. Слушай, девочка, давай обязатель¬но дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей.
Принцесса. Вот здорово! Уважаемый, скажи, пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой.
Вирус. Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.
Всезнайка. Их светлость в ужасном платье го¬товится к балу.
Вирус. А батон слушает гранж и рокерит с бак¬ланами.
Всезнайка. Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.
Принцесса. Вот прикольно. А сестрица Орфог¬рамма?
Вирус. А Мармазявка — колбаситца, рамсит, понтуется и выхватывает.
Всезнайка. А сестрица — веселится, несет всякую чушь, красуется и выманивает деньги у родителей.
Принцесса. А зачем ей баксы?
Всезнайка. Деньги...
Вирус. А она собирает у себя пати.
Всезнайка. Орфограмма собирает молодежную вечеринку.
Принцесса. Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати!
Королева. Так, достаточно. Теперь мне все по¬нятно. Это и есть тот самый Вирус, который на¬зывается «подростковый сленг». Наша дорогая ку¬зина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти сло¬ва, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой! (Уходят за кулисы.)
Всезнайка. Испытывать сильные положительные эмоции.
Словарь уводит Вируса.
Глагол. А зараза-то, оказывается, распростра¬няется очень быстро. Побегу к Всезнайке, просле¬жу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех поколбасит...
2 ведущий: А ведь действительно наша молодежь разговаривает именно так, «подростковый сленг» очень распространен и среди школьников. А ведь русский литературный язык намного богаче и краше, это ведь богатый и емкий язык.
1 Ведущий. А продолжат тему КРИТИК и ЛИНГВИСТ, которые обсуждают проблему языка в печати.
Критик: Стремительностью современной жизни сейчас объясняют все: мол, нет времени остановиться, оглянуться, некогда задуматься над тем, что говоришь, как надо говорить. Вот и портится, обедняется язык. Послушаешь молодежь- речь бедна, ошибок - пропасть. А вы, лингвисты, ничего не делаете, чтобы поднять культуру языка. Не знают ничего ни о птицах, ни о травах.
Лингвист: А вы бы их о компьютерах спросили.
Критик: Да слышал я их ДЭЦЛ, ПРИКОЛЬНО, КОЗЁЛ, БАРАН, КОНЬ - будто не в школе, а в зоопарке. Да и родители, и учителя возмущаются этой словесной шелухой. Если школьнику что - то нравится, он скажет КЛАССНО, КЛЁВО, а ведь русский язык так богат. С помощью синонимов можно выразить тончайшие оттенки: ПРЕКРАСНО, ВЕЛИКОЛЕПНО, ДИВНО, ОБВОРОЖИТЕЛЬНО, ВОЛШЕБНО , ВОСХИТИТЕЛЬНО, БЛИСТАТЕЛЬНО и т. д.
Лингвист: Вы хотите, чтобы современная девушка говорила: Я ПОСМОТРЕЛА ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ? Уж пусть лучше скажет ПОТРЯСНЫЙ,
Критик: Так вам нравится молодежный жаргон?
Лингвист: Нет. Я только против крайностей. Однажды в газетном фельетоне рассказывалось, как отбирали для космического полета трех мальчиков. Капитан звездолета спрашивает, как они представляют свою задачу после посадки на другую планету.
Один мальчик сказал:
-На этой законной посуде шмякнемся на шарик, потом, ясное дело, копыта кверху и хвост набок.
-Как, как?
-Ну, отдохнем, поспим…Потом прошвырнемся к этим лупоглазым потрепаться о культурном контакте..
- Довольно. Следующий.
Второй мальчик:
-А я брякнусь на эту черепушку и сразу же отключусь на отдых. Потом похромаю к шестилапым насчет культурного обмена.
Третий мальчик:
-Ракета превосходная, но все равно после посадки нужен отдых для восстановления сил. Потом можно отправиться к местным жителям с предложением культурного сотрудничества..
Капитан в восторге заявил:
-Хорошо. Вы приняты!
Между тем, слова «отправиться к местным жителям с предложением культурного сотрудничества» в устах семиклассника звучат ничуть не лучше, чем «отключиться на отдых». Тут мы, выступая против одного, впадаем в другую крайность. Хуже, если дети заболеют взрослой болезнью, которую К.И. Чуковский назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ, начнут говорить газетными штампами, типа ДЕВОЧКА, ТЫ ПО КАКОМУ ВОПРОСУ ПЛАЧЕШЬ?,
2 ведущий: Давайте посмотрим еще одну сценку, которая называется «Несуразные вещи», вот к чему приводит наша невнимательность.
Несуразные вещи
(действующие лица: он, она)
Она: Здравствуй!
Он: Привет!
Она: Чего это ты несёшь?
Он: Несу разные вещи.
Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?
Он: Сама ты несуразная. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
Она: Что не сумел?
Он: В смысле?
Она: Да ведь ты говоришь: "не сумел". Что не сумел-то?
Он: Мел несу!!! Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. А еще тебе вот купить надо (показывает предмет).
Она: Хорошенький совет. Зачем это мне надо водку пить?
Он: Да не водку пить, а вот эту штуку купить надо, не пожалеешь. Очень полезная вещица.
Она: Понятно. Хорошо, куплю.
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
Она: Тамарка?
Он: Ага.
Она: И ничего? Симпатичная?
Он: Красивая. Зелёная такая.
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные, что ли?
Он: У кого волосы?
Она: Да у Тамарки!
Он: У какой Тамарки?
Она: Ну, ты же сам сказал: "нашлась Тамарка".
Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Так бы и говорил.
Он: Арка там нарисована! Арка! Неужели непонятно? Хотя, ты же ребенок.
Она: Хватит обзываться, какой я тебе жеребенок?
Он: Ребенок, говорю, ты еще, ты же ребенок. Да не злись, мы же на «ты».
Она: Чего? Как это мы женаты?
Он: Мы же с тобой на «ты», говорю.
Она: Ладно, дорогой, пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Он: Не переживай, не растеряю.
Она: Стой, стой!
Он: Ну, что ещё?
Она: Привет передавай.
Он: Кому?
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
2 ведущий:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я ребёнком, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Ведущий 1: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:
Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу-зрелище
Шоп –магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Ведущий 2. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Давайте поиграем в загадки- складки.
Ведущий 1. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
• Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят…( водой не разольешь)
• Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь …( медвежью услугу)
• Фальшивят, путают слова, поют …( кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их станут: от этой песни …(уши вянут)
Ведущий 2. А сейчас наоборот, я называю словосочетание, а вы синонимичный ему фразеологизм:
Дальний родственник – седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен – молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно – море по колено
Очень умный – семи пядей во лбу
Очень мало – кот наплакал
Работать плохо – работать спустя рукава.
Всем очевидно – на лбу написано.
Ведущий 1.Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.
-Как живешь?
-Нормально.
-А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
- Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 2. Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными людьми. Ещё в 18 веке писатель Д.И.Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Ведущий 1. Послушайте анекдотичную историю о современном грамотее.
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею.
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
- Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот.- Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий 2. В современном русском языке много разделов: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Ведущий 1: - Вот какой был ленивый Лежебокин.
- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
Ведущий 2. А теперь давайте послушаем смешные моменты из школьных сочинений.
1. Ленский пригласил Онегина на дуэль.
2. В приемной городничего были утки, гуси и другой хлам.
3. Анна Каренина бросилась под поезд, и он еще долго влачил ее жалкое существование.
4. Старуха Изергиль была гордая и недоступная, как таксист
5. Акакий Акакиевич впился в шинель, потому что своя рубашка ближе к телу.
6. Над головой Васнецовской Аленушки летают ласточки. Они не боятся Аленушку, она не выстрелит в них из ружья.
7. Петр Первый любил брить боярам бороды.
8. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.
9. Городничий и все чиновники заискивали перед Хлестаковым, чтобы избежать уголовной ответственности.
10. Чацкий очень крепко любил Софью. Так крепко может любить только
самостоятельный человек.
11. Все царское барахло ненавидело Пушкина. Каждый из этого барахла старался вредить Пушкину.
12. Словно мифический Антей из земли, Обломов вбирал силы от дивана.
13. Гордый сокол прожил славную жизнь - без зигзагов, без запятых.
14. О гибели поэта стало известно на всю окрестность.
15. Если б Герасим не был так закрепощен, то он бы утопил не Муму, а свою барыню.
16. Собака визжала нечеловеческим голосом.
17. Взобравшись на чердак. Сергей ловко забросил в комнату бутылку с горючим, в которой находились немцы.
18. Роман «Мать» многим открыл глаза и не давал их закрыть.
19. Люди прячут свои души в кабаках и пивных, а дома выносят их на своих жен.
20. Когда поздней ночью возвращался Майданников домой, он решил сходить на баз и посоветоваться со своим быком: нужно ли ему вступать в колхоз.
21. В наше время Обломовых нет, потому что трудно найти домработницу.
Ведущий 1. Поиграем немного, отгадайте загадки
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь. (лук)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (молния)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ)
Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра. (рыба)
В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь. (почки)
Установленная плата
За услуги и проезд
Мчится, тявкая, куда-то
И котлеты даже ест. (такса)
То она одна вторая,
То три пятых, то ее
Барабанщик отбивает,
То стреляет ей ружье. (дробь)
Путешествие с комфортом,
Он же конкурса этап,
Танца круг, козлище горный,
Бык, что глуп был, но не слаб.(тур)
Хоть на нем зерно молотят,
И танцуют глухари,
Он по проводам приходит
В дом, где лампочка горит.(ток)
Ведущий 2. Как хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга. Пусть наша речь будет всегда красивой, легкой, красочной.
Ведущий 1. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»
Молчат гробницы мумии и кости-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья ,
Наш дар бесценный – речь.
Ведущий 2. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Valenta (11.10.2014) | Автор: Скочеляс Валентина Владимировна E
Просмотров: 1602 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Надежда6833  
Актуальность материала состоит в том, что красота  русского слова терчется в современном мире, сегодня дети ведут общение через соц. сети, где выражают свои мысли очень коротко, сокращенно, используя множество жаргонов.

1 ai-smirnov  
хороший материал,но почему-то не сформулированы цели данного мероприятия-это важно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]