Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БАЛ
Внеклассное мероприятие « Геометрический бал»
Цели:
• повторить и закрепить знания и умения по курсу геометрии 7-9 классов
• развивать аналитическое мышление, эрудицию, интеллект, речь, память
• прививать интерес к предмету, формировать коммуника¬тивные навыки и волевые качества личности
• развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Ведущие (вместе): Приглашаем всех на Геометрический бал!

Ведущий: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ведущая: Ты им, Математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Ведущий: И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Звучит музыка. Две-три пары танцуют вальс.
Ведущий: Приветствуем вас, друзья, на нашем празднике!
Ведущая: Подожди, ещё не все собрались.
Ведущий: По-моему, ты ошибаешься. Смотри, вот команд «Треугольник» - учащиеся 7 класса. (Аплодисменты.) Команда «Четырехугольник » - учащиеся 8 класса. (Аплодисменты.) Команда «Окружность» учащиеся 9 класса. (Аплодисменты.)
Ведущая: Это очень хорошо. Но нет главной гостьи нашего праздника и её друзей. Для того чтобы она появилась, нужно выполнить её условие - отгадать, как её зовут.
Ведущий: Но как же мы отгадаем?
Ведущая: Она зашифровала своё имя вот в этом кроссворде.

Ведущий: Мы разгадали весь кроссворд.
Ведущая: В одном из столбцов надо найти её имя. (ПЛАНИМЕТРИЯ)
На сцене появляется Планиметрия в окружении учёных.
Планиметрия: Один мудрец сказал: «Высшее проявление духа - это разум. Высшее проявление разума - это геометрия. Клетка геометрии - это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и вселенная» Окружность - душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но и возвысите душу свою». Геометрия и это предмет для тех, кто умеет наблюдать, замечать и делать выводы Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Они старше самой Библии. Наверное, геометрия - самая древняя наука. А какая же наука без ученых? Я хо¬чу представить вам своих друзей. Их имена известны каждому просвещенному человеку. Посмотрим, знаете ли их вы.
Представляет каждого учёного, выводя их по очереди на авансцену. После того как школьники называют его имя, ученый раскланивается и отступает назад.
Планиметрия: Этим великим ученым и его учениками бы ло сделано много открытий. Одно из самых важных - это известна* теорема, носящая теперь его имя: «Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, по¬строенных на его катетах».
Долгое время считалось, что до него эта теорема не была из¬вестна и поэтому она получила такое название. Однако в настоящее время установлено, что эта важнейшая теорема встречается в вави-лонских текстах, написанных за 1200 лет до него. Заслуга этого великого человека заключается в том, что он впервые доказал её.
(Пифагор, ок. 580-500 гг. до н.э.)
П л а н и м е т р и я: В III в. до н.э. древнегреческий ученый на¬писал книгу под названием «Начала». В ней он подытожил накоплен¬ные к тому времени геометрические знания и попытался дать закон¬ченное аксиоматическое изложение этой науки. Написана она была настолько хорошо, что в течение тысячелетий преподавание геомет¬рии велось либо по переводам, либо по незначительным переработкам этой книги.
(Евклид, III век до н.э.)
Планиметрия: Древнегреческий ученый, математик и механик. При взятии города войсками Марцелла был убит римским солдатом, которого, по преданию, встретил словами: «Не трогай моих чертежей!» На его могиле был поставлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Эпитафия указывала, что объемы этих тел относятся, как 2:3, - открытие, которое он особенно ценил.
(Архимед, ок. 287-212 гг. до н.э.)
Планиметрия: Качественно новый этап в развитии геометрии начался лишь много веков спустя, в XVII в., и был связан с накопленными к этому времени достижениями алгебры. Этот выдающийся французский математик и философ предложил новый подход к решению геометрических задач. В своей «Геометрии» (1637) он ввел метод координат, связав геометрию и алгебру, что позволило решать многие геометрические задачи алгебраическими методами.
(Декарт, 1596-1650)
Планиметрия: Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, что приготовили для вас мои ученые друзья.

Декард : Начну я, как самый молодой из вас, коллеги. Ува¬жаемые ученики, сейчас я проведу блиц-опрос. Отвечать надо быстро, но правильно.
1. Сколько углов у треугольника? (Три)
2. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности? (Радиус)
3. Кто из перечисленных людей является известным матема¬тиком: Чак Норрис, Борис Ельцин, Пифагор, Владимир Путин? (Пифагор)
4. Сколько градусов содержит прямой угол? (90°)
5. Как называется отношение противолежащего катета к гипо¬тенузе? (Синус)
6. Число, открытое Пифагором. (Число «пи»)
7. Какое получится тело, если вращать треугольник относи¬тельно одного из катетов?( Конус)
8. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?(180°)
9. Наука об измерении земли. (Геометрия)
10. Сколько прямых можно провести между двумя парал¬лельными прямыми? (Много)
11. Отрезок, соединяющий две несоседние вершины много¬угольника? (Диагональ)
12. Замкнутая плоская кривая. (Окружность или овал)
13. Преобразование, при котором сохраняется расстояние ме¬жду точками. (Движение)
14. Направленный отрезок - это ...? (Вектор)
15. Как называется треугольник со сторонами 3,4, 5?(Египетский)
16. Параллелограмм, у которого все углы прямые?(Прямоугольник)
17. Какое тело носит имя Хеопса? (Пирамида)
18. В каких единицах измеряется величина угла?(Градусы, или радианы)
19. Назовите геометрическую фигуру из перечисленного: транспортир, трапеция, угольник. (Трапеция)
20. Сколько градусов содержит тупой угол?(Больше 90°, но менее 180°)
21. Отношение катетов — это ... ? (Тангенс или котангенс)
22. Русский математик, создатель неевклидовой геометрии.(Лобачевский)
23. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
24. Прямая, имеющая две общие точки с окружностью.(Секущая)
25. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)
26. Чему равен периметр треугольника со сторонами 10 см, 2 см, 3 см? (Такого треугольника не существует)
27. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с середи¬ной противоположной стороны. (Медиана)
28. Утверждение, требующее доказательств. (Теорема)
29. Прямые, пересекающиеся под прямым углом.(Перпендикулярные прямые)
30. Верно ли утверждение, что любая высота произвольного треугольника лежит внутри этого треугольника?(Нет, это не так для высоты, опущенной из тупого угла)
31. Инструмент для построения окружности. (Циркуль)

БАСНЯ О МАРТЫШКЕ И МЕДВЕДЕ
На сцене за партой вертится Мартышка с зеркалом, а рядом Медведь пытается что-то писать.
У ч итель.
Раз в школе лесной был трудный урок:
Делили весь день, умножали.
А двое тихонько за старой сосной
Беседой себя развлекали.

Мартышка Смотри, дорогой, разве я не умна?
И как благородны манеры.

Медведь По-моему, ты что-то слишком шумна
И говорлива без меры.
Мартышка Ох, Мишка, какой ты чудак.
Зачем тебе иксы и меры?
Мы жили без них, и не плохо, ведь так?
А ты все примеры, примеры.

Медведь Послушай, задачи хочу я решать
И стать семьянином примерным.
А ты все, кума, хочешь мне помешать,
Стоишь на пути моем верном.

Мартышка Ах, верном? Ты что говоришь?!
Кому ты мозги «забиваешь»?
Ты сам на уроках частенько спишь
И часто уроки не знаешь!

Медведь Бывает, скрывать я не буду сейчас,
Да ты разболтала всем сразу.
Хотя на уроке любимом моем
Еще не уснул я ни разу.

Мартышка Ни разу? Кому говоришь!
Меня не обманешь ты, право!
Вчера поглядела - ты спишь,
Проспал ты примеров не мало.

Медведь Ну, что ты, кума?
Я думал, пригревшись на солнце.
Я думал, вот скоро зима,
Заделать бы надо оконце.

Мартышка Вот-вот, я тебе говорю,
Что ты ученик никудышный.
Пойдем по домам! Я обед наварю,
И мед будет тоже не лишний.
Уходят

Учитель. Ушли, не подумав. Как знать?
Учиться, ребята, всем нужно:
Делить, умножать и задачи решать.
Простим мы зверят этих дружно,
Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,
Их строго судить мы не будем.
А в школе учиться нужно ребятам,
О том мы теперь не забудем!

Архимед : Что же это за бал без танцев? Друзья мои, я предлагаю вам составить пары и немного потанцевать.
Раздаёт листочки, на которых написано по одному слову.

равнобедренный
Треугольник

вертикальные
Углы

параллельные
Прямые

вписанная
Окружность

прямоугольная
Трапеция

центральный
Угол

сектор
Круга

биссектриса
Угла

доказательство
Теоремы

параллельный
Перенос

Образуются пары, они танцуют под музыку.
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (сценка)
Стоит Антон в задумчивости.
Таня (входя): Антон, о чем ты задумался?
Антон: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое — гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой не¬разлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое, Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня по ма¬тематике. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим попо¬лам, по тройке получили оба. Видишь, как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Таня: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Антон: Подожди, не перебивай, это еще не все. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Скла¬дываем, делим пополам — среднее арифметическое!
Таня: Ты же гений! (в сторону): Ну я тебя проучу. (Анто¬ну): Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Да¬вай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим арифметическим. (Уходит.)
Антон: Вот здорово! Хоть не будет меня завтра ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)
Таня (входит с пакетом): Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!
Антон (с нетерпением): Давай быстрее. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один кроссовок боль¬шой, а другой — маленький.) Что это?
Таня: Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 30-го размера, а другой — 44-го. Складываем, делим попо¬лам, получаем твой размер — 37-й. Да здравствует среднее арифметическое!

Ведущий: Уважаемая Планиметрия, в зале присутствуют команды ребят, знающих и любящих геометрию. Они приготовили свои выступления. Слово команде семиклассников «Треугольник».
Планиметрия: Молодцы! Вы знаете о треугольнике абсо¬лютно все, что нужно знать семиклассникам.
Ведущий: Слово команде восьмиклассников «Четырехугольники». Они расскажут нам все о четырехугольниках.
Ведущий: Слово команде девятиклассников «Окружность». Они приготовили нам сообщение об окружности.
Песня « Гимн математики»
Архимед: А не посоревноваться ли всем трем командам? Прошу команды на сцену. Завяжите им глаза. Сейчас каждая команда получит замкнутую веревку, которую необходимо держать каждому из игроков в руках. А теперь, внимание! Задания командам.
1. С помощью веревки построить треугольник. Кто сделает но быстрее и правильнее?
2. Постройте квадрат.
3. Фигура, которую надо построить с помощью веревки, - ок¬ружность.
4. Развяжите глаза и изобразите с помощью членов команды теорему: «Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, парал¬лельны».
5. Изобразите с помощью членов команды любую из предло¬женных фигур:
- треугольная пирамида;
- цилиндр.
Ведущий: Вот и настал звёздный час для команд. Вопросы им задают на¬ши многоуважаемые учёные. За каждый правильный ответ начисляет¬ся 1 балл. Зрители тоже принимают участие в игре и зарабатывают баллы за ответы, которых не смогут найти команды.
Евклид : Я с вами проведу разминку (Первый конкурс «Разминка»)
1. Сколько вершин у куба? (Восемь)
2. Название какого циркового снаряда произошло от грече¬ского слова «трапеза»? (Трапеция)
3. Кто впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные? (Пифагор)
4. Назовите фигуру, для которой любимым числом является 3.(Треугольник)
5. Отношение прилежащего катета к противолежащему?(Котангенс)
6. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
7. Угол меньше прямого. (Острый)
8. Раздел геометрии, занимающийся изучением плоских фи¬гур. (Планиметрия)
9. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника?(Три)
10. Одно из основных понятий в геометрии. (Точка)
11. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
12. Наибольшая хорда в окружности. (Диаметр)
13. Прямоугольный параллелепипед, все рёбра которого рав¬ны. (Куб)
14. Назовите оси в декартовой системе координат.(Ось абсцисс, ось ординат)
15. Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольни¬ка. (Средняя линия)
16. Что вычисляют по формуле 51 = тгг2? (Площадь круга)
17. Многоугольник с равными сторонами. (Правильный)
18. Если угол при вершине равнобедренного треугольника ра¬вен 60о, то треугольник называется... (равносторонним).
Архимед : Ну а что вы знаете об ученых (Второй конкурс «Знаменитые учёные»)
1. «Геометрические понятия составили основу всей точной науки». Эти слова принадлежат учёному-химику, который во сне уви¬дел таблицу элементов. (Д.И. Менделеев)
1. «Математику уже затем учить следует, что она ум в поря¬док приводит» Эти слова принадлежат русскому математику, физику, механику, поэту. (М.В. Ломоносов)
3. Учёный, который впервые воскликнул: «Эврика!»(«Я нашёл!», Архимед)
4. Кого называют королем математики? (К.Ф. Гаусс)
5. Именем какого древнегреческого ученого названа его тео¬рема? Этот ученый жил в 5 веке до н.э. в городе Милет. (Фалес)
6. Кто первый из русских ученых написал учебник математи¬ки, который назвал «Арифметика»? (Л. Ф. Магницкий)
7 . Первая русская женщина-математик. (Софья Ковалевская)
8. Создатель прямоугольной системы координат.(Рене Декарт)
9. Древнегреческий математик, который ввел отрицательные числа. (Диофант Александрийский)
10. Древнегреческий математик - чемпион Олимпийских игр в кулачном бою, музыкант? (Пифагор)
Пифагор: А на последок обобщим все ваши знания (Третий конкурс «Общие знания»)
1. Сколько граней у обыкновенного карандаша? (2 или 8)
2. Правда ли, что 1§90° = 1? (Нет, он не существует)
3. Где в России можно встретить дорожку Геракла? (В любом городе, т.к. это длина беговой дорожки стадиона)
4. Что, кроме часа, делится на 60 мин? (Градус)
5. В какой области наук не присуждают Нобелевскую пре¬мию? (Математика)
6. Что такое «орт»? (Координата вектора)
7. Угол в 1 градус, рассматриваемый в лупу с четырехкратным увеличением, имеет величину ...? (В 1 градус)
Планиметрия: На этом наши задания закончились. Давайте подведем итоги. И я со своими поданными отправлюсь в путь.
Ведущие: Наш юный друг!
Сегодня ты пришёл вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и «бал»,
Умом своим на всё «взглянуть».
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
Ведущие Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сражённый за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского. Он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Ведущие Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика - царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Ведущие Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть!
Но будешь ты рабочим, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: аннушка1 (07.11.2014) | Автор: Малиновская Анна Петровна E
Просмотров: 1301 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]