Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия

«Фея волшебного сада» (По циклу стихотворений К.Д.Бальмонта «Фейные сказки»)
Автор: Шевалдова Г.Г. учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №8» акимата города Усть-Каменогорска.
Художественное КТД
Предлагаю вашему вниманию разработку внеклассного мероприятия по литературе.
Технология КТД (коллективное творческое дело). Эта разработка может быть полезна для учителей русского языка и литературы. Можно привлечь учителя музыки.
Возраст участников внеклассного мероприятия – учащиеся 5 – 11 классов
Форма – театрализованное представление
Время - 45 минут.
Тема: «Фея волшебного сада» (По циклу стихотворений К.Д.Бальмонта «Фейные сказки»)
Цель: приобщение детей к миру поэзии Бальмонта,
развитие коммуникативных умений, связанных с опытом устных выступлений.
Задачи:
- формирование навыков монологической и диалогической речи.
- развитие эстетического вкуса у учащихся; умения анализировать и отбирать необходимую информацию для мероприятия.
- воспитание дружеских отношений в ученическом коллективе, воздействие на эмоциональную и духовную сферу учащихся посредством музыки и поэзии.
Оформление зала. Сцена представляет собой цветочную поляну
Ведущие – ученики 11класса
Чтецы – ученики 6-9 классов
Сказочные герои – ученики 7-8 классов.
Ученики 5 классов являются зрителями, но они отвечают на вопросы и выполняют задания.
Ход мероприятия:
Звучит музыка. ( П. И. Чайковский «Вальс цветов»). Вступительное слово учителя.
Ведущий:
- Здравствуйте, сегодня мы будем говорить о творчестве К. Д. Бальмонта!
Чтец:
Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплесть мечтой,
Облачные лестницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.
Ведущая:
Замечательную лестницу придумал поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Она невесома, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие. Открывается она тому, кто умеет мечтать. Поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой воображаемой лестнице. Где же мы окажемся сейчас?
В руках у меня волшебные часики… (Звучат удары часов из балета С. Прокофьева «Золушка)
Мы оказались в селе Гумнищи. Здесь, около старинной усадьбы и небольшого пруда, среди тенистых аллей, любил бродить хозяйский сын — маленький Костя Бальмонт.
В липовых аллеях парка собирались все необычные друзья мальчика: желтые, белые, красноватые бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые и добрые пчелы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели». В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил красивое, ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали.
Чтец. «Часы»
В саду многоцветном, в деревне,
Я рос без особых затей.
Не видел я снов о волшебной царевне,
И чужд я был играм детей.
Я помню, любил я под солнцем палящим
Один приютиться в саду.
Один по лесным пробирался я чащам,
Один я смотрел на звезду.
За ласточкой быстрой, воробушком, славкой
Следил я, притупив глаза.
Был каждой утешен зелёною травкой,
И близкой была стрекоза.
И счастье большое – смотреть у забора,
Как ящериц серых семья
Купается в солнце, не видя дозора,
Любил и не трогал их я.
Ведущий:
Мальчику было грустно: друзья не могли говорить с ним на его языке. Крупные слезинки текли по его щекам. Вдруг он замер. «Самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик написал первые стихи».
Много лет спустя в стихах он опять вернется в чудный мир своего детства и напишет изящные «Фейные сказки», посвященные «солнечной Нинике со светлыми глазками» — своей четырехлетней дочке, которую любил с отцовской нежностью.
Входит Эльф, дарит ведущей букетик цветов.
Эльф. «Посвящение».
Солнечной Нинике, со светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснешь мне зелеными глазками, —
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи,
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.
Ведущая: Кто вы?
Эльф. Я Эльф, добрый дух этого сада и большой друг Феи, которую вос¬пел в своих «Фейных сказках» К.Бальмонт.
Ведущая: Да, я слышала о Фее волшебного сада. Говорят, увидеть ее может только тот, у кого доброе сердце.
Чтец. «Фея».
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много слов и аромата, —
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.

Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
Входит Фея.
Фея. Спасибо вам, ромашки, спасибо, фиалки, что предупредили меня о гостях в волшебном саду.
- Здравствуйте, сударыня!
- Здравствуй, Эльф!
- Здравствуйте, ребята! я рада вас видеть. Теперь можно отложить все заботы и отдохнуть немного с вами на этой чудесной поляне.
Фея. «Беспорядки у Феи».
Сегодня майские жуки
Не в меру были громки.
И позабыли червяки
Мне осветить потемки.
Пошла бранить я Светляка,
Чтоб не давал поблажки,
Споткнулась вдруг у стебелька
Ромашки или кашки.
Ведущий: Дорогая Фея, мы попробуем сейчас развеять вашу грусть.
- Ребята, вспомните сказки, в которых героинями были феи?
«Золушка», «Подарки Феи», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Спящая царевна», «Волшебник Изумрудного города». (За правильный ответ Фея дарит из своей корзинки конфеты с цветочным названием)
Фея: Эльф, сорви мне, пожалуйста, этот сиреневый цветочек.
Эльф: С удовольствием, Фея. А как он называется?
Фея: Это часики (крутит их в руках), стрелки часиков подсказывают мне, что на поляне скоро должны появиться гномы.
Эльф. «Гномы».
На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий. Дым стоит вдали.
Кто здесь рылся? Может, гномы,
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы
Для своих царей?
Города во тьме возводят,
Строят замки под землей,
И, уродливые, ходят
Под моей ногой?
Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся.
То — слепые
Черные кроты.
Фея: Ты ошибаешься, Эльф, это действительно гномы, и к тому же очень милые и симпатичные. Вон они поднимаются из своих подземных кладовых.
Выходят гномы. (Можно привлечь учеников 1-2 классов).
1-й Гном. Фея, куда ты пропала? Тебя все ищут по волшебному саду.
2-й Гном. Травинки переживают, птички волнуются, колокольчик звенит, не переставая, а ты ничего не слышишь.
Разыгрывается стихотворение «Трудно Фее».
1-й Гном. «Фея»
2-й Гном. Шепнули сирени.
1-й Гном. «Фея»
2-й Гном. Призыв был стрижа.
1-й Гном. «Фея»
2-й Гном.
Шепнули сквозь тени
Ландыши, очи смежа.
1-й Гном. «Фея»
2-й Гном.
Сквозя изумрудно,
Травки промолвила нить.
Фея вздохнула:
«Как трудно!
Всех-то должна я любить».
Фея: Дорогие подземные человечки, мне жаль, что я доставила вам столько хлопот и огорчений. Примите из моей цветочной корзинки сладкие утешения и просите что угодно.
Гномы: Дождя, нам очень хочется дождя!
1-й Гном. Капельки умоют наши самоцветы, которые мы добыли под землей, и они засверкают почти так же ярко, как лучи солнца.
Фея: Вызвать дождик помогут мне все ребята и вы, уважаемые гномы. Приготовьте, пожалуйста, левую ладошку.( Инсценировка стихотворения)
Чтец
Вот сначала дождик капает легонько.
Капелек пока немного,
Средний палец идет на подмогу.
Безымянный подключиться захотел,
Громче дождик зашумел.
Раз, два, три, четыре, пять,
Капелек уже не сосчитать.
Палец к нам примкнул большой,
Дождь идет уже стеной.
Если нам еще и ноги подключить,
То покажется, что будто гром гремит.
Громче, громче топаем, в ладоши ударяем,
От дождя, где спрятаться не знаем.
Выход есть, нам нужно постараться
Превратить и гром и дождик
В шквал оваций.
Входит тетушка Эхо с зонтиком.
Эхо. Ау-у-у!!! (Слышится эхо.) Фея, что за чудеса? Средь ясного неба гремит гром и льется дождик.
Фея: У меня сегодня солнечное настроение, и я исполняю любые желания. Гномам я вы-звала дождик, а что вы хотите, тетушка Эхо?
Эхо: Я очень люблю рифмы, ведь они так похожи на эхо. Вот послушайте. (Кричит)
Солнце! (Эхом.) Донце... (Кричит.) Травы! (Эхом.) Муравы...
Фея: Ваше желание ребята исполнят с удовольствием, ведь они очень любят стихи и знакомы с рифмою.
Эхо (кричит слово, название стихотворения Бальмонта, дети из зала подбирают рифму). Избушка!.. Русалка!.. Заинька!.. Сказочка!.. Росинка!..
Вы знаете, ребята, эхо получается намного лучше, если его повторить всем вместе. Предлагаю сыграть в кричалку «Эхо». Повторяйте хором окончание строчки.
Тетушка Эхо станет смешной,
Поиграет она с тобой,
Ты ладушек не жалей,
Бей в ладоши веселей.
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через час?
И не правда, будет два.
Думай, думай, голова!
Как с утра поет петух?
Да не филин, а петух!
Может, сидя на суку,
Он кричит кукареку?
Это ухо или нос?
Вот вам следующий вопрос:
Сколько будет дважды два?
Ходит кругом голова.
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать.
Эхо: Волшебная поляна — прекрасное место для игры в «эхо», эхо получилось очень забавное, а тебе, дорогая Фея, я хочу предложить еще одну забаву — мыльные пузырики.
Фея начинает пускать мыльные пузыри.
«Забавы Феи».
Пускала пузырики в соломинку Фея.
Придворные лирики жужжали ей, рея:
О, чудо-пузырики,
О, дивная Фея!
Пурпурные, синие, нежнее, чем в сказке.
Какие в них линии, какие в них краски!
Зеленые, синие,
Как детские глазки.
Ведущая: А последние пять шариков — с сюрпризом. Они предназначены для ребят. Желающие могут проколоть шарики и исполнить желания Феи, которые там спрятаны. Если Фее понравится, она наградит вас подарком из цветочной корзинки.
(Дети прокалывают шары, в которых написано желание, исполняют его).
Фея: Желаю, чтобы этот милый ребенок изобразил бабочку, распускающийся цветок, гномика.
Ведущая: Ребята, К. Бальмонт написал первое стихотворение в детстве. Я предлагаю вам попробовать вставить в тексте стихотворения К. Бальмонта пропущенные эпитеты, и сравним их с авторскими.
Ученикам 5 классов раздать листы со стихотворением К. Бальмонта. Эпитеты в стихотворении пропущены. Можно напечатать эпитеты на отдельном листке. Во время работы учащихся звучит музыка. (П.И. Чайковский «Времена года»)
У Феи – глазки (изумрудные),
Всё на траву она глядит.
На ней наряды (дивно-чудные),
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света (лунного),
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя (струнного)
Из (ярких солнечных) лучей.
Еще ей платье (подвенечное)
Дал колокольчик (полевой),
Сулил ей счастье (бесконечное)
Звонил в цветок свой (голубой)
Росинка с грёзой (серебристою)
Зажглась (алмазным) огоньком
А ландыш свечкою (душистою)
Горел на свадьбе Светлячком.
Ведущий: Вы видите, сколько нам понадобилось времени, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прослушав стихотворение
Чтец «Как я пишу стихи».
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда – не сочиняю.
Входит Эльф, немного растрепанный и испуганный. С ним чтец.
Фея: Эльф, где ты был? Почему у Вас такой испуганный вид?
Чтец: «У чудищ»
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны — и был таков.
Фея: Не пугайте меня. Эльф, я вся дрожу, когда мне напоминают о Бабе Яге и Кощее. Не нравится мне этот темный мир. Мне приятнее сидеть на цветочной поляне и любоваться травками и жучками.
Чтец «Детский мир»
Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки и кроты,
Как вы вновь мне стали близки!
Снова детские цветы
Незабудки расцветают.
Маргаритки щурят глаз,
Подорожники мечтают —
Вот роса зажжет алмаз.
Вплоть до самой малой мошки
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.
Ведущая: Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворений Бальмонта? Сказка в поэзии! Какое волшебство сна творит! А этот чародей – поэт Константин Бальмонт. Через всю жизнь он пронёс любовь к своему милому раю, где провёл так много счастливых лет.
И благодаря воспоминаниям детства, так мило, задушевно и забавно звучали написанные в 1905 году уже известным поэтом «Фейные сказки».
Эта книга стихов – одна из самых замечательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она затрагивает живыми и трепетными образами, она позволяет верить в чудеса!
Чтец «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…»
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Фея: На прощание мы хотим вам пожелать…
Герои (по очереди).
- Яркого солнца.
- Лунного света.
- Золотой рыбки, которая исполняла бы все ваши желания.
Учитель: Мы хотим подарить вам на память книжки стихотворений К. Д. Бальмонта (вручение книжек)
А сейчас, ребята, нам очень интересно услышать ваше мнение. На ваших столах лежат листы бумаги, на которых напечатано начало предложения, вам нужно продолжить фразу, выбрать понравившуюся.
Рефлексия
1. Интеллектуальная. Прием «Продолжи фразу»
2. Сенсорная (самочувствие) «Поляна настроения» (цветы)
Оранжевый – радостное настроение
Голубой – приятное, спокойное настроение
Желтый – унылое настроение, разочарование.
Ученики наклеивают на полянку (зеленый лист) цветы.
Заключительное слово учителя:
Вот и закончилось наше сказочное представление. Мы от всей души надеемся, что вам было интересно, что наше мероприятие помогло вам вслушаться в удивительную музыку стихов К. Бальмонта. Спасибо за внимание.
Просмотр видеоклипа «Маленькая страна»
Актуальность:
Необходимым условием формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, хороший эстетический вкус.
Литература тесно связана со всеми видами искусств. Положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если ученик встречается с явлениями искусства, художественными идеями и образами и если оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия.
КТД актуально, так как силами учеников 6-11 классов подготовлено мероприятие для ребят 5 класса, которым предстоит знакомство с творчеством поэта.
КТД соответствует возрастным особенностям. При подготовке был отобран материал в соответствии с программой, были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Мотивы учеников: Потребность в коммуникации;
Интерес в реализации своих способностей (творческих, организаторских)
Этапы КТД
1. Коллективное целеполагание
«Мозговой штурм»
2. Планирование (добровольность, инициатива каждого)
3. Подготовка
Предварительная работа проводилась по следующим направлениям: деление учащихся по группам, разучивание стихотворений наизусть, инсценировка стихотворений, подготовка костюмов и реквизита, подбор материала для презентации, подбор музыкального сопровождения.
В организации мероприятия большую роль играли дети. Подготовка носила творческий характер: все артисты активно участвовали в режиссуре и постановке мероприятия. Были использованы ресурсы интернета
4. Проведение КТД
Использованы технические средства.
Мероприятие по литературе построено с элементами театрализованного представления, состоящего из рассказов о поэте, выразительного чтения стихотворений, инсценировки стихотворений, игр со зрителями, музыкального сопровождения.
Была предоставлена возможность для проявления личностных качеств участников и зрителей. Ребята вспоминали сказки, подбирали эпитеты, рифмовали слова.
Театрализованное представление имеет большую познавательную направленность, нравственное и эмоциональное воздействие на учащихся. Форма мероприятия была призвана помочь учащимся вслушаться в удивительную музыку стихотворений с необычайной об-разностью, особенным восприятием мира, звонкостью и певучестью поэтического слова, а понятное детям содержание и сказочная форма помогли сделать стихотворения доступными для восприятия.
5. Подведение итогов
Рефлексия сенсорная (отражает внутреннее состояние человека)
Интеллектуальная. Продолжи фразу.
6. Последействие.
7. Через 2 – 3 дня после КТД.
Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П. Иванова)
Какими мы были?
Что было хорошего?
Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?

Любой этап КТД – это творчество ребенка, которое необходимо заметить. Кто-то шьет костюмы, украшает класс, подбирает музыку. Это и есть коллективный успех.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Куздра (16.02.2017) | Автор: Шевалдова Галина Геннадьевна E
Просмотров: 2127 | Теги: литература, Художественное КТД, Бальмонт Константин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]