Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия |
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Перовое склонение имен существительных»
КГУ Калининская школа, Карагандинская область Учитель начальных классов ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Перовое склонение имен существительных» Класс: 3 Тема: Перовое склонение имен существительных. Цель: Обобщение знаний учащихся о первом склонении имен существительных. Задачи: - закрепить и обобщить знания об имени существительном как о части речи; обобщить знания о первом склонении имен существительных, способе определения первого склонения имен существительных; закрепить знание падежей; - развивать мышление, память, воображение, внимание, обогащать словарный запас; - воспитывать умение работать в команде, чувство товарищества и взаимопомощи, способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Оборудование: гайка, тетради с заданиями для учащихся, жетоны, слайдовая презентация, медали для награждения победителей. Ход мероприятия: 1. Вступление. (СЛАЙД №1) Учитель: Добрый день, ребята, учителя и гости! Сегодня мы с вами собрались на внеклассное мероприятие по русскому языку. Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Морозная. Но, не смотря на морозы какое у вас настроение? Хорошее. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Давайте начнем работу с хорошим настроением. 2. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Ребята, послушайте внимательно и догадайтесь, о чем идет речь в загадке: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Ученики: Существительное (СЛАЙД №2) Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. 1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи? 2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные? 3. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? 4. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных. 5. Какие имена существительные называются собственными? 3. Объявление темы мероприятия. Учитель: Когда я шла на урок, я нашла интересную вещичку. Как вы думаете, что это? - Это не просто гайка, это Фиксик. Кто-нибудь из вас знает кто-то такие Фиксики? - Фиксики, это такие маленькие существа, которые дружат с людьми и помогают им чинить электрические приборы. Их могут увидеть только самые добрые и трудолюбивые. Давайте узнаем, зачем они сегодня решили нас навестить. (СЛАЙД №3) На экране сообщение от Фиксиков: «На уроках русского языка вы часто бывали в стране Частей Речи. Вы уже познакомились со многими жителями этой страны. Не раз вы были в гостях у Имени Существительного. Эта часть речи многое рассказала о себе: как живет, чем занимается, с кем дружит. Пришло время проверить ваши знания. Желаем удачи! Ваши друзья Фиксики» Учитель: Да, ребята, сегодня мы снова отправимся с вами в интересную страну Частей Речи, проведаем Имя Существительное и выполним задания Фиксиков. Вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить удовольствие от своих маленьких побед. - Работать будем в парах. У всех на парте лежит тетрадь с заданиями. Та пара, которая первая выполнит задание верно, получает жетон Фиксиков. В конце занятия мы подсчитаем эти жетоны и определим победителей. Все готовы? 4. Выполнение заданий. Задание №1. (СЛАЙД № 4) - Кто же первым приготовил нам задание? - Да, это Дедус. Он мудрый и строгий, замечательный рассказчик и учитель юных Фиксиков! Он предлагает вам разгадать кроссворд и узнать, тему, о которой сегодня будет идти речь. 1. Байтерек есть здесь, музей, Приезжай, смотри скорей... Многолюдно... лица, лица, Этот город есть... (столица) 2. Когда за грибами Ты в лес идешь, Ее непременно С собою берешь (корзина) 3. Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили По ней куда-то покатили. (улица) 4. Не живая, а идет, Неподвижна - а ведет (дорога) 5. С неба Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые Усачи. (пшеница) 6. Лесная и садовая, Душистая, медовая, Вся розовато-красная, Да и на вкус прекрасная. (земляника) 7. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (осина) 8. … час бережёт. (минута) 9. Что это за дорога: Кто по ней идёт, Тот хромает? (лестница) Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Ученики: Склонение. (Проверка по СЛАЙДУ №4) Учитель: Верно, именно по этой теме Фиксики хотят проверить ваши знания. Нам известно, что в русском языке в зависимости от рода и окончания существительные делятся на три склонения. - Расскажите, какие существительные относятся к первому склонению. Задание № 2. (СЛАЙД №5) Учитель: Игрек – гордость учителей, самый умный и начитанный фиксик в классе. Если нужно найти решение сложной задачи, Игреку нет равных! Он приготовил для вас необычное задание. Игрек спрашивает: что нужно сделать для того, чтобы определить склонение существительного? Попробуйте составить алгоритм и самостоятельно подобрать примеры. 1. Поставить существительное в начальную форму (Им. п, ед.число). 2. Определить род имени существительного. 3. Выделить окончание. Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №5) Задание № 3. (СЛАЙД №6) Учитель: Файер в компании юных Фиксиков самый шустрый и задание для вас он придумал на скорость. - Подчеркните в тексте существительные первого склонения. Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях. Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №6) 5. Физминутка Фиксики очень любят бегать и сейчас они предлагают вам зарядить их. (СЛАЙД №7) Задание № 4. (СЛАЙД №8) Учитель: Симка - смышленая и активная девочка-фиксик, всегда готовая прийти на помощь. Она обожает демонстрировать свои знания и хочет проверить ваши. - От данных имен существительных образуйте при помощи суффиксов однокоренные существительные первого склонения. МЕДВЕДЬ, МЫШЬ, ДОЖДЬ, ЗВЕРЬ, ПИАНИСТ, КОСТЬ. (медведица, мышка, дождинка, зверюшка, пианистка, косточка) Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №8) Задание № 5. (СЛАЙД №9) Учитель: Младший брат Симки – Нолик часто попадает в непростые ситуации, выйти из которых ему удается только с помощью друзей. Давайте поможем ему. Тот, кто первым ответит на вопрос, заработает жетон. На СЛАЙДЕ показаны слова: ГЕРОЙ ЧИСТОТА ДЕДУШКА ПОДРУГА - Запомните эти слова (учитель дается 20секунд, затем закрывает слова) Вопросы: 1. Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (герой, дедушка) 2. К какому склонению относится предпоследнее слово? (1-е склонение) 3. Употребите слово, предшествующее слову «чистота» в предложном падеже? (о герое) 4. Под какими номерами находятся слова, которые относятся к 1 склонению? (№ 2, № 3, № 4) 5. Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа (чистота). 6. Назовите слово, в котором 5 букв (герой) 7. Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (5 + 7 = 12) 8. Чем можно объединить все слова (существительные) Задание № 6. (СЛАЙД №10) Учитель: А это задание от Папуса. Он мастер на все руки. Для вас он построил эту загадочную лесенку. - Заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, причем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах. Задание № 7. (СЛАЙД №11) Учитель: Имена существительные изменяются по числам. А как еще изменяются имена существительные? Ученики: По падежам Учитель: Мася - мама Симки и Нолика. Она особенно хорошо разбирается не только в кухонной технике, но и в падежах. Мася любит чистоту и порядок, чтобы все было на своих местах. В следующем задании она предлагает из двух словосочетаний в каждой строке найти существительное, относящееся к первому склонению, и закрасить соответствующую ячейку таблицы. 1. сыпался иней, прислонился к яблоне. 2. спрятался под веткой, посинеть от холода. 3. красивого юноши, сидели за круглым столом. 4. поделился яблоком, встречаем зиму. 5. лечить сердце, плодородная земля. 6. думаю о дяде, фотографироваться на площади. Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №11) 6. Подведение итогов. Награждение. (СЛАЙД №12) Учитель: Сегодня каждый из вас попробовал свои силы и знания в знании особенностей первого склонения имен существительных. Фиксики приготовили нам непростые задания, но вы с ними легко справились. Предлагаю подсчитать жетоны. - Победители получают медали от Фиксиков. - Молодцы! Список использованных источников: 1. Конспект урока русского языка для 5-го класса по теме: "Три склонения имен существительных" - http://festival.1september.ru/articles/528686/ 2. Урок-игра в 3-м классе "По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык" - http://festival.1september.ru/articles/512964/ 3. Узорова, О.В. Справочное пособие по русскому языку: 3-й кл.- М.: АСТ: Астрель, 2012. – 270 с. | |
Просмотров: 1288 | | |
Всего комментариев: 0 | |