Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Перовое склонение имен существительных»
Оразбаева Екатерина Федоровна
КГУ Калининская школа, Карагандинская область
Учитель начальных классов

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Перовое склонение имен существительных»

Класс: 3
Тема: Перовое склонение имен существительных.
Цель: Обобщение знаний учащихся о первом склонении имен существительных.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания об имени существительном как о части речи; обобщить знания о первом склонении имен существительных, способе определения первого склонения имен существительных; закрепить знание падежей;
- развивать мышление, память, воображение, внимание, обогащать словарный запас;
- воспитывать умение работать в команде, чувство товарищества и взаимопомощи, способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Оборудование: гайка, тетради с заданиями для учащихся, жетоны, слайдовая презентация, медали для награждения победителей.

Ход мероприятия:

1. Вступление. (СЛАЙД №1)
Учитель: Добрый день, ребята, учителя и гости! Сегодня мы с вами собрались на внеклассное мероприятие по русскому языку. Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Морозная. Но, не смотря на морозы какое у вас настроение? Хорошее. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Давайте начнем работу с хорошим настроением.

2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно и догадайтесь, о чем идет речь в загадке:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Ученики: Существительное (СЛАЙД №2)
Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?
2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?
3. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?
4. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.
5. Какие имена существительные называются собственными?

3. Объявление темы мероприятия.
Учитель: Когда я шла на урок, я нашла интересную вещичку. Как вы думаете, что это?
- Это не просто гайка, это Фиксик. Кто-нибудь из вас знает кто-то такие Фиксики?
- Фиксики, это такие маленькие существа, которые дружат с людьми и помогают им чинить электрические приборы. Их могут увидеть только самые добрые и трудолюбивые. Давайте узнаем, зачем они сегодня решили нас навестить.
(СЛАЙД №3) На экране сообщение от Фиксиков: «На уроках русского языка вы часто бывали в стране Частей Речи. Вы уже познакомились со многими жителями этой страны. Не раз вы были в гостях у Имени Существительного. Эта часть речи многое рассказала о себе: как живет, чем занимается, с кем дружит. Пришло время проверить ваши знания. Желаем удачи! Ваши друзья Фиксики»
Учитель: Да, ребята, сегодня мы снова отправимся с вами в интересную страну Частей Речи, проведаем Имя Существительное и выполним задания Фиксиков. Вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить удовольствие от своих маленьких побед.
- Работать будем в парах. У всех на парте лежит тетрадь с заданиями. Та пара, которая первая выполнит задание верно, получает жетон Фиксиков. В конце занятия мы подсчитаем эти жетоны и определим победителей. Все готовы?

4. Выполнение заданий.
Задание №1. (СЛАЙД № 4)
- Кто же первым приготовил нам задание?
- Да, это Дедус. Он мудрый и строгий, замечательный рассказчик и учитель юных Фиксиков! Он предлагает вам разгадать кроссворд и узнать, тему, о которой сегодня будет идти речь.

1. Байтерек есть здесь, музей,
Приезжай, смотри скорей...
Многолюдно... лица, лица,
Этот город есть... (столица)
2. Когда за грибами
Ты в лес идешь,
Ее непременно
С собою берешь (корзина)
3. Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
По ней куда-то покатили.
(улица)

4. Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет (дорога)

5. С неба
Солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые Усачи. (пшеница)

6. Лесная и садовая,
Душистая, медовая,
Вся розовато-красная,
Да и на вкус прекрасная. (земляника)

7. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

8. … час бережёт. (минута)

9. Что это за дорога:
Кто по ней идёт,
Тот хромает? (лестница)


Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось?
Ученики: Склонение. (Проверка по СЛАЙДУ №4)
Учитель: Верно, именно по этой теме Фиксики хотят проверить ваши знания. Нам известно, что в русском языке в зависимости от рода и окончания существительные делятся на три склонения.
- Расскажите, какие существительные относятся к первому склонению.

Задание № 2. (СЛАЙД №5)
Учитель: Игрек – гордость учителей, самый умный и начитанный фиксик в классе. Если нужно найти решение сложной задачи, Игреку нет равных! Он приготовил для вас необычное задание. Игрек спрашивает: что нужно сделать для того, чтобы определить склонение существительного? Попробуйте составить алгоритм и самостоятельно подобрать примеры.

1. Поставить существительное в начальную форму (Им. п, ед.число).
2. Определить род имени существительного.
3. Выделить окончание.

Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №5)

Задание № 3. (СЛАЙД №6)
Учитель: Файер в компании юных Фиксиков самый шустрый и задание для вас он придумал на скорость.
- Подчеркните в тексте существительные первого склонения.

Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях.
Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №6)

5. Физминутка
Фиксики очень любят бегать и сейчас они предлагают вам зарядить их.
(СЛАЙД №7)

Задание № 4. (СЛАЙД №8)
Учитель: Симка - смышленая и активная девочка-фиксик, всегда готовая прийти на помощь. Она обожает демонстрировать свои знания и хочет проверить ваши.
- От данных имен существительных образуйте при помощи суффиксов однокоренные существительные первого склонения.

МЕДВЕДЬ, МЫШЬ, ДОЖДЬ, ЗВЕРЬ, ПИАНИСТ, КОСТЬ.
(медведица, мышка, дождинка, зверюшка, пианистка, косточка)
Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №8)

Задание № 5. (СЛАЙД №9)
Учитель: Младший брат Симки – Нолик часто попадает в непростые ситуации, выйти из которых ему удается только с помощью друзей. Давайте поможем ему. Тот, кто первым ответит на вопрос, заработает жетон.
На СЛАЙДЕ показаны слова:
ГЕРОЙ
ЧИСТОТА
ДЕДУШКА
ПОДРУГА
- Запомните эти слова (учитель дается 20секунд, затем закрывает слова)
Вопросы:
1. Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (герой, дедушка)
2. К какому склонению относится предпоследнее слово? (1-е склонение)
3. Употребите слово, предшествующее слову «чистота» в предложном падеже? (о герое)
4. Под какими номерами находятся слова, которые относятся к 1 склонению? (№ 2, № 3, № 4)
5. Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа (чистота).
6. Назовите слово, в котором 5 букв (герой)
7. Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (5 + 7 = 12)
8. Чем можно объединить все слова (существительные)

Задание № 6. (СЛАЙД №10)
Учитель: А это задание от Папуса. Он мастер на все руки. Для вас он построил эту загадочную лесенку.
- Заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, причем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.


Задание № 7. (СЛАЙД №11)
Учитель: Имена существительные изменяются по числам. А как еще изменяются имена существительные?
Ученики: По падежам
Учитель: Мася - мама Симки и Нолика. Она особенно хорошо разбирается не только в кухонной технике, но и в падежах. Мася любит чистоту и порядок, чтобы все было на своих местах. В следующем задании она предлагает из двух словосочетаний в каждой строке найти существительное, относящееся к первому склонению, и закрасить соответствующую ячейку таблицы.

1. сыпался иней, прислонился к яблоне.
2. спрятался под веткой, посинеть от холода.
3. красивого юноши, сидели за круглым столом.
4. поделился яблоком, встречаем зиму.
5. лечить сердце, плодородная земля.
6. думаю о дяде, фотографироваться на площади.


Учитель: (проверка по СЛАЙДУ №11)

6. Подведение итогов. Награждение. (СЛАЙД №12)
Учитель: Сегодня каждый из вас попробовал свои силы и знания в знании особенностей первого склонения имен существительных. Фиксики приготовили нам непростые задания, но вы с ними легко справились. Предлагаю подсчитать жетоны.
- Победители получают медали от Фиксиков.
- Молодцы!


Список использованных источников:
1. Конспект урока русского языка для 5-го класса по теме: "Три склонения имен существительных" - http://festival.1september.ru/articles/528686/
2. Урок-игра в 3-м классе "По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык" - http://festival.1september.ru/articles/512964/
3. Узорова, О.В. Справочное пособие по русскому языку: 3-й кл.- М.: АСТ: Астрель, 2012. – 270 с.
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: Екатерина (16.03.2017) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 1204 | Теги: русский язык, Внеклассное мероприятие, склонение имён существительных, Фиксики, интерес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]