Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия |
ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УЧЕБНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
«Ремесло» учителя в этой ситуации состоит в умении наладить общение, организовать прямую и обратную связь. Ее можно образно сравнить с кровеносной системой живого организма(если образуются тромбы, организм начинает давать сбои, а иногда это приводит к гибели).Ребенок не «tabularasa», наличие определенного жизненного опыта определяет содержание и структуру проводимых занятий. Задача педагога состоит в рациональном использовании имеющегося потенциала. В.Гузеев, отмечает что 75% информации прорабатывается, когда Вы «учитесь делая»: пишете эссе и блоги, выполняете упражнения, сотрудничаете; 90% информации усваивается, когда Вы консультируете или учите других. Диалог актуализирует уже имеющиеся знания по обсуждаемому вопросу, позволяет генерировать идеи, аргументировать и отстаивать их. Для чего необходим диалог на уроках? Отвечая на этот вопрос, можно сформулировать две главные задачи (конечно, их значительно больше): 1.деятельностное освоение учащимися практических способов и методов проектирования традиционных и инновационных форм педагогического общения, направленного на развитие мировоззренческих представлений; 2.создание у учеников мотивации к самообразованию, личностному росту. Значимость диалога особенно актуальна в подростковом возрасте. При¬оритетное значение в подростковом воз¬расте приобретают способы мышления, имеющие ценностно-ориентационный ха¬рактер, на основании которых формируют¬ся критерии самооценки, основной формой которой является сравнение себя с други¬ми людьми - взрослыми или сверстниками. Поведение подростка регулируется его са¬мооценкой, которая формируется в обще¬нии с окружающими. Первостепенное зна¬чение приобретает общение со сверстниками, так как в нем подростки активно усваи¬вают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оцен¬ки себя и других. Подростки претендуют на роль взрослого человека (в частности учи¬теля), их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равнопра¬вия со взрослым, подлинного уважения, по¬скольку иные отношения их унижают и оскорбляют. В этот период идет интенсивное физическое и социальное развитие личности, создающее предпосылки для начала культурной самоидентификации, ребята проявляют общую активность, готовность включаться в различные виды деятельности, стремятся к «взрослым» формам уче¬ния. Поэтому основными педагогическими предпосылками развития учащихся в этом возрасте можно считать включение подростков в ситуации диалога, выбора ценностей и их осмысления, нравственно-мотивированного отношения в оценке и самооценке своих действий, поступков. Образование как социаль¬ный институт основывается на авторитете педагога, на доминанте его личности в об¬разовательном процессе, на традиции абсо¬лютизации слова учителя, что не способст¬вует возникновению потребности спраши¬вать, потребности в диалоге. Схема рассуж¬дений сегодняшнего школьника такова: ес¬ли слово учителя - достаточная истина, то переспрашивающий либо не знает, либо невнимателен - значит, лучше не задавать вопросов, не участвовать в диалоге.Одной из трудностей современного образования является «удержание» в обучении проблем, которые волнуют самого учащегося. Как отмечают эксперты по проблемам развития способностей к обучению и познавательным возможностям школьников (Д. Халперн), обучение в целом остает¬ся монологичным, в результате чего ученик в учебном процессе решает «задачи учителя», а его личные мотивы и цели уче¬ния остаются за пределами педагогическо¬го общения. Важно чтобы учащийся осу¬ществлял не только движение «извне- внутрь» (интериоризацию), но и «изнутри- вовне» (экстериоризацию), создавал самого себя как равноправного учителю собесед¬ника.На начальном этапе включения уча¬щихся в диалогическую ситуацию отраба¬тывается такая «грань» диалога, как поста¬новка вопроса, умение его формулировать и конструировать систему. Решая задачу интеллектуального, эмоционального, социального развития учащихся и построения систематического диалогического обучения, мы показываем ученику, что его во¬просы, проблемы, образы, гипотезы и т.д. не менее значимы, чем те, которые он полу¬чает «извне».Диалог начинается с вопроса, с вопро¬сительного высказывания учащегося, кото¬рое создает внутреннюю психологическую основу детских гипотез, образов - именно этим урок с диалогическими ситуациями отличается от традиционного. Детское вы¬сказывание - это загадка, оно пугает само¬го ребенка, при этом главная задача учите¬ля выслушать все аргументы, продемонст¬рировать их недостаточность, помочь уча¬щимся сформулировать вопрос, основан¬ный на собственном размышлении, стро¬гом логическом выводе. Когда учащиеся перестают повторять чьи- то истины, они начинают мыслить само¬стоятельно, переходят к доказательству, категорические суждения сменяются ут¬верждениями-вопросами, утверждениями- предложениями, утверждениями-сомне¬ниями. Переход к формулировке собственного «вопросительного суждения» позволяет предложить его собеседнику, который видит мир иначе. Любой вопрос фиксирует неполноту знаний спрашивающего и желание (просьбу, требование) дополнить его знание, то есть получить ответ. В идеальном варианте затребованная дополни¬тельная информация может предстать в виде однозначного правильного ответа, если такой в принципе существует и известен отвечающему. Во всех остальных случаях, если собеседник не уклонился от прямого ответа, в нем будет сообщена его точка зре¬ния или набор существующих мнений. Та¬ким образом, вопрос - это неполная инфор¬мация и одновременно просьба (требова¬ние, желание) дополнить ее в рамках опре¬деленного контекста. Под ответом будем по¬нимать высказывание, содержащее инфор¬мацию, затребованную в вопросе. Выделяют три основных режима диалога: закрытый, ограниченный и открытый. Режим диалога называют закрытым, если ответ на данный вопрос предполагается в однозначно утвердительной или отрицательной форме. Обычно в данном режиме формулируются такие вопросы, как «Согласны ли Вы...», «Верно ли...» и т.д. Они создают напряженность в коммуникации, так как предельно сужают пространство для ответа, направляют мысли собеседника, оказывают мощное внушающее действие. Режим диалога называют ограниченным, если задаваемый вопрос сопровождается списком возможных вариантов ответов на него и предложением выбрать правильный. Режим диалога является открытым, если на ответ не накладывается никаких ограничений, кроме информации, сформулированной в вопросе. Поле поиска правильного ответа определяется только компетентностью отвечающего, а единственной его обязанностью является соблюдение в ответе содержательного соответствия информации заданного вопроса. Умение задавать вопросы благотворно сказывается и на том, кто их задает, и на тех, кому они адресованы. А. С. Палинсар и А. Л. Браун обнаружили, что когда учащихся просили задавать своим товарищам наводящие вопросы, то они понимали новый учебный материал лучше, чем учащиеся, которые таких вопросов не задавали. Изучение текста проходит более эффективно, когда по нему задают правильно поставленные вопросы, а затем при ответах выявляют степень понимания материала. Вопросы образуют систему ориентиров, которую целесообразно использовать при решении проблем, так как в этом случае изменяется подход учащихся к изучению материала - теория перестает восприниматься только как объект для запоминания, вопросы помогают понять суть, установить взаимосвязи нового и ранее изученного.Опыт, приобретенный при постановке вопросов, позволит учащимся осознать, что познание связано с серьезным трудом, требующим большой собранности. Возможно, именно эти уроки откроют перед ними радость познания, а толчком для размышления станут вопросы. | |
Просмотров: 872 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||