Главная » Статьи » Русский язык и литература

сборник по русскому языку дидактический материал
1. Повторение.
1. Спиши. Поставь ударения в словах, которые пишутся одинаково.

Старинный орган – орган слуха
Древний замок – замок на двери
Руку окуни – рыбки окуни
Стрелки часов – стрелки (солдаты)

2. Спиши. Поставь ударения в словах, которые пишутся одинаково.

Пироги в духовке – пироги на море
Много сорок – сорок детей
В ящике гвоздики – гвоздики в букете
На дереве белки – белки в организме

3. На тему «Школа» запиши двусложные слова с ударением на первый слог.

4. На тему «Школа» запиши двусложные слова с ударением на второй слог.

5. Спиши. Поставь ударение в словах.

Алфавит, красивее, щавель, звонят, диалог, начать, столяр, процент.

6. Помоги Незнайке расставить разделительные ъ, ь.

С…езд, счаст…е, об…явление, л…ется, обез…яна, с…ела, в…ется, с…экономить, варен…е, под…езд.

7. Помоги Незнайке расставить разделительные ъ, ь.

Раз…яренный, об…явил, п…ет, об…ем, кол…я, бел…е, об…яснить, стул…я.

8. Спиши. Какая орфограмма в этих словах?
Чудо, камыши, жить, горочка, дочка, ночной, строчка, свечка, кочан, чайка.

9. Спиши. Какая орфограмма в этих словах?

Добыча, чайник, чижи, свеча, спешить, шина, ворчун, каланча, почка, белочка.

10. Выполни фонетический разбор слова.
Печь.

11. Выполни фонетический разбор слова.
Ремонт.

12. Выполни фонетический разбор слова.
Высь.

13. Спиши, вставь пропущенные буквы. Какая орфограмма в этих словах?
Моро… и со…нце; день чудес…ный!
Еще ты дремлешь, дру… прелес…ный…

14. Спиши, вставь пропущенные буквы. Какая орфограмма в этих
словах?
«Здра…ствуй, кня…ь ты мой прекрас…ный!
Что ты тих, как день ненас…ный?»

15. Спиши, вставь пропущенные буквы. Какая орфограмма в этих словах?
Тетра…ка, кни…ка, фла…ки, лоша…ка, оре…ки, заря…ка, поса..ка, ужас…но, опас…но, прелес…но, радос…ный, проез…ной.

16. Спиши слова, разделив их для переноса.
Алла, группа, балл, ссора, коллега, хоккей, класс, антенна, Римма, дрессировка, пассажир.

17. Спиши слова, разделив их для переноса.
Аллея, шоссе, перрон, Инна, кросс, иллюстрация, сумма, Филипп, теннис, грамм, дрожжи.

18. Запиши словосочетания одним словом, в котором есть разделительный ь.
Чистый отвар из мяса, верхняя женская одежда, приспособление для сиденья, без чего птица не улетит, сочинение небольшого размера для журнала или газеты, время года, когда дети идут в школу.

19. Выпиши слова с ь и объясни их написание.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

20. Спиши слова, дописывая к ним проверочное слово. Выдели корень.
Уд…вительно, л…нивый, скр…пучий, г…ристый, уб…жал, пол…тели, пот…плело, т…мнота, подз…мелье.

21.Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Учитель, ученый, урок, умник, научить, завуч, умножение, заучивать.

22. Помоги Незнайке найти лишнее слово. Докажи, что ты прав.
Водичка, водитель, водоем, подводный.
Пол, подполье, половик, половодье.
Гусыня, гусь, гусеница, гусята.

23 . Помоги Незнайке найти лишнее слово. Докажи, что ты прав.
Печурка, печать, печка, печь.
Желток, железо, желтый, желтизна.
Нос, носильщик, носатый, носище.

24. Запиши слова в два столбика: с приставкой по- и с приставкой под
(подо)
Подорожник, подоконник, подождать, подобрать, подогреть, подоить, пододеяльник, подозрение, подотчетный.

25.Запиши слова в три столбика по частям речи.
Светит, яркий, солнце, прошло, старанье, странный, пилить, варенье,
древний.

26. Запиши слова в три столбика по частям речи.
Думает, земля, белоснежная, снежинка, задумался, помечтал, печаль,
белый, земельная.

27.Спиши предложение. Выдели грамматическую основу. Подчеркни все
орфограммы в словах.
Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ.

28. Спиши предложение. Выдели грамматическую основу. Подчеркни все
орфограммы в словах.
Через час, едва живой, петушок идет домой.

29. Спиши предложение. Определи, какой частью речи является каждое
слово в предложении.
У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек, полузамерзший, чуть живой.

2. Простое предложение. Предложения с однородными членами.


1. Спиши предложения, подчеркни в них главные члены, составь схему каждого предложения.

Из чащи леса бежит прозрачный ручеек. Лесная тропинка вывела нас к озеру.

2. Спиши предложения, подчеркни в них главные члены, составь схему каждого предложения.

На фоне черного неба взвились красные искры. Пришел невод с одною рыбкой.

3. Спиши предложения, подчеркни в них главные члены, составь схему каждого предложения.

Дождинки на клейких листочках висят большими каплями. По небу тянулись гуськом птицы.

4. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

На темном небе зажглись яркие звезды.


5. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

На берегу широкой реки стояла одинокая ива.

6. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

Перед отлетом журавли покружили над рекой.

7. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

В жаркие летние дни девочки собирали в густой траве землянику.

8. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

В зеленой роще путники заслушались голосами птиц.

9. Спиши предложение, составь схему, выполни разбор предложения.

Осенью тяжелые гроздья рябины покрыли деревце.

10. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Кузнечики, сверчки и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.

11. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Солнце склонилось к западу и бросало свои радостные лучи на поляну.

12. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

В воздухе разлиты теплые и влажные благоухания.

13. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Воробьи, снегири и синицы дружно клевали хлебные крошки.

14. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Вода под колесами запенилась и побежала через омут.

15. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Я весь урок сидела без движенья и получила «пять» за поведенье.

16. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Бродит рысь, обнюхивает каждую кочку, щурит свои янтарные глаза.

17. Спиши предложение, найди однородные члены и обозначь их. Выполни разбор предложения.

Слон поедает и листья, и ветки, и траву, банановые растения и молодые бамбуки.


3. Сложные предложения с союзами и, а, но.

1. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

В лужах отражается солнце и по-весеннему синеет небо. На полях уже почти повсюду сошел снег а на буграх показалась молодая травка.

2. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

На осине повисли длинные сережки а ветви ивы выпустили серебристых пушистых «зайчиков». Из-за леса выползла грозовая туча и все помрачнело.

3. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Упала на землю первая дождевая капля и вдруг как из ведра хлынул теплый дождь. На полях снег сошел но в лесу он белеет пятнами.

4. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Солнышко только начало пригревать а ольха уже цветет. Деревья покрыты молодыми листьями и трава лезет густой щетиной.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Над цветами гудят шмели а в траве стрекочут кузнечики. Кусты и деревья давно отцвели и только на полянах цветут кудрявые липы.

6. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Рисунки на Писаных скалах рассказывают о древних жителях нашего края об охоте и рыболовстве. В лесах растут лекарственные растения и многие ребята собирают их.

7. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Белка сушит грибы на зиму а барсуку не нужно делать запасы. Серые тучи затянули все небо и сеет холодный дождь.

8. Спиши, расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

Спит под снегом колючий ежик а в чаще леса дремлет в берлоге медведь. В воздухе чувствуется весна а набежит ветерок и так хорошо запахнут фиалки.

9. Придумай и запиши предложения по схемам:

[__ ‗], но [__‗]. [ __‗], и [__‗].
Выполни разбор любого предложения.

10. Придумай и запиши предложения по схемам.

[__ ‗], а [__‗]. [ __‗], и [__‗], и [__‗].
Выполни разбор любого предложения.

11. Придумай и запиши предложения по схемам.

[__ ‗], и [__‗]. [ __‗], а [__‗].
Выполни разбор любого предложения.

12. Закончи предложения так, чтобы одно было сложным, а другое – простым.

Метель выла всю ночь и …
Метель выла всю ночь и …

13. Закончи предложения так, чтобы одно было сложным, а другое – простым.

Лучи солнца скользят по верхушкам деревьев и …
Лучи солнца скользят по верхушкам деревьев и …

14. Закончи предложения так, чтобы одно было сложным, а другое – простым.

Ели да сосны остались зелеными и …
Ели да сосны остались зелеными и …

15. Закончи предложения так, чтобы одно было сложным, а другое – простым.

В полях и в огороде уже убрали все овощи и …
В полях и в огороде уже убрали все овощи и …

16. Закончи предложения так, чтобы одно было сложным, а другое – простым.

Не шумят листья на ветках, а …
Не шумят листья на ветках, а …

4. Предложения с прямой речью

1. Спиши, поменяв местами слова автора и прямую речь.

Анатолий Сергеевич сказал: «На экскурсию поедет только наш класс».
Говорит старику старуха: «Воротись, поклонись рыбке!»

2. Спиши, поменяв местами слова автора и прямую речь.

Диктор объявил по радио: «Поезд подходит к столице нашей Родины Москве!» Говорит Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем».

3. Спиши, поменяв местами слова автора и прямую речь.

Командир объявил: «Нам приказано пробраться в тыл противника». И говорит Суворов: «В здоровом теле здоровый дух!»

4. Спиши, поменяв местами слова автора и прямую речь.

Мама прошептала тихо: «Доброе утро, сынок!» Дети обрадовались и закричали: «Ура! Да здравствуют каникулы!»

5. Придумай и запиши предложения к схемам.

А: «П». «П», - а.

6. Придумай и запиши предложения к схемам.

А: «П!» «П?» - а.

7. Спиши, поставь знаки препинания, нарисуй схему каждого предложения.

Какая красота! воскликнула Марина Петровна. Сыновья выбежали и спрашивают ты куда побежал, тятенька?

8. Спиши, поставь знаки препинания, нарисуй схему каждого предложения.

И думает Иван дойду до речки выпью водички отдохну. Бураны, вьюги и метели – как много с ними канители проворчал мороз угрюмый.

9. Спиши, поставь знаки препинания, нарисуй схему каждого предложения.

Быстро бежим в школу скомандовал Карандаш. А у меня дома овсянка говорит Саша.

5. Что мы уже знаем об имени существительном.

1. Выпиши в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные в начальной форме. Укажи их род.
На правом берегу Томи, между деревней Писаной и городом Юргой, известны три большие группы древних наскальных рисунков. Русский землепроходец писал: «Не дошед острогу на крае реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем: писаны звери и скоты, и птицы…»

2. Выпиши в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные в начальной форме. Укажи их род.
На Томской писанице 280 рисунков. Задача современного ученого – понять замысел древнего человека. Большинство рисунков относятся к каменному веку, когда люди занимались лесной охотой, рыбной ловлей и собирательством.

3. Выпиши в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные в начальной форме. Укажи их род.
Лось – подлинный хозяин тайги. Изображены на писанице также и медведи. У местных народов Западной Сибири медведь издавна занимал видное место в мировоззрении. Он считался божеством, которому посвящали праздники.

4. Выпиши в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные в начальной форме. Укажи их род.
Древние народы делили мир на три части: верхний мир – мир покровителей: солнца, луны, звезд, птиц и светлых духов; средний мир – где жили они сами и животные; и нижний мир – страна мертвых…

5. Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым – сущ. Какими членами предложения являются имена существительные? Укажи их род.
В жизни первобытного охотника и рыбака лодка имела большое значение. На лодках люди ловили рыбу, они были средством передвижения людей и перевозки грузов.

6. Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым – сущ.Укажи их род. Какими членами предложения являются имена существительные?
По повериям древних народов Сибири, лось должен сопровождать лодки мертвых в их плавании по реке смерти. В наскальных рисунках раскрывается и повседневная жизнь, и сложное мироощущение древних людей.

7. Найди в предложениях все имена существительные, надпиши над каждым – сущ. Укажи их род. Какими членами предложения являются имена существительные?
Рисунки Томской писаницы обращены к югу. У скал проходили праздники в честь весны, плодородия, когда под лучами солнца после зимней стужи оживала вся природа.

8. Спиши имена существительные и подбери к ним антонимы.
Холод - …, свет - …, день - …, мир - …, друг - …, добро - … .

9. Разбери два существительных как часть речи.
Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн.

10. Разбери два существительных как часть речи.
Вся территория Кемеровской области на карте окрашена в три цвета.

11. Разбери два существительных как часть речи.
В настоящее время Салаирский кряж представляет собой цепь холмов и возвышенностей высотой до 500метров.

12. Запиши имена существительные в три столбика, укажи род.
Запад, солнце, земля, речь, хищник, море, лодка, подорожник, дерево, Катя, цветок, тепло.

13. Спиши имена существительные, рядом запиши их во множественном числе.
Курица, чудо, ребенок, человек, небо, морское судно.

14. Спиши имена существительные, рядом запиши их во множественном числе.
Лицо, лоб, холод, озеро, время, друг, враг.

15. Образуй от данных имен существительных форму множественного числа. Выдели окончания.
Бассейн, ванна, касса, аллея, группа, коллектив.

16. Выпиши имена существительные, поставь их в начальную форму, определи род.

«Коала» на языке аборигенов Австралии означает «непьющий». Этот зверек, называемый еще «сумчатым медведем», питается только листьями и побегами одного растения, съедая в день около килограмма зеленой массы. Какое растение служит рационом коалы?

Источник: http://сборник по русскому языку
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Чебурашка (08.01.2015) | Автор: Искам Елена Владимировна E
Просмотров: 2106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]