Главная » Статьи » Русский язык и литература

«Нравственные проблемы очерка Н. С. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда»Технологии критического мышления на уроке литературы в 10 классе.
Урок литературы в 10 классе
«Нравственные проблемы очерка Н. С. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда».

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с очерком Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
(1865)
2. Помочь учащимся понять нравственные проблемы, которые ставит это произведение.
3. Развивать аналитические способности учащихся, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы.

Ход урока.

1. Мини-урок. Слово о Н. С. Лескове.

2. Evocation. Мозговой штурм. Сбор и запись ассоциаций к понятиям
“Леди Макбет” “Мценский уезд”
Шекспир глушь
Трагедия провинция
Совесть Россия
Муки
Страсть
Гибель
Читатель сразу ощущает некую странность в названии произведения: столкновение понятий, относящихся к разным стилистическим пластам. «Леди Макбет» – ассоциация с известной шекспировской трагедией, а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией. Так писатель определяет масштабы происходящих в очерке событий. Кроме того, он так ведет скрытую полемику с критиками, утверждавшими, что «у народа не может быть трагедии, а есть только уголовные дела».

3.Realization. Диаграмма Венна.
Подумайте, сходство с каким недавно изученным нами произведением можно заметить в очерке Лескова? Разумеется, это пьеса Островского «Гроза». Сюжетные параллели с драмой Островского оказываются тем фоном, на котором отчетливо проявляются и различия в изображении двух героинь. Постараемся же выявить сходства и различия в судьбе и характере героинь.

«Леди Макбет…» Лескова «Гроза» Островского.



Подытожив результаты наблюдений, ученики делают вывод о том, что одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова к прямо противоположным действиям, определяющим развитие сюжета в драме и очерке. Основой сюжета в «Грозе» становится мотив греха и раскаяния, вины и наказания. Мотивы эти многозначны в пьесе, как многозначен и заглавный образ драмы. Но для самой героини Островского греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести. В отличие от неё Катерина Измайлова не ведает мук совести. Внутренних преград для страсти в ней нет. И поэтому со всей отпущенной природой силой она устраняет внешние препятствия, возникающие на её пути. История любви в сюжете повести становится историей уголовных преступлений.

4.Беседа по содержанию очерка, анализ нравственных проблем, поставленных этим произведением.

Как автор раскрывает глубину нравственного падения героини?– Развитие сюжета проводит читателей по страшному пути нравственного самоубийства:

А) Смысл эпиграфа (страшно только начало; человек, совершающий преступление, переступает через собственную совесть, потом его уже ничто не остановит).

Б) О смерти свёкра – скороговоркой, как о чём-то обыденном.

В) Убийство мужа– цинично; намеренно унижая его зрелищем наглой близости с полюбовником и отказывая в возможности исповедаться(хорош и так будешь). Хладнокровно убивает, спокойно смывает кровь с лестницы (губы Сергея дрожали в лихорадке,… у Катерины Львовны только уста были холодны).

В) Появление в доме мальчика-страстотерпца только подчеркивает глубину нравственного падения Катерины Львовны, не добавляя ничего нового к изображению её характера, ибо судьба ребёнка-наследника становится предсказуемой.

Г) Своеобразие сюжета в том, что в повести не одна, а две развязки. Первая – разоблачение, суд и наказание – завершает события уголовной мценской хроники. Вторая – трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой.

За счет чего же, как уголовная хроника приобретает трагическое звучание?
Преступница сама становится жертвой. Чем сильнее и безогляднее её любовь к Сергею, тем циничнее и откровеннее его надругательство над нею и её чувством. Предел собственных страданий и мук пробуждает проблески нравственного сознания у Катерины Измайловой, не знавшей ранее ни чувства вины, ни чувства раскаяния. В волжских тёмных водах мерещатся ей головы убитых ею свёкра, мужа и племянника. Это леденящее душу видение – последнее впечатление в жизни «леди Макбет Мценского уезда».

Возвращаясь к началу разговора на уроке, пытаемся заново осмыслить определение характера героини: «сильная, свободная натура». Делаем вывод о том, что свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Сильная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

5.Reflection. Написание эссе «Последние мысли Катерины Измайловой».
Самоанализ урока.

1.Что получилось.
Учащиеся активно и творчески (самостоятельно и в парах) работали на стадии побуждения при составлении ассоциаций, активно включались в обсуждение ассоциаций на этапе их записи на доске, припомнили содержание бессмертной трагедии Шекспира. Данный этап активизирует мышление учащихся, пробуждает интерес к анализируемому произведению, заставляет задуматься о проблемах, поставленных в нем автором.
Использование диаграммы Венна на этапе реализации позволило учащимся не только увидеть идейно-художественное своеобразие очерка Лескова, но и понять, как подобные нравственные проблемы решались другими авторами, сопоставить точки зрения современников на подобные проблемы. При составлении диаграммы учащиеся сумели достаточно полно отразить свои знания, высказать и аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такой вид деятельности помогает учащимся развивать аналитические навыки, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
На этапе рефлексии написание эссе позволило всем учащимся высказать свою точку зрения на нравственные проблемы произведения, выразить свое отношение к героине, авторской позиции, согласиться или не согласиться с взглядом критики на очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kriga (10.01.2015) | Автор: Козлова Галина Геннадьевна E
Просмотров: 5831 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]