Главная » Статьи » Русский язык и литература

А.П.Чехов рассказы «О любви»; «Человек в футляре», «Крыжовник». Идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» писателя.
Казахстан
Актюбинская область
Мартукский район
Родниковская средняя школа
учитель русского языка и литературы
Лукьяненко Надежда Ивановна

Название предмета: Русская литература
Класс:10
Тема урока: А.П.Чехов рассказы «О любви»; «Человек в футляре», «Крыжовник». Идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» писателя.
Общие цели: Раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов «О любви»; «Человек в футляре», «Крыжовник» найти соответствия рассказа с другими произведениями из цикла «маленькая трилогия»;Совершенствовать умение проводить филологический анализ художественного текста; Развивать коммуникативную, кооперативную компетенции учащихся и познавательную активность через групповую исследовательскую работу на уроке.
Результаты обучения: Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве писателя, опираясь на знания, полученные ранее; знают содержание изучаемых рассказов; определяют темы и проблемы, поднятые в них; объясняют, в чём проявляется внутренний конфликт героев рассказов ; характеризуют героев, выделяя доминирующие черты в их характерах; анализируют текст, оценивая роль художественной детали; делают выводы об утверждении в произведениях авторских представлений о достойной человека жизни; дают собственную оценку рассказам.
Ключевые идеи: Раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова, особенности творческой манеры писателя.
Приветствие: Упражнение "Приветствие в парах" (выстроить в 2 круга: внешний и внутренний, приветствие по-французски) Поделить на группы (расчет на 1 , 2 и 3 ,3 группы)
Формы работ: Работа в группах, в парах
Организационный момент.1 этап-вызов: пробуждение интереса; создание творческого портрета писателя с использованием схемы.
Кластер (в центре доски записываем А.П.Чехов) Учащиеся дополняют кластер (драматург, писатель-юморист, врач, исследователь Сахалина.)
Мотивация учебной деятельности
Эпиграф:
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов
Слово учителя: «Если каждый человек на Куске земли своей сделал бы всё, что он Антон чехов Может, как прекрасна была бы наша земля»; «Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле… »
И сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством, начатое в предыдущих классах. Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Главными чертами его характера являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить .Не случайно все его работы полемичны. Споры о его творчестве начались ещё среди современников «…тупоумны, холодны и пошлы»,— это слова современника о чеховских рассказах. Уже в ранних юмористических рассказах писатель рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но позже он найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр».
На прошлом уроке мы с вами начали разговор о цикле рассказов А. П. Чехова, составивших его «маленькую трилогию».
2 этап-осмысление: речевое оформление сообщения о творческой биографии писателя.
Работа с маркировочной таблицей: Знаю- писатель- драматург; Хочу узнать – О поездке А.П.Чехова на Сахалин; Узнал новое – (заполняют в конце урока)
Проблемный вопрос: Что объединяет эти рассказы в трилогию? (Конструкция рассказ в рассказе, повествование о центральном событии ведётся не автором, а рассказчиком, в центре произведения – один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, общий образ человека в «футляре», идея о власти «обыденщины».)
Работа с одаренными детьми .Сообщение учащегося о творчестве писателя
3-этап «Взаимоопрос». Учащиеся задают вопросы по творчеству писателя друг другу.
4 этап-«Корзина имен». Учащиеся называют и записывают имена главных героев.
5 этап-Прием «Создай паспорт »ЛИСТ- БЛАНК Группа№1«Человек в футляре», группа №2 «Крыжовник» , группа №3 «О любви»
«Характеристика литературного героя»

Место, занимаемое героем в произведении _____________________________________________________________________________
Образование ___________________.
Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Манера держаться, внешность, особенности костюма ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание героем целей жизни, его основные интересы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение других действующих лиц к данному герою __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово учителя: Три рассказа Чехова - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». По каким признакам литературоведы объединяют эти произведения?
(Рассказы объединены общей темой ( «футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа
(обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине .)
6 этап- Прием «Морфологический ящик» План 1) Выясните время написания рассказа, объясните смысл заглавия. 2) Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа. 3) Объясните, чем рассказ интересен (проблемы, показ героев, их взаимоотношения и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов. Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку. Продумать план и форму своего высказывания.
7 этап- Исследовательская работа по идейно-художественному содержанию трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Задание для 1-й группы. «Человек в футляре» Каким показан рассказчик Буркин? что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? Как он относится к своему рассказу? Зачем перед рассказом о Беликове упоминается мавра, которая никуда не выходила? Каким показан Беликов? Почему о нём говорят «человек в футляре»? Как ведёт себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город? Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»? За что автор осуждает Буркина?
Задание для 2-й группы. «Крыжовник» Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик? Почему он не может уснуть, о чём задумался? Как в этом рассказе появляется автор? В чём смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?..Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить! »? Какова роль описаний природы в рассказе? Что мы узнаём о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нём, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»? В чём отличие Буркина от Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели? Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Задание для 3-й группы. «О любви» Как и каким показан герой-рассказчик?
Почему автор подчёркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира героя? В чём дисгармоничность жизни Алёхина? В чём трагичность жизни Лугановичей и Пелагеи?
8 этап-Презентация результатов исследовательской работы представителями групп
9 этап-Заполнение таблицы (Работа с одаренными детьми)
1)«Человек в футляре » Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.
2)«Крыжовник» Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования крыжовник– символ плотского, физиологического счастья.
3) «О любви» Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви личности.
Выводы по теме: Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Проблемный вопрос. В чём же, по-вашему, хотел убедить читателей Чехов, рисуя «футлярную жизнь» своих героев? (В мире беликовых, чимша-гималайских, алёхиных «нет простора для живых человеческих стремлений».) А это значит, что автор убеждает нас и в том, что нужны перемены, что человеческие судьбы сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, счастье.
10-этап Рефлексия (Незаконченное предложение):
Самым интересным для меня на уроке было узнать…
Мне полюбились произведения А.П.Чехова за то, что…
Если бы не было в истории литературы Чехова…
11-этап Домашнее задание: Прочитать рассказ Чехова «Ионыч»; составить схему нравственной «эволюции» доктора Старцева к «Ионычу»; объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный.
Оценивание: Заполняют оценочные листы.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Надежда (31.07.2014) | Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна E
Просмотров: 11121 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 1
1 Valenta  
Здравствуйте, изучила вашу разработку - очень интересный материал, хорошо освещены все этапы урока, обязательно возьму себе на заметку. Большое вам спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]