Главная » Статьи » Русский язык и литература

статьяФормы контроля и самоконтроля на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕНТ
Знания, умения и навыки школьников, в которых они отчитываются на ЕНТ, находятся в прямой зависимости от того, как учитель ( причем не только тот, который готовит выпускников к ЕНТ, а тот, кто учил в начальной школе, среднем звене) организовывал работу, насколько полно использовал развивающий потенциал языкового материала для работы для работы над логическим мышлением, памятью, а также эмоциональной сферой.
Подготовить учащихся к ЕНТ можно, разумеется, разными способами: путем перегрузки школьников домашними заданиями или дополнительными занятиями, поощрение системы репетиторства или посещения курсов при вузах. Однако все это противоречит основной задаче школы – настоятельной необходимости воспитания активной личности, способной самостоятельно решать творческие задачи.
Программа 11 класса по русскому языку включает в себя материал по « Синтак-
сису», поэтому уроки нужно строить так, чтобы повторить и закрепить все изученное за курс русского языка и по другим разделам.
Часть урока должна включать программный материал по «Синтаксису»,где работа
строилась на материале параграфов учебника: составлялся план параграфа или рисовались схемы, таблицы, позволяющие сжато систематизировать и обобщить материал.
Все схемы, планы, таблицы размещались в специально заведенных тетрадях-справочниках. Ведение тетрадей справочников необходимо, так как, заглянув туда, легко вспомнить изученный материал. Далее выполнялись упражнения учебника или для работы предлагались тестовые задания на данную тему.
Следующий этап урока включал материал для повторения других разделов русского языка. Этот материал был разбит на блоки. Например, блок « Части речи»,
блок « Члены предложения», блок « Орфограммы в корне » и .т.п.
Учащиеся самостоятельно готовились по заданным темам, а иногда по индивидуальным заданиям, рассказывали правила, предлагали опорные записи, конспекты, схемы, таблицы, которые помогли им повторить изученное.
Использование схем, таблиц, опорных записей помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме тот объемный материал, который приводится в нескольких параграфах учебника.
Здесь уместно использовать такой вид контроля как защита опорного конспекта, схемы, таблицы.
Эффективным способом контроля, самоконтроля и взаимоконтроля является самостоятельное составление учащимися тестовых заданий по блоку тем или подбор заданий по заданной теме из различных сборников. Составленные учащимися тесты можно использовать и на последующих уроках для индивидуальной проверки ЗУН. Здесь может быть несколько вариантов контроля.
Можно предложить работу в парах. Учащиеся обмениваются составленными тестами и проверяют, правильно ли составлен ключ к тесту, корректно ли сформулирован вопрос и.т.д.
Но не только тесты можно использовать для проверки знаний. Работа по карточкам – основной вид контроля на уроках. Карточки « Минутки» позволяют быстро проверить знания орфограмм, пунктограмм, знание морфологических признаков.

Карточка « Минутка» Ученик должен буквами, цифрами, схемами
дать ответ на поставленный вопрос.
Ответ
1-2
2-2
3-2
4-3
5-2
6-1
7-1
8-2
9-2
10-3
Укажи склонение
1.Мозоль
2.Тюль
3.Озеро
4.Помощь
5.Ключ
6.Зима
7.Парта
8.Иней
9.Поле
10.Молодежь

Используя такую работу, можно быстро осуществить контроль, взаимоконтроль изученного материала.
Работа « третий лишний» формирует важнейший логический навык и позволяет повторить изученное. Например, учащимся предлагается ответить на вопрос, по какому признаку слова, записанные на доске, объединены в группы:
Опилки Библиотека Железо
Тиски Стройка Молоко
Плоскогубцы Тетрадь Студенчество
Учащиеся отвечают, что в 1-м столбике слова, которые употребляются только во множественном числе, во 2-м – и в единственном и множественном числе, в 3-м-
только в единственном числе. Так с помощью игрового задания удается повторить материал, который включен в тесты ЕНТ.
Наиболее эффективным методом контроля, взаимоконтроля и самоконтроля при подготовке учащихся к экзамену является работа с предложением, словом.
Причем слово рассматривается на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом. Например, дается предложение.
Яркие пол…сы солнеч(?)ных лучей пр…бившись скво..ь кровлю д…рев…ев
ра…се…вают плотный сумрак и лес окута….ый этим серебристым светом кажет(?)
ся еще более величестве…ым.
Задания:
1. Произвести орфографический разбор слов с пропущенными буквами.
2. Сделать пунктуационный разбор. Ответить на вопросы:
1. Сколько в предложении прилагательных? Причастий?
2. В каких словах звуков больше, чем букв?
3. Какое слово употреблено в переносном значении?
Такая работа позволяет не только повторить ранее изученный материал, но и развить интерес и самостоятельность, осуществить различные виды контроля.
При подготовке к ЕНТ должен осуществляться и по знанию теоретического материала. По материалу уже повторенному составлялся билет. Ученику, выполнившему на уроке практическое задание у доски или по карточке, предлагалось вытянуть билет, где сформулирован вопрос по теоретической части.
Например.
Билет № 1 Расскажи о правописании О-Е после шипящих в разных частях слова.
Билет № 2 Расскажи о согласных звуках.
Билет № 3 Расскажи о склонениях существительных
Ученик должен дать монологический ответ на билет. Учащиеся выслушивают ответ, дополняют, оценивают ответ.
При подготовке к ЕНТ можно предложить работу по самостоятельному решению тестов, также предложить завести « Лист учета знаний», где в графу «Что я затрудняюсь выполнить» записывать вопросы, номера заданий, с которыми ученики не могут справиться. На уроках, консультациях эти задания можно разобрать, выполнить.
Сдача ЕНТ – серьезное испытание для учителя, работающего в выпускном классе. Но ответственность за каждого выпускника должна быть и у учителей, работавших в начальной школе, среднем звене.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ai-smirnov (28.10.2014)
Просмотров: 1207 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 vlfdimir  
Самая актуальная тема .Автор раскрыл  свои  подходы по подготовке к ЕНТ.Тоже попробую! Спасибо ,Нина.

1 sveta  
Статья, на мой взгляд, поднимает серьезную проблему о том, как качественно подготовить учащихся к сдаче ЕНТ по русскому языку. Согласна с автором в том, что это работа учителей и начального звена, и среднего звена. Спасибо за разнообразие форм работы. Успехов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]