Главная » Статьи » Русский язык и литература |
урок русской литературы в 7 классе "Образ леса в русской поэзии и прозе"
Красноармейская ООШ урок русской литературы в 7 классе Тема: «Образ леса в русской поэзии и прозе». Учебно-воспитательные задачи: Обучающая: -закрепление умений отличать жанры художественного произведения; находить поэтические средства образности; определять их значение в идейно- художественном своеобразии поэтического и прозаического произведения; Развивающая: - развивать навыки самостоятельного постижения поэтического и прозаического произведения; - развивать воображение и расширять эмоциональную сферу учащихся; Воспитательная: - воспитание бережного и сознательного отношения к природе, понимания её ценности для мировой цивилизации и отдельного человека. Тип урока: комбинированный Методы урока: словесный, наглядный, практический. Оборудование: учебник «Русская словесность»- 7 класс для школ с русским языком обучения, распечатанные тексты И.Тургенев «Лес и степь» (отрывок); И.Бунин «Псковский бор»; схема «Макрообраз леса» Ход урока: 1. Организациооно-ориентирующий этап: А) Взаимное приветствие учителя и учащихся; Б) Подготовка учащихся к работе; В) Постановка цели урока. 2. Актуализация знаний. Опрос: - Что такое пейзаж в художественном произведении? - Нужны ли описания природы в произведении? - Чем пейзаж в поэтическом произведении отличается от пейзажа в прозаическом художественном произведении? - Пейзажи из каких художественных произведений произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему? -Какие макрообразы вам знакомы? Приведите примеры? - Чем макрообраз отличается от микрообраза? -Как воспринимает лес человек? Можно ли назвать лес «чужим» или «родным» пространством для человека? Слово учителя: - Образ леса в искусстве- это, прежде всего, динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многоих живых существ (насекомых, грызунов, птиц, зверей), образы-звуки, образы- запахи, цвета, краски, игру света и тени. Единый собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем и вечером; лес весной, летом, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду. Именно поэтому можем сказать, что лес- это макрообраз. (кратко записываем данное определение в рабочие тетради) Работаем со схемой «Макрообраз леса». ОБРАЗ ОБРАЗ ФЛОРЫ ФАУНЫ МАКРООБРАЗ ЛЕСА ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ- ЗАПАХИ ЗВУКИ КРАСКИ 2. Работа с текстами художественных произведений: 1) Учитель: Многие русские писатели и поэты обращались к образу леса. Здесь уже звучали имена И.С. Тургенева, И.А. Бунина, И.Северянина… Образ леса предстаёт и в произведениях казахстанских поэтов и прозаиков- Т.Мадзигон, Е. Курдакова. Каким же видят лес русские художники слова? 2) Индивидуальное задание: Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа «Лес и степь» со слов «Вот и лес…» до слов «… помчится вслед». Вопросы на восприятие: - Ребята, давайте пристально вглядимся в текст. В какое время предстает лес в этом отрывке? Назовите образы, составляющие в тургеневском описании макрообраз леса. (Самостоятельная работа учащихся и последующая беседа проходят под приглушенную запись «Голоса леса», о чем учитель предварительно сообщает ребятам) Образ леса в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь» Время года Образы флоры Образы фауны Образы-запахи Образы-звуки Образы -краски Начало лета Статные осины.Берёзы, Могучий дуб, липа, ландыши, высокие травы, грибы. Желтые мухи, мошки, птицы, малиновка, заяц-беляк. Запах ландышей Тишина. Золотой голосок малиновки, шум верхушек деревьев. Тень, золотистый воздух, прошлогодняя листва, бурая листва, зелёная дорожка Художественные средства и настроение Эпитеты Олицетворение Метафоры гиперболы умолчание Сравнение «Статные осины», «золотистый воздух», «золотой голос малиновки» Осины «лепечут», «лес глохнет», «Ветер набежал» «далее, далее, глубже в лес», «лес глохнет» Дуб «как боец», «золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью», «зашумели верхушки деревьев, словно падающие волны». Слово учителя: -Мы познакомились с образцом прозаического художественного описания леса. А теперь послушайте, как изображён лес в лирическом стихотворении И.А. Бунина «Псковский бор». - В этом произведении как бы два плана, два течения. Одно- реальное, «лесное», с конкретными деталями; второе- несколько сказочное, эмоционально- нравственное. Как они совмещаются и зачем- попробуем понять. Будьте внимательны «по дороге». (Стихотворение читает учитель. Текст стихотворения лежит на каждом рабочем столе) Фронтальная беседа: - Обратите внимание, как точен поэт: он называет свое стихотворение не «Псковский лес», а «Псковский бор», ведь речь в нём идёт не просто о лесе, а о каком лесе? (О хвойном, сосновом- отсюда и «бор», а не лес) - Какое время года изображено в стихотворении? (Осень) - Какие краски вы видите? Какие звуки слышите? (Пахнет сыростью, грибами. Всмотримся в чащу леса. Что там? Не Баба ли Яга- костяная нога?) - «Тропы рысей и медведей уводят к сказочным тропам». О каких сказочных тропах говорит поэт? (Сосновый бор уводит в сказку, в далёкие времена, в историю) - Каким настроением проникнуто стихотворение? Слово учителя: - К образу леса, его красоте, его тайнам обращались и обращаются не только писатели и поэты, но и художники. А для некоторых, как, например, для русского художника 19 века Ивана Шишкина, лес и вообще пейзаж становится единственным и самым любимым предметом изображения. Сообщение ученика о жизни и творчестве И.Шишкина ( презентация 5 картин И.Шишкина «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Корабельная роща» (1898)) Слово учителя: - Какие из рассмотренных картин наиболее созвучны стихотворению Бунина «Псковский бор»? - Вернемся еще раз к стихотворению. Как вы понимаете бунинский вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Что мы унаследовали? Почему должны быть достойны наследства этого? Обобщение: -Сегодня перед нами предстали 3 образа леса: один-в прозе, другой- в поэзии, третий- в зримых красках. Первые два мы только воображаем, третий- видим. Писатель и поэт создают образы при помощи слов, художник- при помощи красок. Рефлексия: -Что было наиболее интересным на уроке? -Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? Задание на дом: Выпишите из произведений А.Н. Майкова и И.А. Бунина, посвященных описанию леса, деревьев (одно стихотворение на выбор) образы- переживания и образы- мысли. Подготовьтесь к комментированию. А теперь, давайте представим, что мы в лесу. Посидим и послушаем голоса его обитателей. Приложение: Иван Бунин «Псковский бор» Вдали темно и чащи строги. Под красной мачтой, под сосной Стою и медлю - на пороге В мир позабытый, но родной. Достойны ль мы своих наследий? Мне будет слишком жутко там, Где тропы рысей и медведей Уводят к сказочным тропам, Где зернь краснеет на калине, Где гниль покрыта ржавым мхом И ягоды туманно-сини На можжевельнике сухом. | |
Просмотров: 2365 | |
Всего комментариев: 0 | |