Главная » Статьи » Русский язык и литература |
"Спряжение глаголов"
Цель урока: закрепить умения и навыки о глаголах; научить определять спряжение глаголов; прививать интерес к предмету русского языка. Развивать устную и письменную речь учащихся. Оборудование: интерактивная доска, книжная пособие, схемы, диаграмма Венна ХОД УРОКА І.Организационный момент: Проверка посещаемости учащихся, психологический настрой. ІІ. Опрос домашнего задания. Правила глагола. Стр. 178. Упражнение 399 Из песни слова не выкинешь. (несов., буд.вр., 2 л. ) Двое пашут, а семеро руками машут. (несов., наст.вр., 3 л.) ІІІ.Обобщение пройденного. Слайд 1 Часть речи что делать? Сказуемое что сделать? время вид лицо 1,2 спряжение число Задание: Переведите слова на русский язык и подберите к ним начальную форму глагола,связанные с этим словом. Слайд 2 Рақмет – спасибо – благодарить Ән – песня – петь Ұйқы – сон – спать Күлкі – смех – смеяться Кеме – корабль – плыть Есеп – счет – считать Арман - мечта – мечтать Сөз – слово – говорить Су – вода – лить Өмір – жизнь – жить ІV. Новая тема: Спряжение глаголов. Слайд 3. Слово учителя: Глагол- это самостаятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Каждое лицо глагола имеет свои окончания. По личным окончаниям можно определить лицо и число глагола. Спрягаются глаголы только в форме настоящего и будущего времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Слайд 4. Личные окончание глаголов 1 и 2 спряжения 1-е спряжение 2-е спряжение Лицо Ед. Число Мн. Число Лицо Ед. число Мн. число 1-е -у, -ю -ем 1-е -у, -ю -им 2-е -ешь -ете 2-е -ишь -ите 3-е -ет -ут, -ют 3-е -ат -ат, -ят V. Работа с учебником. Слайд 5. Устное выполнение упражнений 400-401 стр. 183 Я жду. Мы ждем. Я пою. Мы поем. Ты ждешь. Вы ждете. Ты поешь. Вы поете. Он ждет. Они ждут. Он поет они поют Я прочитаю. Мы прочитаем. Ты прочитаешь. Вы прочитаете. Он прочитает. Они прочитают. Я буду читать. Мы будем читать. Ты будешь читать. Вы будете читать. Он будет читать. Они будут читать. Упражнение 402- 403 стр. 184 (письменно) Выпишите глаголы в форме будущего времени. Укажите лицо и число. Обозначьте личные окончание глаголов. Упражнение 405 (письменно) стр. 184 Поставтье глаголы на 2- лицо ед.числа. Обозначьте окончания. Рыдаешь, плачешь, ревешь, хохотаешь, улыбаешь, смеешь, идешь, шагаешь, брестишь, плестешь Лингвистическая игра « Кто быстрее?» - Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание, определите время. Я рассказываю. Мы рассказываем. Ты рассказываешь. Вы рассказываете. Он рассказывает. Они рассказывают. Я расскажу. Мы расскажем. Ты расскажешь. Вы расскажите. Он расскажет. Они расскажут. Слайд 6. ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ. - Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения). Слово учителя: Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения: Учащиеся хором повторяют. Слайд 7. Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на "-ить", Кроме слов "брить" и " стелить ". А ещё: "смотреть", "обидеть", "Слышать", "видеть", "ненавидеть", "Гнать", "дышать", "держать", "терпеть" И "зависеть" и "вертеть". - Что мы сегодня на уроке научились делать? (Научились определять спряжение глаголов) - Скажите, какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (Ответы детей) (Ко 2 спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме глаголов брить, стелить, а так же 4 глагола на – ать и 7 глаголов на - еть.) VII. Домашнее задание. Слайд 8. Стр.185 , упражнение 407. (спишите, вставляя нужный глагол) VIII. Итог урока. | |
Просмотров: 1194 | |
Всего комментариев: 0 | |