Главная » Статьи » Русский язык и литература

конспект урока по русскому языку по теме "Типы связи в словосочетаниях"
Урок русского языка по теме "Типы связи слов в словосочетании". 8-й класс

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:
Образовательные:
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: интерактивная доска, листы самооценивания , технологическая карта урока.
Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили с вами о синтаксической единице – словосочетании. Сегодня вы узнаете о нем больше. тему и цель урока вам предстоит определить самостоятельно. Достигнем этого через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, Каждого выслушиваем очень внимательно, не перебиваем, и помним ,что каждый имеет право на свою точку зрения, и никто не должен опровергать его без аргументов. У каждого из вас есть лист самооценки, вам необходимо оценить каждое задание.

Начнём наш урок с проверки знаний.
Слайд 1.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Для того чтобы ответить на этот вопрос , я предлагаю собрать их в «корзину идей»: вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.
Слайд 2.
Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

Ученики. Парная работа.
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд 3:
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд 4.


Липовая аллея, идти по аллее , вследствие дождей, время отдыха , красиво петь , лес шумит.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.
Высказывают своё мнение

Слайд 5.
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Р..шать задачи, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, зеленый р..сток , тв..рящий художник, б..седовать о книге , слушать вн..мательно, выб..ру подарок, обж..гающий зной.

Групповая работа (по 3 человека).

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения, что словосочетания объединены :
По главному слову:
По зависимому слову:

Учитель : . В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.
Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики формулируют вопросы:
Как называется связь с зависимым словом – существительным?
Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.
IV. Работа над новой темой.
Слайд 9.
Учитель:
Изучив материал на страницах учебника параграфы 10-12, составьте интеллект-карту по теме «Типы связи слов в словосочетании» ( по группам).
Ученики составляют интеллект- карту по теме, защищают, если необходимо дополняют ее, после выступления другой группы , с помощью стикеров ,оценивают.
– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи
Слайд 10.

Ученики. Работа в парах.
Изучив теоретический материал учебника, обучающиеся составляют алгоритм определения связи в словосочетаии.
Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
Определить часть речи зависимого слова.
Изменяется ли зависимое слово?
Если нет – примыкание.
Если да – изменить главное слово.
Изменяется зависимое слово?
Если да – согласование.
Если нет – управление.
.
Учитель: Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице.
Слайд 11.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)

Ученики.
Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Выполните следующие тренировочные упражнения.
Слайды 12-14.

Задание 1.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
«Байтерек –визитная карточка Астаны»

Задание 2.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Степь пробуждалась медленно.

Задание 3.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Абай перевел стихи Пушкина на казахский язык.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Выполните самостоятельно работу в технологической карте урока, а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 15-18.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
.Слайд 24
Изучить §10-12 , выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
• Выполнить задание на выбор:
– упражнение № 62
– Составить тест по теме «Типы связи в словосочетании»

VIII. Рефлексия

Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 25
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulnara (28.05.2015) | Автор: Испамбетова Гульнар E
Просмотров: 1476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]