Главная » Статьи » Русский язык и литература

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Республика Казахстан
Мангистауская область
Мунайлинский район
средняя школа№ 8
преподаватель русского языка и литературы
Капизова Лаззат Нуховна

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин. На уроках русского языка в нашей школе используется проективная методика. Назовем возможные темы учебных проектов:
1. Зачем я говорю и пишу?
2. Гласные и согласные бывают такие опасные …
3. Звуки – «двойняшки»
4. Где поставить ударение?
5. Всегда ли мягкий мягкий знак?
6. Древняя письменность
7. Откуда растет корень слова?
8. Крылатые слова и выражения
9. Разделительные Ь и Ъ
10. В царстве трёх склонений
11. На что похоже наречие
12. Какие части речи я знаю
13. Как различать омонимы
14. Такие разные синонимы
15. Тайны морфемы
16. Пословицы в современном мире
17. Заимствованные слова
Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.
Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
1. Запиши слово, поставь ударение.
2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметь, где написание расходится с произношением.
4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
5. Составь предложение со словом.
6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Образец работы ученика
1. Медвѐдь.
2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
3. Медведь.
4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
5. Медведь ест малину.
6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
9. Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.
Проект «Крылатые слова и выражения»
Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.
Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.
Задачи проекта:
1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы.
2. Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно.
3. Совершенствовать у детей навыки работы в группе.
4. Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.
Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?
Работа в группах:
1. Создание кроссворда «Речь».
2. Исследование «Что любят читать мои одноклассники?»
3. Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов).
4. Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в наше время?)
Оформление результатов работы: кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электронная презентация.
Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы.
Использование материалов проекта:
1. При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения»)
2. Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)
Проект «Тайны морфемы»
Цель проекта: помочь детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.
Проблемный вопрос: какая морфема самая главная?
Тема детских исследований в рамках детского проекта:
Чем морфема отличается от морфологии?
Каких морфем в русском языке больше?
Какая морфема самая главная и трудная для написания?
Какой корень самый древний?
Какой корень самый интересный?
Бывают ли корни – «хамелеоны»?
Какая приставка самая хитрая?
ТЬ – это суффикс или окончание?

Оформление результатов детских исследований:
1. Буклет «Самый интересный корень»;
2. Мультимедийная презентация «Ах, эти суффиксы!»;
3. Исследование «Каких морфем больше?».
Подведение итогов: урок «Тайны морфемы»
Проект «Пословицы в современном мире»
Цели проекта:
1. пополнить активный словарный запас учащихся пословицами;
2. уточнить смысл и значение каждой из них;
3. научиться применять их в речи;
4. самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками;
5. дать толкование пословицам;
6. нарисовать к пословицам иллюстрации.
Задачи проекта:
1. провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе II классов школы,
2. провести оценку полученных результатов,
3. разработать решения и соответствующие мероприятия;
4. научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией;
5. развивать творческие способности учеников;
6. создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников II класса»,
7. художественно его оформить.
Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?
Работа в группах:
1. Основные признаки и функции пословицы.
2. Пословицы народов мира.
3. Тематические пословицы.
4. Пословицы разных времен.
5. Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.
6. Пословицы о пословицах.
7. Пословицы разных источников происхождения.
8. Прямой и переносный смысл пословиц.
Оформление результатов детских исследований:
Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).
Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».
Коллективная проектная деятельность, осуществляемая учащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоваться каждому участнику независимо от способностей.
Работа над проектом «Заимствованные слова»
На уроках русского языка заимствованным словам посвящается достаточно много времени. Изучение этой темы вызывает большой интерес у обучающихся. Ученики 3 класса уже два года изучали английский язык, поэтому им интересно узнать, какие слова пришли в русский язык из английского языка. Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления заимствованных слов в русском языке.
В реализации проекта участвует классный руководитель и учащиеся 3 класса, учителя английского языка, родители, библиотекарь школы.
Вместе с учащимися определяются цели проекта:
1. прививать любовь и уважение к родному языку;
2. вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
3. развивать умения проектировать свою деятельность.
Задачи проекта:
1. формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
2. воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
3. развитие творческих способностей, интереса к предмету.
Выдвигается гипотеза исследования: заимствованные слова в научной литературе используются чаще, чем в художественной.
Затем определяется план работы:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
2. Выделить категории слов, заимствованных из английского языка.
3. Сформулировать основные признаки заимствованных слов.
4. Выявить заимствованные слова в научно-познавательном и художественном текстах.
5. Сравнить количество заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах.
На подготовительном этапе проекта проводится диагностика учащихся. Учащимся предлагается ответить на вопросы: почему они допускают много орфографических ошибок, какие существуют пути решения этой проблемы. Проанализировав результаты, школьники приходят к выводу, что испытывают трудности в написании словарных слов. Написание многих слов в русском языке проверить невозможно. Но, зная историю появления этих слов, их «биографию», можно понять, почему они так пишутся.
На следующем этапе начинается сбор информации. Цель этого этапа: провести теоретический обзор литературы по данной теме; узнать как можно больше интересных сведений о появлении заимствованных слов в русском языке. Ребята работают индивидуально и группами. В качестве источников информации используются книги, энциклопедии и словари. Некоторые с помощью родителей ищут информацию в Интернете.
В ходе проведённой работы, одна из групп обучающихся заинтересовалась историей появления заимствованных слов в русском языке. Их задачей было выяснить, какие языки «подарили» нам свои слова. Они выяснили, что в русском языке много древнегреческих и латинских слов, а также слов татарского, немецкого, французского, английского происхождения. Заимствованные слова отражают связи нашего народа с другими народами в разные периоды истории.
Другая группа обучающихся занималась изучением слов, заимствованных из английского языка. Учащиеся познакомились с историей появления в русском языке некоторых слов английского происхождения. Затем ребята решили условно разделить все подобранные слова на несколько категорий. Были выделены такие категории, как спорт, профессии, компьютер, экономика.
Ещё одна группа занялась формулированием основных признаков заимствованных слов.
Несколько человек объединились и стали подбирать загадки, отгадками которых являются заимствованные слова.В процессе работы учащиеся консультировались у преподавателей. Когда был собран достаточный объем материала, состоялось заседание научного общества, на котором каждая группа отчитывалась о проделанной работе.
Затем было решено экспериментальным путём проверить, каких слов больше используется в научно-познавательной и художественной литературе.
Для количественного сравнения исконно русских и заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах можно воспользоваться текстами из учебников «Человек и мир» и «Литературное чтение» за третий класс. Подсчитать заимствованные слова и исконно русские и сделать вывод каких слов больше.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся представляют отчет о проделанной ими работе. На защиту проекта приглашаются родители, учителя, учащиеся других классов. Дети рассказывают присутствующим о своём проекте: с чего начиналась работа, как придумывали задания. Как готовились к защите проекта, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.
Украшением презентации может стать «Калейдоскоп загадок». Обучающиеся разгадывают загадки и, опираясь на сформулированные признаки заимствованных слов, выясняют происхождение слов – отгадок.
После презентации проводится анкетирование обучающихся, которая позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта предлагается высказать своё мнение по следующим вопросам:
1. Какова основная идея этого проекта?
2. Чему тебе пришлось научиться?
3. Доволен ли ты результатами своей работы?
4. Что дала тебе эта работа?
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:
1. учатся планировать свою работу;
2. учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
3. учатся работать с разными источниками информации;
4. учатся оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Таким образом, по определению Н.Ю. Пахомовой,
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
2. Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа плюс До и После» № 10 2006г.
3. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
4. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. «Начальная школа плюс До и После». №7 2007г.
5. Фролова Л.А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий. «Начальная школа плюс До и После». № 7 2007г.
6. Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2000.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sabira (25.03.2016) | Автор: Капизова Лаззат Нуховна E
Просмотров: 2269 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]