Главная » Статьи » Русский язык и литература

Открытый урок русского языка в 8 классе (урок-игра) Тема: «Словосочетание»
Открытый урок русского языка в 8 «В» классе (урок-игра)
Тема: «Словосочетание»
Цели урока: обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; развитие мышления и общеучебных навыков; познавательной самостоятельности; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Оборудование: листы с заданиями, мультимедийная презентация с осенним фоном, Лист контроля (для каждого ученика)
Класс заранее разделён на три группы, в каждой группе выбран капитан. Задания состоят из туров (в одном туре может быть несколько заданий, которые оцениваются баллами). Разбалловка – на доске.
Ход урока
1. Словарная диктовка.
Стихотворение, листок, осень, волшебство, очарование, свежесть, олицетворять, человек, единый, темнеть, аллея, новизна, исправить, еловый.
Подчеркните первые буквы каждого слова цветным карандашом. Какое слово получилось? (Словосочетание).
2. Целеполагание.
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке? Что вы должны показать, ребята? (Ученики отвечают)
Знать: три основных способа подчинительной связи.
Уметь: 1) Отличать словосочетания от предложений.
2) Находить главные и зависимые слова в словосочетании
3) Правильно указывать способ связи слов в словосочетаниях.
3. Работа в группах
Тур I. «Кто точнее?» Работают над каждым предложенным вопросом все участники команды сообща, затем отвечают по очереди дети или капитан команды. (Слайд 3)

• Словосочетание — это ___________________, состоящая из__________________________________ слов, соединённых ____________связью.
• Согласование — это__________________, при котором зависимое слово ____________ с главным_______________________ или____________________.
• Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится при главном в определённом падеже с предлогом или без предлога — это_____________________.
• Примыкание это — _____________.
Тур II. «Кто правильнее?» (Слайды 4-5)
1) Расскажи о словосочетании по схеме, вместо пропуска вставь подходящую информацию к правилу
Х
прилаг. + сущ. ( именное, согласование) ;
х
.... + сущ. ( глагольное..., )
Х
нареч. + ..... (наречное, ....,)
2) Заполни таблицу: распредели части речи по колонкам
согласовываются управляют примыкают

Части речи: причастия, деепричастия, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, существительные или местоимение в косвенном падеже, инфинитив.
Тур III. «Кто грамотнее?» (Слайд 6)
1. Установите соответствие
Первая смена
Дым костра согласование
Глядеть любуясь управление
Падающие листья примыкание
Идти пешком
Ведущий к победе
2. Выписать из стихотворных текстов поэта С.А. Есенина словосочетания, указать главное и зависимое слово, обозначить способ связи. (у каждой команды свой текст-четверостишие).
Слайд 7 – портрет С.А. Есенина, слайд 8 – стихотворные тексты

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
3. Заменить данные словосочетания со способом управления на синонимичные со способом примыкание (Слайд 9)
Говорил с тревогой, глядел со смущением, охранял с заботой, уезжал со спокойствием, жил без забот, отзывался с гордостью, шагал с усталостью, бросился без страха.
4. Выпишите синтаксические конструкции, которые не являются словосочетаниями. (Слайд 10)
Осенний день, леса и луга, люди трудятся, подъехать к станции, возле школы, надеть свитер, сильно ударить, урок окончен, бить баклуши, стакан кефира, более важный, идти не оглядываясь, уборка хлеба, будешь учиться, мясо по-французски, первый снег, купить сапоги, долго упрашивал.
Проверьте себя (Слайд 11)
Не являются словосочетаниями
• Леса и луга
• Люди трудятся
• Возле школы
• Урок окончен
• Бить баклуши
• Более важный
• Будешь учиться
Тур IV. «Кто внимательнее» (Слайд 12)
1. «Третий лишний». Укажите лишнее словосочетание.
1) Строгий порядок, твой учебник, так скучно.
2) Читающие дети, уверенно читать, читая быстро
3) Рассказывать не торопясь, рассказавший историю, рассказывать интересно
5) Строить дом, пилить дрова, моя книга
6) Решать задачу, добрые люди, свежий ветер
7) Изобразить на картине, красивый пейзаж, изображённый художником
8) Гулять в саду, вернуться поздно, идти не торопясь.
2. Найдите и выпишите синонимичные словосочетания (Слайд 13)
Речной залив, хребты гор, замочная скважина, заливать берег, залив реки, горный воздух, берег моря, влажный от тумана, воздух гор, горные хребты.
Музыкальная пауза – звучит песня «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина. (Слайд 14)

4. Подведение итогов. Заполнение листочков контроля. Рефлексия.
5. Домашнее задание: Тур V. «Кто образнее?» (Слайд 15)
Вам нужно написать письмо своему другу, который живёт за границей, и рассказать о поздней осени в Казахстане, используя данные словосочетания:
Поздняя осень, быстро смеркается, часто моросит, резкий ветер, липнет к обуви, дыхание зимы, первый снег.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: СауКош (02.03.2017) | Автор: Смагулова Сауле Кошкеновна E
Просмотров: 2923 | Теги: русский язык, 8 класс, Словосочетание, обобщение, закрепление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]