Главная » Статьи » Русский язык и литература

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе на тему "
Краткосрочное планирование урока в 7 «А» классе по теме «Простые и составные союзы»

Тема урока Простые и составные союзы
Цель урока Ученики будут различать союзы по структуре, правильно употреблять их в речи
Ссылки Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., Москва «Просвещение», 2013
Задачи Создать соответствующий эмоциональный настрой, подготовить психологически учащихся к освоению нового материала; рассмотреть союз как часть речи, строение союза; научиться находить в текстах союзы;
отработать умения опознавать в предложениях простые и составные союзы; развивать мышление; воспитать ответственность за качество своих знаний.
Ожидаемые результаты обучения Различают виды союзов по составу, определяют роль союзов в тексте, сходство и различия предлогов и союзов, определяют тему и цели урока, используют простые и составные союзы в речи, составляют вопросы к тексту
Методы урока Беседа, диалог «ученик-ученик», диалог «ученик-учитель», критическое мышление, чтение, оценивание, элементы анализа текста, выполнение упражнений, частично-поисковый
Формы работы Групповая, работа в парах, индивидуальная, стратегии «Дерево ожиданий», «Таблица ЗХУ», метод критического друга «1 звезда, 1 пожелание», «Мозговой штурм», «Можешь – расскажи», рефлексия
Тип урока Комбинированный
Вид урока Урок-практикум
Оборудование Интерактивная доска, учебник, карточки, Маршрутный лист, Дерево ожиданий на плакате, раздаточный материал – тексты отрывков «Легенды о Данко» М.Горького
План урока:
1. Организационный момент. Тренинг. Деление на 4 группы.
2. Актуализация знаний.
3. Подведение к теме урока.
4. Работа над новой темой.
5. Применение новых знаний.
6. Оценивание.
7. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Этапы урока Формы активного обучения и управления Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы
Организа-ционный момент Учитель приветствует учащихся Здороваются с учителем и выходят к доске Организация учащихся
Психологи-ческий настрой на урок 1.Диалог «мозговой штурм» («учитель-ученик»)

2.Стратегия «Дерево ожиданий»

3.Деление класса на группы - Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Прослушав ответы учеников, говорит:
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
2.Подходит к Дереву ожиданий с приготовленным надписанным стикером с ожиданием от урока и вешает на Дерево.

3.а) задаёт вопросы ученикам:
- Ребята, кто любит, когда светит солнышко?
- Кому нравится запах дождя?
- А кто из вас любит наблюдать за падающими снежинками?
- Кто любит шелест осенних листьев? (таким образом делит класс на 4 группы)

б) сообщает детям, что сегодня на уроке также будем работать в группах, предлагает распределиться в 4 группы и повторить «Правила работы в группе».
Раздаёт Маршрутный лист самооценивания и взаимооценивания
(работа с ними в течение всего урока)
- Ребята, сегодня на уроке знания свои вы также будете фиксировать в Маршрутном листе. Обратите внимание: за каждый вид работы вы сможете себя оценить. Стоя в кругу, отвечают на вопрос учителя:
-Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?

2.Подходят к Дереву ожиданий и на стикерах, которые висят на Дереве, пишут свои ожидания от урока: хотим работать в группах, делать постеры, новые знания, грамотно говорить по-русски, больше знать о союзах.
3.а) отвечая на вопросы учителя, класс делится на 4 команды по признакам, озвученным учителем: кто любит солнышко – одна группа, любящие запах дождя – вторая группа, любители наблюдать за падающими снежинками – третья группа, кто любит ходить по шуршащим листьям - четвёртая группа.
б) знакомятся с Маршрутным листом самооценивания и взаимооценивания

Дерево ожиданий на плакате, фломастеры, стикеры

Маршрутный лист урока

Актуализа-ция знаний

Формативное оценивание
«1 звезда, 1 желание» - Давайте мы с вами сначала проверим домашнюю работу – упр. 357 - путём взаимооценивания.


- Кто выполнил творческое задание: написать мини-сочинение «Зачем нужны союзы?" Ученики читают и проверяют упражнение путём взаимооценивания (критерии оценивания на Маршрутном листе)
Желающие выступают, а группы оценивают их работы. Дарят звёздочки лучшим работам

Учебник, тетради по русскому языку, Маршрутный лист, звёздочки для оценивания творческих работ
Подведение к теме

«Мозговой штурм» (диалог «учитель-ученик»)

Создание проблемной ситуации

Приём «Броуновское движение» (по периметру класса размещены карточки-надписи, которые необходимо собрать и распределить на две группы, оставив на месте «лишние надписи) - Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа. Задание для первого оценивания находится в Маршрутном листе. Прочитайте предложение и выполните синтаксический разбор:
Солнце озарило южный замок (слайд).
- Проверьте себя (слайд с полным синтаксическим разбором).
- Хорошо! Прочитайте первые буквы каждого слова в этом предложении. Какое слово получилось? О чем будем говорить?
- Карточки, столь нам необходимые для урока, рассыпались. Нам необходимы только те карточки, где есть Союзы. Принесите их мне. Но очень вас прошу, будьте внимательны.
- Ребята, все ли правильно? А какие карточки остались? Почему?
- Мне кажется, что данные карточки-союзы можно разделить на две группы по строению. Какие это группы? Помогите мне.
-Так какая же тема сегодняшнего урока? Да, конечно же, это простые и составные союзы.
- Какова цель урока? Сформулируйте ее, начиная так: Я хочу….

-Так мы заполним вторую колонку «Хочу знать» таблицы «ЗХУ».
- А я хочу, чтобы вы на уроке научились отличать союзы от предлогов, различать простые и составные союзы, а также совершенствовать свои умения при работе с текстом.
- Итак, цели поставлены. Запишем тему урока «Простые и составные союзы». Читают предложение и производят синтаксический разбор предложения в тетради.

Проверяют себя и оценивают.

Определяют слово по первым буквам предложения: СОЮЗ

С каждой группы для работы выходят по три ученика. Ходят по кабинету, собирают карточки и приносят учителю.

- Остались предлоги. Сегодня на уроке мы изучаем союзы. Распределяют карточки на две группы, прикрепляют магнитками к доске.

- Простые и составные союзы.

Определяют цели урока:
- Я хочу научиться различать союзы.
- Я хочу правильно употреблять их в речи.
Заполняют колонку «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ»

Записывают в тетрадях тему урока ИКТ, электроннная презентация, Маршрутный лист

Рабочие тетрадки

Карточки-подсказки: в, на, из-за, и, а, но, чтобы, оттого что, когда, потому что, если, в течение, как будто,так как, что…



Таблица «ЗХУ», тетради для правил

ИКТ - презентация к теме
Работа над новой темой  1.Самостоя-тельная ра-бота: § 58– чтение пра-вила про себя.
2.Работа в паре «Лицом к лицу» 1.Предлагает прочитать правило в учебнике.

2.Предлагает задать вопросы друг другу по теме урока, проговорить правило (взаимопроверка, устная взаимооценка) 1.Самостоятельно читают правило на стр. 148 учебника

2. Взаимопроверяют, дают друг другу устную оценку Учебник

Маршрутный лист
Примене-ние новых знаний 1. Работа в группах: создание таблицы, отработать теорию в группах для дальнейшего применения на практике.

1.Организует координирует работу по изучению новой темы, даёт задание каждой группе составить таблицу «Сходство и различия предлогов и союзов», основываясь на знания, полученные при изучении темы:
-А сейчас мы выполним следующее задание. Попробуйте подготовить таблицу «Сходство и различия предлогов и союзов». Чем отличаются союзы от предлогов?
- Ребята, защитите свои таблицы. 2.Составляют таблицу и защищают постер, делают выводы о сходстве и различии союзов и предлогов

По одному спикеру от группы выходят к доске и защищают таблицу своей группы, остальные внимательно слушают, задают вопросы
Презентация к теме, тетради для правил
Формат А3
Фломастеры
Тетради для правил

Презентация таблиц

Закрепле-ние изученного 1.Работа в группах:
работа по отрывкам из «Легенды о Данко» М.Горького

1.Организует работу в группах, участвует в анализе полученных результатов:
Задание для 1-ой группы:
- Ребята, из какого произведения этот отрывок. Назовите стиль, тип текста. Спишите. Почему вы так решили? Хорошо, молодцы. Работаем в парах: докажите, что но (1-ое пр.) и и (3-е предл.) – союзы по следующему плану:
1. Общее значение.
2. Морфологические признак.
3. Синтаксическая роль.
... Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…
Задание для 2-ой группы:
1.Определить стиль текста. Выделить союзы.
2.Работа в парах: вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы. Составить схему последнего предложения.
А они увидев это подумали, что он ра..свирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет борот..ся с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы ле..че им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
Задание для 3-ей группы:
1.Продолжите текст, используя простые и составные союзы. Пофантазируйте.
2.Работа в парах: составить 2 вопроса к тексту.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал…
Люди же, изумлённые, стали как …
Задание для 4-ой группы:
1. Восстановите текст, вставляя нужные по смыслу союзы. Объясните, чем они отличаются от предлогов.
2. Работа в парах: какими частями речи являются выделенные слова, докажите.
Люди же, радостные … полные надежд, не заметили смерти его … не видели, … ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это …, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… 1.Каждая группа знакомится с текстом и выполняет задания тексту

В парах выполняют задания к тексту и оценивают

Раздаточный материал - отрывок из легенды, рабочие тетрадки,
тетради для правил, критерии оценивания.

Оценива-ние Формативное и сумматив-ное: Маршрутный лист оценива-ния с крите-риями (актив-ность, выступ-ления, работа в группе, идеи)
Формативное: на стикерах, «1 звезда, 1 желание» Выставить суммативные оценки с опорой на критерии, с обсуждением.
Мои достижения:
От 16 и более баллов – «5»
От 10 до 15 баллов – «4»
От 6 до 9 баллов – «3»
Ниже 8 баллов - «2» Анализируют свою работу, принимают критические замечания Маршрутный лист, стикеры
Подведение итогов урока. Рефлексия. 1.«Можешь – расскажи «Что ты знаешь о союзах?»
(слайд)

2.Работа по таблице «ЗХУ».
3.Рефлексия 1.- Ребята, давайте мы с вами сделаем вывод о том, что мы узнали о видах союзов.
- Какие же союзы являются простыми, а какие – составными?

2.Задаёт вопросы,
предлагает заполнить колонку «Узнал» таблицы «ЗХУ»
3.Предлагает провести обратную связь.
1. Рассказывают всё, что узнали о союзах:
Я узнал…
Я понял…
Я понял…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
2.Заполняют графу «Узнал» таблицы «ЗХУ», подводят итоги урока.
3. Записывают на стикерах, что понравилось на уроке, что не понравилось ИКТ

2.Таблица ЗХУ, фломастеры

3.Стикеры
Постановка ДЗ Задаёт домашнее задание:
1. стр. 146, 148 (повторите правило);
2. упражнение 360;
*Творческое задание (по выбору): выпишите из повести М.Горького «Детство» несколько сложных предложений, выделив простые и составные союзы Записывают задание на дом Дневники

Маршрутный лист
Ученика (-цы)_______класса
ФИ ___________________________________

№ Баллы Задания
1 Синтаксический разбор предложения.
Солнце озарило южный замок.
Самопроверка.
Критерии оценивания: всё верно - «5»
1 - 2 ошибки – «4»
3-4 - ошибки – «3»
2 Проверка домашнего задания. Взаимопроверка.
Упр. 357 (для всех). Критерии оценивания:
1. расставить знаки препинания – 3 балла;
2. подчеркнуть грамматические основы; определение союза, с помощью которого выражено противопоставление – 4 балла;
3. обозначение условия выбора орфограмм; определение глаголов, употреблённых в переносном значении – 5 баллов;
Написать мини - сочинение на тему «Зачем нам нужны союзы» (по желанию) - + 1 балл.
3 Определение темы и целей урока, работа над запонением таблицы «ЗХУ» (баллы от 1 до 5)
4 Работа в группах: заполни таблицу
СОЮЗ
Сходство с предлогом Различие с предлогом



5 Работа в группах
Задание для 1-ой группы:
1.Из какого произведения этот отрывок? Назвать стиль, тип текста. Почему вы так решили?
2.Работа в парах: докажите, что но (1-ое пр.) и и (3-е предл.) – союзы по следующему плану:
1. Общее значение.
2. Морфологические признак.
3. Синтаксическая роль.
... Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…

Задание для 2-ой группы:
1.Определить стиль текста. Выделить союзы.
2.Работа в парах: вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы. Составить схему последнего предложения.
А они увидев это подумали, что он ра..свирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет борот..ся с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы ле..че им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

Задание для 3-ей группы:
1.Продолжите текст, используя простые и составные союзы. Пофантазируйте.
2.Работа в парах: составить 2 вопроса к тексту.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал…
Люди же, изумлённые, стали как …

Задание для 4-ой группы:
1. Восстановите текст, вставляя нужные по смыслу союзы. Объясните, чем они отличаются от предогов.
2. Работа в парах: какими частями речи являются выделенные слова, докажите.
Люди же, радостные … полные надежд, не заметили смерти его … не видели, … ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это …, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…
7 Итог урока: Можешь – расскажи «Что ты знаешь о союзах»
8 Отметка Мои достижения на уроке (самооценка)
От 16 и более баллов – «5»
От 10 до 15 баллов – «4»
От 6 до 9 баллов – «3»
Ниже 8 баллов - «2»
9 Рефлексия
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Жамкеевна (01.04.2017) | Автор: Абжалиева Рудаба Жамкеевна E
Просмотров: 1373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]