Главная » Статьи » Русский язык и литература

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ»

Содержательно-методические основы опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся в среднем звене.
Для проведения опытно-экспериментальной работы сначала определим содержательно-методические основы формирования коммуникативной компетенции школьников.
В понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности и является основой последующего образования.
Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Особую трудность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Безусловно, культура речи связана с общей культурой человека, которая прививается и в семье, и в школе. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в первую очередь «Русский язык».
Сегодня обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.
Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.
Усвоение языковой теории на уроках - это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения.
Исходя из этого, была выстроена концептуальная модель формирования коммуникативной компетенции.
Теоретическая база инновационной деятельности по формированию коммуникативной компетенции.
1. Идея деятельностного подхода. Она связана с педагогикой развития и воплощается в разработке теории и технологии организации различных типов воспроизводящей деятельности. Речевая деятельность в учебном процессе (именно деятельность) организуется таким образом, что каждый ребёнок становится активным деятелем. Он не просто складывает звуки в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения, а понимает прочитанное. И не только на уровне языковых значений. Ребенок не просто пишет эссе на заданную учителем тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытается найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел.
2. Идея вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения. речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определённому речевому субъекту и может иметь разную протяжённость и структуру: от короткой реплики бытового диалога до большого научного, художественного или иного произведения.
3. Идея эписистемного знания как потенциального итога всего процесса совместной деятельности учителя и каждого ученика. Эти знания представляют собой цепочку вопросов, ответ на которые требует умственных усилий. Данные вопросы обращены и к самому тексту, и к личному опыту ученика. Искусство производства искомого знания с помощью вопросов к собеседнику восходит к диалогу: поэтапное продвижение к смыслу совершается путём решения связанных с содержанием текста микрозадач, в совокупности подготавливающих выход к итоговому знанию-обобщению. Доступные каждому микрозадачи в итоге позволяют открыть искомую истину во всей её непростой сути.
Опираясь на наиболее существенное в деятельности ведущих педагогов, я наметила свой подход к реализации основных путей формирования коммуникативной компетенции учащихся. Раскроем содержание и инновационный характер учебной деятельности.
1. Выстраиваем деятельность ребёнка при изучении русской речи как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.
Эффективным средством создания возможностей языкового развития учащихся на уроке русского языка является система ситуативных упражнений, которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.
На уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст рассказа об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:
· представьте, что вы были на экскурсии в городе Усть-Каменогорске;
· переработайте рассказ так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;
· подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать рассказ.
2. Соотносим материал учебного курса, средств и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, ориентируемся на ведущую деятельность. Чаще всего при работе над анализом языка художественного произведения проводится лингвистический эксперимент, но он сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента - обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.
Алгоритм работы при эксперименте таков:
- устранение данного языкового явления из текста;
- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;
- распространение текста другими языковыми элементами;
- перестановка слов и других языковых единиц;
- анализ полученных результатов, обобщение, выводы
3. Опираемся на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка. Из этого следует что, например, при введении новой лексики необходимо рассматривать слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка. Это не значит, что нужно устанавливать связи со словами школьного сленга. Задание организуется таким образом, чтобы, выполняя его, ребёнок использовал собственный языковой опыт или расширял его шаг за шагом. Например, можно выстраивать ассоциативные цепочки по данному слову, выяснить сначала контекстуальное значение слова, обратиться к морфемному значению, обязательно перепроверить себя по толковому словарю.
4. Осознаем, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Обязательным условием такой работы является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.
Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.). Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению дискретного текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания.
А. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.
Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый … был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис. … неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, … устал и уснул. Все насторожились.
Б. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?
Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.
Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?
В. Какое значение имеют суффиксы -ник- и -тель- в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если -ник- и -тель- в этих словах - суффиксы лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов («лиц») напишите рассказ..
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.
5. Имеем в виду, что текст - основная дидактическая единица.
В связи с тем, что информация в своём законченном виде передаётся через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой - в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации.
Главное в работе с текстом в нашем понимании - это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является анализ текста.
Примерные задания для анализа текста любого типа речи:
1) докажите, что вам предложен для разбора именно текст;
2) озаглавьте его; предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста;
3) составьте план текста (простой, сложный);
4) проанализируйте композиционное строение;
5) исследуйте типологическую структуру текста;
6) определите стиль текста, докажите свою точку зрения;
7) определите способ и средства связи предложений в тексте;
8) проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур;
9) дайте субъективную оценку тексту.
6. Создаём речевую ситуацию на уроке с помощью структурно- логических схем, например, разгадай «тему-загадку».
Учащимся предлагается по зашифрованной записи ответить на вопрос.
Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными, теоретическими проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное - научить школьников правильно, логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
7. Акцентируем внимание на том, что одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является эссе..
При написании рассказа следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.
Для формирования коммуникативной компетенции требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе современной школы. Формирование коммуникативной компетенции школьника должно включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительскую, с родителями, согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятиях (например «Уроки общения») .

Литература:

1. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопросы психологии.- 1996.- № 3.
2. Дифференцированная групповая работа, как эффективное средство для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся-1972:сборник научных трудов Советская педагогика и школа/под ред. А.Бенко.-СПб; Тарту, 1972.
3.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Просвещение, 1988.
4. Ривин А.Г. Общие формы организации процесса обучения.-Красноярск,
1984.
5. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе
обучения.- М.: Знание, 1987.
6. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М.: Знание, 1975.
7. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? –М.: Просвещение, 1985.
8. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман// Вопросы психологии. - 1993.-№3.
9. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1998.
10. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1995.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Рассвет (12.05.2019) | Автор: Жакипова Айнаш Мергалиевна E
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]